Анализ инновационного потенциала организации. Анализ производственного аспекта внутренней среды организации.

Инновационный потенциал организации — это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций. Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Анализ инновационного потенциала предприятия. Оценивается вид деятельности, структура органов управления, ресурсный потенциал, финансовое состояние и готовность предприятия к инновациям. Одновременно с этим оценивается структура источников финансирования капитала хозяйствующего субъекта, их роль в формировании и развитии инновационного потенциала. Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях: частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта; комплексная оценка текущего состояния организации относительно уже реализуемых проектов. В соответствии с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного потенциала, применяется одна из двух возможных методик оценки: детальная или диагностическая. Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды вкратце такова: дается описание нормативной модели состояния инновационного потенциала организации, т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение уже поставленной инновационной цели; устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем вышеуказанным блокам и их компонентам; анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала; выделяются сильные (соответствующие нормативу) и слабые (значительно расходящиеся с нормативом) стороны потенциала; составляется перечень работ по усилению слабых сторон организации. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации. Необходимо заметить, что проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. В качестве диагностических параметров используется доступная информация, характеризующая различные стороны деятельности компании (например, численность сотрудников, средний уровень заработной платы, производительность труда, себестоимость продукции, качество продукции и услуг и т.д.) Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова: оценка управляющих воздействий; оценка состояния внешней среды; ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные, технологические); ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации; установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы; наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных; оценка структурных параметров; определение интегральной оценки потенциала организации. С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями. Во-первых, посредством внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, теперешней и будущей стратегической позиции предприятия. Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций. Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность: 1. Устанавливается перечень кластер-факторов, связанных с соответствующими свойствами инновационного потенциала и строится «дерево кластер-факторов», ствол котрого - уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях, более детальные его свойства. 2. В соответствии с установленным перечнем кластер-факторов и структуризацией их за разработанным «деревом кластер-факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала. 3. Согласно проведенной структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя. 4. Избирается база сравнения уровня инновационного потенциала, за которую может быть взятый инновационный потенциал исследующегося предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента. 5. Проводя сравнительный анализ посредством метода средневзвешенной рассчитываем показатель роста инновационного потенциала (или показатель уровня инновационного потенциала) исследующегося предприятия. Оцениваем интенсивность инновационного развития. 6. На основании полученных данных делается вывод относительно уровня инновационного потенциала. Результаты оформляются соответствующим образом в удобный для реализации поставленной цели форме.





В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка. Производство, операции и технические аспекты: наличие материалов и материальные затраты; затраты на производство и обработку; влияние кривой роста производительности; гибкость производственного процесса; переработка побочных продуктов и отходов; использование преимуществ вертикальной интеграции; характеристики технологий производства; усилия по разработке продукции. Производственная деятельность. Производство является основной функцией любой организации и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать на рынке. Стратегический анализ производственного процесса сосредоточивается на следующих аспектах: эффективность предприятия и оборудования; структура производственных затрат; проблема производственных мощностей; местоположение предприятия; производительность и эффективность обслуживания, контроля качества, запасов и планирования производства; квалификация производственного персонала. К материально-техническому обеспечению относится деятельность, относящаяся к получению, хранению и управлению вкладами. Оно включает в себя функции складирования, управления запасами, поддержания, расписания поездок. Это производственный срез внутренней среды, относящийся к изготовлению продукта, снабжению и ведению складского хозяйства и обслуживанию технологического парка. Улучшение в любой деятельности, относящейся к материально-техническому обеспечению, отражается в снижении цен и увеличении продуктивности. Для анализы материально-технического обеспечения необходимо учитывать соответствие производственных мощностей конкурентным требованиям сегодняшнего дня, эффективность использования производственных мощностей (недозагрузка, возможность расширения производственной базы). Процессы в организации: Факторы: 1. производительность оборудования в сравнении с конкурентами 2. подходящая автоматизация производственных процессов 3. эффективность производственного контроля над продукцией с целью повышения качества и снижения цены 4. эффективность планировки завода и модели технологических процессов Это вид деятельности, необходимый для превращения затрат в конечный продукт. Действия, относящиеся к обработке, упаковке, сборке, техническому обслуживанию и тестированию, относятся к процессам организации. Улучшение в процессах организации позволяет повысить качество продукта, эффективность и быстроту отклика на меняющиеся условия рынка. Отгрузка: 1. своевременность и эффективность перевозки конечных продуктов. 2. эффективность складского хранения конечного продукта Когда конечный товар уже произведен, он должен быть представлен клиентам организации. Здесь включены такие функции, как складирование, погрузочно-разгрузочные операции, деятельность средств доставки и обработка заказов. Улучшение в этих видах деятельности имеет следствием высокую эффективность и высокий уровень сервиса. Маркетинг и продажи: Факторы: 1. эффективность маркетинговых исследований для выявления потребительского сегмента и потребности. 2. новые методы в продвижении товаров и рекламе. 3. оценка каналов распределения. 4. движущая сила и компетентность продавцов. 5. разработка качественного имиджа и желаемой репутации. 6. степень приверженности потребителя к данной марке товара. 7. степень лидирующего положения на рынке в рамках сегмента и целого рынка. Вся маркетинговая деятельность организации включает в себя четыре основные вопроса: структуру продукции, цену, продвижение и способы распределения. Маркетинговый срез внутренней среды включает в себя всю деятельность организации, которая связана с реализацией продукта. К ней, по большему счету, относится стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систем распределения. Служба работы с покупателями: Факторы: 1. методы получения потребительского взноса в улучшение продукта 2. расторопность внимания на жалобы клиентов. 3. соответствие гарантий и гарантийной политики. 4. качество потребительского образования и воспитания. 5. способность предоставлять сменные детали и бюро ремонта. Менеджеры считают, что служба работы с клиентами – важная деятельность организации. В нее включены установка, ремонт, обучение клиентов, снабжение запасными частями, сборка и монтаж продукции, также обходительность, учтивость и быстрый отклик на запросы и жалобы потребителей. Развитие технологий: Факторы: 1. Успешность исследовательских и проектных действий. 2. Качество отношений между персоналом проектно-исследовательского отдела и работниками других отделов. 3. своевременность разработок в соответствии с нужным моментом. 4. качество лабораторий и другого оборудования. 5. квалификация и опыт работников лабораторий и ученых. 6. способность рабочей среды поощрять творчество и новые идеи. Технологии пронизывают всю важную деятельность организации. Они влияют на деятельность от развития продукта и процессов до заказов и представления конечного продукта. Развитие технологий лежит за пределами традиционного исследования и развития, и относится не только к продукту. Снабжение: Факторы: 1. Развитие альтернативных источников вклада для минимизирования зависимости от отдельного поставщика. 2. снабжение сырьем (своевременно, по возможно низкой цене, на допустимом уровне качества). 3. процессы снабжения заводов, механизмов, зданий. 4. развитие критерия аренды, а не покупки. 5. крепкие, длительные отношения с надежными поставщиками. Снабжение относится к функциям приобретения вложений, которые упоминаются в цепочке ценностей организации. Это может быть сырье, поставщики, вложения в производительный процесс, оборудование (также машинное), здания. Приобретение этих вложений важно не только для основных видов деятельности, но и для поддерживающей деятельности.

Наши рекомендации