Формирование ассортимента товаров в магазине. Ассортиментный перечень. Показатели ассортимента

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т. е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети. Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазинах.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. При этом учитывают влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т. е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Реализации в магазинах должны подлежать товары надлежащего качества.

Рассмотрим особенности формирования ассортимента товаров в магазинах некоторых типов.

Так, в универмагах ассортимент товаров рекомендуется строить по потребительским комплексам. Здесь могут быть предусмотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для спорта, туризма и путешествий», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома».

Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы «Одежда», «Головные уборы и воротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и другие.

В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.

В универсамах выделяют продовольственные и непродовольственные товары. Среди продовольственных товаров выделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебобулочные изделия; бакалейные товары; кондитерские изделия; консервы; гастрономические продукты; мясо, рыба; плоды, овощи

Таким образом, при построении ассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневно госпроса» — на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.

Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазинах служит обязательный ассортиментный перечень товаров. Он устанавливается для каждого конкретного магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов.

Понятие и виды ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров в оптовых и розничных организациях. Ассортиментный перечень товаров – основа формирования ассортимента. Показатели устойчивости, полноты и широты ассортимента. Организация контроля за соблюдением ассортимента.

Характер и особенности труда работников розничной торговли. Режим работы магазина: определение, порядок установления, виды. Графики выхода на работу.

Режим работы магазина

Режим работы магазина определяется временем откры­тия, закрытия, продолжительностью работы и перерывов, выходными и санитарными днями. От режима работы в

значительной мере зависит качество торгового обслужива­ния. В свою очередь, на режим работы магазина влияют:

■ интенсивность покупательских потоков;

■ распределение товарооборота по часам дня, дням не­дели, сезонам;

■ обеспеченность данного района торговой сетью;

■ режим работы близлежащих торговых организаций;

■ контингент обслуживаемых покупателей;

■ необходимость создания оптимального режима труда и отдыха работникам.

С учетом вышеуказанных факторов может быть уста­новлен одно-, полутора-, двухсменный режим работы. В последние годы в целях повышения качества торгового обслуживания, эффективности использования торговых площадей устанавливается круглосуточный режим рабо­ты магазина.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О за­щите прав потребителей» режим работы определяется по согласованию с местным и исполнительными органами и должен соответствовать установленному режиму работы. Режим работы магазинов при промышленных предпри­ятиях, в учреждениях и организациях устанавливается также по согласованию с их администрацией.

Режим работы указывается в лицензии на право де­ятельности и на вывеске магазина.

Согласованность режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигается путем разра­ботки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабоче­го времени и обеспечении ритмичного чередования време­ни труда и отдыха работников магазина в течение дня и ра­бочей недели. Следует предусматривать время на подгото­вительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.

В графиках указывают время начала и окончания рабо­ты, время перерыва на обед и отдых, выходные дни.

В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат времени на получе­ние и подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет че­ков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, переда­чу товарно-материальных ценностей и т. д. На эти опера­ции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не бо­лее 60 мин в смену.

При семичасовом рабочем дне устанавливают шести­дневную рабочую неделю с одним выходным днем. В мага­зине с восьмичасовым рабочим днем продолжительность рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя вы­ходными днями. Общая продолжительность рабочего вре­мени за неделю - 40 ч.

При полуторасменном режиме работы (11 ч в день), для работников устанавливается рабочий день продолжитель­ностью 8 ч с двумя выходными днями. В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нор­мальной продолжительности, для продавцов и контроле­ров-кассиров разрешается применять суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабо­чего дня не должна превышать 11 ч 30 мин при обязатель­ном предоставлении отдыха на следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же, как и у других работников. Перевод работников на сумми­рованный учет рабочего времени осуществляется по согла­сованию с профсоюзным комитетом.

В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток поку­пателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу, предусматриваю­щий выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются в продовольственных магазинах.

Графики выхода на работу работников разрабатывают исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Согласованные с профсоюзным комите­том и утвержденные администрацией графики выхода на работу доводят до сведения работников магазина за две не­дели до их введения. В последующем их доводят до сведе­ния работников не позднее чем за три дня до начала следу­ющего месяца.

Нормирование трудапозволяет установить рациональ­ную численность и структуру штата работников, эффек­тивно использовать оборудование и рабочее время, повы­сить материальную заинтересованность работников в ре­зультатах своего труда.

Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основ­ных и вспомогательных операций.

При нормировании труда работников используют нор­мы времени, выработки и обслуживания.

Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или не­сколькими работниками в рациональных организацион­но-технических условиях.

Норма выработки - объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выпол­нить одному или группе работников в единицу времени.

Норма обслуживания выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

При технико-экономическом нормировании труда ис­пользуют фотографию рабочего дня и хронометраж.

С помощью фотографии рабочего дня определяют фак­тические затраты времени на различные виды работ и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной и групповой. Для регистрации на­блюдений заполняют специальную карту, в которой ука­зывают дату проведения фотографии, наименование орга­низации и структурного подразделения, фамилию работ­ника, его специальность, стаж работы и возраст, продолжительность наблюдения, а также затраты време­ни на выполнение отдельных операций, на перерывы.

Научная организация труда в торговле, ее понятие, задачи, принципы и основные направления. Формы разделения и кооперирования труда в торговле. Организация материальной ответственности и контроля за сохранностью товаров. Охрана труда и техника безопасности.

Научная организация труда (НОТ)- это организация труда, основанная на новейших достижениях науки и пе­редовой практики, позволяющая наилучшим образом со­единить технику и людей в едином технологическом про­цессе, обеспечивающая наиболее эффективное использо­вание трудовых и материальных ресурсов, повышение производительности труда, сохранение здоровья челове­ка. Она позволяет без дополнительных капитальных вло­жений наилучшим образом соединить людей и технику в едином технологическом процессе и на этой основе обеспе­чить рост производительности труда, повысить его эффек­тивность, сократить потребность в новых работниках, а также улучшить культуру обслуживания населения.

Основными направлениями научной организации тру­да в торговле являются:

■ совершенствование форм разделения и кооперации труда;

■ улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

■ изучение и распространение передовых приемов и ме­тодов труда;

■ подготовка и повышение квалификации кадров;

■ совершенствование нормирования и оплаты труда;

■ улучшение условий труда.

Рациональное разделение труда работников магазина.Оно предусматривает наиболее целесообразную расстанов­ку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязан­ностей каждого работника. Основными формами разделе­ния труда в магазине являются: функциональное, товар­но-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособле­ние отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь торговый пер­сонал подразделяется на категории: управленческий, ос­новной или торгово-оперативный, оперативно-вспомога­тельный, технический и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обес­печивающих управление торгово-технологическим и тру­довым процессом. К ним относятся директор (заведу­ющий), заместитель директора (заведующего), админист­ратор, товароведы, заведующие секциями, старший бух­галтер, бухгалтеры и т. д.

Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий).

Заместитель директора (заведующего) магазина руко­водит коммерческой деятельностью, в его ведении нахо­дятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Администратор следит за состоянием выкладки това­ров и рекламного оформления торгового зала, за соблюде­нием правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.

Товароведы выполняют функции по изучению спроса, заключению договоров с поставщиками и контролю за их выполнением, организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

Заведующие товарными отделами (секциями) органи­зуют работу своих отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал - это про­давцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торго­вом зале.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, про­верка работоспособности торгового оборудования и инвен­таря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), под­готовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, выполняет расчетные операции с по­купателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Контролер проверяет сортность, комплектность, разме­ры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осущест­вляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет пас­порта на приобретенные товары, консультирует покупате­лей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Оперативно-вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала. К ним относятся фа­совщики, рубщики мяса и др.

Технический персонал (механики холодильных устано­вок, слесари, мастера по обслуживанию кассового и весо­измерительного оборудования) обеспечивает работу соот­ветствующего оборудования.

К вспомогательному персоналу относятся дворники, уборщики, грузчики.

Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональ­ное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов под­разделяют на первую, вторую и третью категории.

Круг обязанностей определяется квалификационным справочником и должностными характеристиками.

Следствием разделения является кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профес­сий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В резуль­тате кооперации труда повышается профессиональный уро­вень работников магазина, они приобретают дополнитель­ные навыки и знания, увеличивается протяженность зон об­служивания, обеспечивается взаимозаменяемость.

Уровень кооперации труда в каждом конкретном магази­не устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на осно­ве изучения степени загрузки работников и выявления сво­бодного времени в течение рабочего дня. Например, долж­ность заведующего товарным отделом может быть совмеще­на с должностью администратора, товароведа, продавца, контролера, контролера-кассира; продавца - с должностью заведующего отделом, администратора, контролера, контро­лера-кассира, уборщика и т. д. Такое совмещение должнос­тей (профессий) может быть обеспечено за счет овладения ра­ботниками магазина второй профессией.

Одним из направлений совершенствования организа­ции труда в магазине является подготовка и повышение квалификации кадров.Повышение квалификации и об­щеобразовательного уровня работников розничной торгов­ли осуществляется через сеть курсов, средних специаль­ных и высших заведений, с целью подготовки новых ра­ботников и обучения новым профессиям.

Наши рекомендации