Оценка инновационного климата и инновационного потенциала, определение инновационной позиции организации

Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата.

Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, влияющее на степень достижения инновационной цели.

При рассмотрении внешней среды необходимо оценить формы (прямые и косвенные) и размеры поддержки инновационных предприятий на макро- и мезо- и микроуровнях. Рассмотреть основное законодательство, направления инвестирования бюджетных средств (в динамике не менее чем за 3 года), другие возможности в рамках программ развития инновационной активности отраслей и хозяйствующих субъектов. Готовность населения, предприятий к восприятию и потребности в инновационных видах продукции.

В результате краткой характеристики элементов внешней среды сделать необходимый вывод об используемых и неиспользуемых возможностях организации, предположить свои варианты по основным направлениям ее деятельности.

Особенный упор сделать на региональные, отраслевые особенности выбранного субъекта, выбранного направления деятельности. При этом рекомендуется использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплин «Региональная экономика», «Макроэкономика» и др.

Влияние инновационного климата можно оценить по группам, приведенным на рис.1.

Оценка инновационного климата и инновационного потенциала, определение инновационной позиции организации - student2.ru

Оценка инновационного климата и инновационного потенциала, определение инновационной позиции организации - student2.ru

Рисунок 1 – Взаимодействие внешней и внутренней среды, определяющее инновационную позицию организации

Анализ инновационного климата рекомендуется проводить с использованием экспертных оценок по пятибалльной шкале. Баллы от 1 до 2-х рассматриваются как угрозы, от 4 до 5 – как возможности. Результаты исследования привести в приложении к курсовой работе в форме таблицы (табл.1).

Таблица 1 – Оценка инновационного климата

ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ Уровень состояния компонентов, балл
1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА (СТЭП-анализ стратегических сфер)  
1.1 Социальная, природно-географическая и коммуника-ционная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь)  
1.2 Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации)  
1.3 Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне)  
1.4 Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база)  
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата  
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА (анализ стратегических зон)  
2.1 Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами  
2.2 Зона капиталовложений - инвестиций  
2.3 Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов  
2.4 Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов  
2.5 Зона трудовых ресурсов - рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих  
2.6 Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона города, района)  
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата  
ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ  
Оценка макроклимата  
Оценка микроклимата  
Итоговая оценка состояния инновационного климата  

Инновационный потенциал определяет степень готовности субъекта выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.

В данном разделе рекомендуется дать краткую характеристику выбранной организации (основная деятельность (желательно в динамике за ряд лет), организационная структура, структура кадров, материально-техническое обеспечение).

Существуют различные качественные и количественные методики оценки инновационного потенциала.

Для решения ана­литических задач с использованием оценки инновацион­ного потенциала разрабатываются специальные вопросни­ки и анкеты различной степени детализации параметров. В первую очередь предлагается использовать обобщенные блоковых оценок (табл.2), в которых эксперты про­ставляют свои оценки по 5-балльной шкале, трактуя их как возможности и угрозы (аналогично табл.1).

Для приближения к существующей практике рекомендуется заполнить и привести в приложениях к курсовой работе и форму государственного статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации (Форма № 4-инновация)» либо, если организация относится к субъектам малого предпринимательства, - «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (Форма №2-МП инновация)» /1,2/ и, с учетом статистических данных, заполнить на ее основе 5-балльную оценку инновационного потенциала по рекомендуемой форме, табл.2.

Таблица 2 - Оценка инновационного потенциала организации

КОМПОНЕНТЫ БЛОКОВ Уровень состояния, балл
1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК(оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсного обеспече­ния и исполнения функций - НИОКР, производства, реализации, обслуживания)  
1.1 Состояние продуктового проекта № 1 1.2 Состояние продуктового проекта № 2 1.3 Состояние продуктового проекта № 3  
Итоговая оценка состояния продуктового блока (портфеля)  
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК(компоненты функционального блока - стадии жизненного цикла изделий)  
2.1 НИОКР, опытно-экспериментальные и испытательные работы 2.2 Производство: основное и вспомогательное 2.3 Маркетинг и сбыт (продажи) 2.4 Сервисные работы для потребителей  
Итоговая оценка состояния функционального блока  
3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК  
3.1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ  
1) Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие 2) Площади и рабочие места, связь и транспорт 3) Оборудование и инструменты  
Итоговая оценка состояния материально-технических ресурсов  
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ  
1) Состав и компетентность руководителей 2) Состав и квалификация специалистов 3) Состав и квалификация рабочих  
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов  
3.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ  
  1) Научно-технический задел; патенты и «ноу-хау»; научно-техническая информация 2) Экономическая информация 3) Экономическая информация  
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов  

Продолжение таблицы 2

КОМПОНЕНТЫ БЛОКОВ Уровень состояния, балл
3.4 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ  
1) Возможности финансирования из собственных средств 2) Обеспеченность оборотными средствами 3) Обеспеченность средствами на зарплату  
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов  
ИТОГО ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ  
3.1 Состояние материально-технических ресурсов 3.2 Состояние трудовых ресурсов 3.3 Состояние информационных ресурсов 3.4 Состояние финансовых ресурсов  
Итоговая оценка состояния ресурсного блока  
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК  
4.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА  
1) Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления 2) Функции: состав и качество разделения труда 3) Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей 4) Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям  
Итоговая оценка состояния организационной структуры  
4.2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ  
1) Прогрессивность используемых технологий и методов 2) Уровень автоматизации  
Итоговая оценка состояния технологии  
4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА  
1) Коммуникационная система и язык общения 2) Традиции, опыт и вера в возможности организации 3)Трудовая этика и мотивирование  
Итоговая оценка состояния организационной культуры  
ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА  
4.1 Организационная структура 4.2 Технология процессов 4.3 Организационная культура  
Итоговая оценка состояния организационного блока  
5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК  
5.1Общее, функциональное и проектное руководство 5.2Система управления: планирование, организация, контроль, стимулирование, координация 5.3Стиль управления (сочетание автономности и централизации)  
Итоговая оценка состояния управленческого блока  
ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА  
1 Состояние продуктового блока 2 Состояние функционального блока 3 Состояние ресурсного блока 4 Состояние организационного блока 5 Состояние управленческого блока  
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала  

Определив итоговые баллы, полученные в результате экспертных оценок инновационного климата и инновационного потенциала, определим инновационную позицию организации по формуле (1).

Ипоз= 0,5(Пот+Кл), (1)

где: Ипоз – итоговое значение инновационной позиции;

Пот – итоговый балл оценки инновационного потенциала;

Кл – итоговый балл оценки инновационного климата.

Таким образом, становится видно преобладание возможностей или угроз при внедрении инноваций для конкретной организации.

На основе сделанных выводов рекомендуется описать либо внедрение новшеств в рамках базовой стратегии организации (табл.3), либо выбрать инновационную стратегию развития (табл.4,5).

Таблица 3 -Инновационная часть базовых стратегий развития фирмы

Базовая стратегия Инновационные стратегии
Группа стратегий интенсивного роста: глубокое проникновен. (усиление позиций) на данный рынок с данным продуктом Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы
Развитие рынка – маркетинговая инновация (новый рынок – старый товар)
Развитие продукта – продуктовая инновация (новый товар – старый рынок)
Группа стратегий интеграционного роста Вертикальная интеграция вниз (с поставщиками) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с поставщиками, снабженческими фирмами
Вертикальная интеграция вверх (с потребителями) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с потребителями, сбытовыми фирмами
Горизонтальная интеграция (с отраслевыми организациями-конкурентами) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с разрабатывающими и производящими организациями отрасли
Группа стратегий диверсификационного роста Конструкторская (центрированная) диверсификация – Конструкторская (продуктовая) инновация: новый продукт, старая технология, старый рынок
Конструкторско-технологическая (горизонтальная) диверсификация - Конструкторская и технологическая инновации: новый продукт, новая технология, старый рынок
Конгломеративная (чистая или полная) диверсификация – Конструкторская, технологическая и маркетинговая инновации: новый продукт, новая технология, новый рынок
Группа стратегий сокращения (сокращение издержек) Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы
Ликвидация структурных звеньев – Организационные и управленческие инновации
Сокращение кадров – Технологическая, организационная и управленческая инновации

Таблица 4 - Стратегии внедрения и адаптации (усовершенствование технологий, освоение новых, закрепление на старых рынках)

Типы стратегий Типы стратегий
Поддержки продуктового ряда Технологического трансферта
Ретро нововведений Вертикального заимствования
Сохранения технологических позиций Технологической связанности
Продуктовой имитации Следования за рынком
Процессной имитации Радикального опережения
Стадийного преодоления Выжидания лидера

Таблица 5 - Инновационные стратегии НИОКР (направлены на совершенствования продукции)

Тип стратегии Краткая характеристика
Лицензионная Исследования приобретаются у других организаций, могут иметь незаконченный характер, происходит частичное финансирование НИОКР
Стратегия исследовательского лидерства Постоянные инвестиции в НИОКР, достижение долговременного нахождения на лидирующих позициях
Стратегия следования за жизненным циклом Накопление НИОКР для замещения выбывающих продуктов
Стратегия параллельной разработки Приобретение лицензий на продукт с целью форсированного освоения, ускорения производства и создания на базе приобр. лицензий своих разработок
Стратегия опережающей наукоемкости Увеличение наукоемкости продукции для снижения себестоимости производства и занятия лидирующих позиций в отрасли

Отношение организации к инновациям хорошо иллюстрирует характеристика инновационного поведения по теории Раменского-Фризевинкеля. Если есть возможность, сделайте вывод о типе организации (виолент, патиент, эксплерент либо коммутант).

Наши рекомендации