Понятие инновационного потенциала организации
Инновационный потенциал - это предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели или стратегии ресурсы и организационный механизм. Инновационный потенциал включает в себя следующие элементы:
• Инновационно-ориентированные подразделения: научно- исследовательские, конструкторские отделы; лаборатории контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел.
• Профессиональный кадровый состав: лидеры-новаторы, научно-исследовательский и конструкторский персонал, маркетологи, аналитики.
• Финансовые ресурсы: целевое финансирование, гранты, инвестиции, займы.
• Материально-техническое оснащение: опытно-приборная база, экспериментальное и лабораторное оборудование
• Интеллектуальная собственность: изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, бизнес-планы освоения инноваций.
• Источники развития инновационной деятельности: информационный отдел, договоры с НИИ, вузами.
Выделяют такие виды инновационного потенциала как функциональный, проектный, ресурсный, комплексный.
Проектный инновационный потенциал - это возможности, которые могут быть реализованы в рамках инновационного проекта.
Инновационная внутренняя среда включает в себя такие компоненты как:
- инновационный потенциал;
- организационная инновационная культура;
- персонал организации;
- технология производства.
Инновационная активность организации - это степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, а также способность мобилизовать инновационный потенциал организации.
Показатели инновационного потенциала организации
Экономические критерии оценки инновационного потенциала фирмы позволяют оценить её возможности вовлечения новых или усовершенствованных продуктов и технологий в хозяйственный оборот. В зависимости от текущего потенциала фирмы и ее результатов в инновационной сфере, а также их сравнения с эталонными показателями осуществляется выбор инновационной стратегии:
о стратегия лидера - внедрение принципиально новых продуктов и технологий;
о стратегия Последователя - освоение усовершенствованных продуктов или улучшающих технологий.
Используются следующие показатели инновационного потенциала .
1.Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью:
,
где F - внеоборотные активы фирмы (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, финансовые вложения); Fнма - интеллектуальная собственность фирмы (нематериальные активы). Коэффициент определяет степень вооруженности фирмы интеллектуальным капиталом, включающим в себя следующие нематериальные активы: патенты на изобретения, промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, компьютерные программы, товарные знаки.
2.Коэффициент персонала, занятого е НИР и ОКР:
где Ч - общая численность персонала фирмы, ЧНИР — численность персонала, занятого в НИОКР. Коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав фирмы, показывая долю персонала, непосредственно занимающегося разработкой новых продуктов и технологий, в общей численности сотрудников.
3.Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР:
где О - стоимость оборудования производственного назначения фирмы; ОНИР - стоимость оборудования опытно-приборного назначения. Коэффициент характеризует материально-техническую базу и научно-исследовательскую оснащенность фирмы, показывая долю оборудования экспериментального и исследовательского назначения в общем объеме оборудования.
4. Коэффициент освоения новой техники:
где FНТ - стоимость вновь введенных в предшествующем году основных средств. Коэффициент характеризует возможности фирмы по освоению нового оборудования, показывая соотношение вновь введенного оборудования с общим объемом имущества длительного пользования. Стратегия лидера подразумевает значение коэффициента КНТ=0,4, то есть полное обновление техники происходит за 2,5 года.
5.Коэффициент освоения новой продукции.
где V- совокупная выручка от продаж (в год); VНП - выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции, а также продукции, изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий (в год). Коэффициент характеризует способность фирмы к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции. Фирма характеризуется как инновационный лидер при значении коэффициента КНП =0,5, то есть при полном обновление ассортимента за 2 года.
6.Коэффициент инновационного роста:
где I - общая стоимость инвестиционных проектов фирмы (в год); IНИР - стоимость научно-исследовательских инвестиционных проектов (в год). Коэффициент характеризует устойчивость технологического роста и производственного развития, показывая долю средств, выделяемых фирмой на исследования по внедрению новых технологий в общем объеме инвестиций.
Таким образом, построена система оценки инновационного потенциала фирмы, основанная на использовании реальных экономических показателей и направленная иа анализ инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, технологические и инвестиционные ресурсы. С целью комплексной оценки инновационного потенциала фирмы можно использовать следующий обобщенный коэффициент:
К иннов = 0.1*(Кис-0.1)+0.2*(Книр1-0.2)+0.3*(Книр2-0.3)+0.4*(Кнт-0.4)+0.5*(Кнп-0.5)+0.6*(Кинв-0.6)
При условии КИНННОВ >0 значения по большей части коэффициентов превосходят нормативные, приведенные в табл. 1.2, и соответствуют стратегии лидерства; при условии -0,91<КИННОВ<0 фирма реализует стратегию последователя. При КИННОВ = -0,91 фирма не является инновационным предприятием, поскольку значения всех коэффициентов, характеризующих инновационную деятельность, равны нулю.
Таблица 1.2