Формирование и размещение ассортимента товаров в магазинах_________95

варов, изменения покупательского спроса требуют своевременной пе­рестройки внутригруппового ассортимента.

I Формируя ассортимент товаров, необходимо учесть и такой фак­тор, как сезонность спроса. Сезонность спроса на продовольственные товары связана с сезонностью производства сельскохозяйственных продуктов. Однако по мере увеличения продовольственных ресурсов, обеспечения длительности хранения и сохранности качества товаров она будет сглаживаться. Между тем сезонность спроса, связанная с физиологическими особенностями питания в разные времена года, останется и, следовательно, ее следует учитывать. Так, летом увеличи­вается спрос на молочные продукты, растительную пищу, напитки и т. д., а зимой — на мясо, жиры и т. п.

Изменения спроса, которые необходимо учитывать при формиро­вании ассортимента, связаны также с праздниками, национальными традициями и т. п.

При формировании ассортимента товаров следует обеспечить пра­вильное сочетание товаров с различной стоимостью, постоянного и периодического характера потребления. Продовольственные товары имеют относительно высокую товарооборачиваемость, так как многие из них являются скоропортящимися, с ограниченным сроком реа­лизации, и для них характерен небольшой объем товарных запасов. Увеличение объема товарных запасов, замедление товарооборачивае-мости могут быть вызваны как недостатками в формировании внутри­группового ассортимента нескоропортящихся товаров, без учета час­тоты спроса на отдельные их разновидности, так и несоответствием качества, свежести товаров требованиям покупателей, а иногда и предлагаемой расфасовкой. При формировании ассортимента необхо­димо учитывать и эти факторы, что особенно важно в условиях разви­тия самообслуживания.

Нормальное функционирование магазина требует формировать ас­сортимент не только с учетом спроса покупателей, но и с учетом обес­печения рентабельности его работы. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте магазина товаров с высокой и низкой из-держкоемкостью, но не в ущерб интересам покупателя. Многие про­довольственные товары имеют высокую издержкоемкость, однако, они должны быть постоянно в продаже. В этих условиях важно в мага­зинах с преимущественно универсальным ассортиментом продоволь­ственных товаров продавать и непродовольственные товары частого спроса, что как уже отмечалось способствует улучшению обслужива­ния покупателей и повышению рентабельности магазина.

Юсновой формирования ассортимента служит ассортиментный перечень основных групп товаров и их разновидностей, которые должны быть в продаже постоянно. Ассортиментные перечни разрабатывают для каждого магазина, их периодически пересматривают. Фактический ассортимент товаров в магазине шире установленного ассортимент­ного перечня. За пределами ассортиментного перечня его формируют на основе тщательного подбора внутригрупповых разновидностей с учетом рациональных факторов, влияющих на спрос покупателей. Предлагаемый ассортимент должен максимально отвечать интересам покупателей и экономическим требованиям.

Число разновидностей товаров в магазине зависит от широты ас­сортимента, площади торгового зала и установочной площади, выде­ляемой для продажи отдельных товаров. Число разновидностей това­ров по каждой товарной группе (подгруппе) определяют по формуле

Pj-P^KxT, где Р0 — оптимальное число разновидностей товаров на один квадрат­ный метр площади торгового зала;

К — коэффициент изменения размеров установочной площади; Т - площадь торгового зала, которая выделяется для продажи данной группы (подгруппы) товаров, м2.

Число разновидностей товаров на один квадратный метр площади торгового зала зависит от размера товара (упаковки), частоты спроса, формы торгового обслуживания.

Коэффициент изменения размеров установочной площади рассчи­тывается как отношение фактического показателя коэффициента установочной площади (К.) к установленному показателю (К ).

В ассортиментный перечень должны быть включены только те раз­новидности товаров, которые выпускает отечественная промышлен­ность и поставляет сельское хозяйство в количестве, достаточном для удовлетворения спроса. Сезонные товары включаются в ассортимент­ный перечень в период их массовой реализации.

Существуют: твердо сформулированный спрос, т. е. спрос на конк­ретный товар, с определенными потребительскими свойствами, при отсутствии которого не происходит взаимозаменяемости; альтерна­тивный спрос, т. е. спрос, формирующийся на основе сопоставления имеющихся товаров, допускающий широкую взаимозаменяемость при совершении покупки; импульсивный спрос, когда потребность в покупке отдельных товаров заранее не возникла, а появилась под влиянием предложения.

Наши рекомендации