Маркетинговые характеристики
В маркетинге есть закономерность, для успешного продвижения продукции на рынке заявленные характеристики новой модели должны быть хотя бы немного лучше, чем старой. Пока промышленная технология находится на начальных стадиях развития, этот принцип удовлетворяется сам собой. Так, ЖК-мониторы с середины 1990-х гг. начали быстро дешеветь, совершенствуясь в точности цветопередачи, расширении углов обзора, уменьшении времени отклика пиксела и т. д. С акустическими системами дело обстоит, увы, иначе. Технология производства высококачественных АС была доведена почти до совершенства еще пару десятилетий назад. Сегодня, к сожалению, у изготовителей часто не получается заметно повысить качество, им даже не удается снизить цены, поскольку дорожают все сырьевые товары, необходимые в производстве: нефть, из которой делается пластмасса, дерево для корпусов, металл для динамиков и всевозможных конструктивных элементов. Но законы маркетинга требуют своего... в результате заявленные характеристики все больше отрываются от реальности.
Каким же образом завышаются паспортные характеристики? Обычно из всех возможных указывается наиболее выигрышная величина. Например, в качестве мощности активных акустических систем приводится мощность встроенного усилителя или даже трансформатора питания, а не динамиков, хотя именно они воспроизводят звук. Впрочем, мощность динамиков тоже бывает разная.
-Максимальная долговременная мощность — электрическая мощность, которую громкоговорители выдерживают без повреждений в течение минуты. Испытания повторяют 10 раз с интервалом в 2 мин. Испытательный сигнал тот же, что и при измерении максимальной кратковременной мощности. Максимальная долговременная мощность определяет момент, когда нарушается тепловая прочность динамиков (начинается сползание витков звуковой катушки и пр.).
-Максимальная кратковременная мощность — электрическая мощность, которую динамики акустических систем выдерживают без повреждений (проверяется по отсутствию дребезжания) на протяжении короткого промежутка времени. В качестве испытательного сигнала используется розовый шум, который подается в течение 2 с. Испытания проводятся 60 раз с интервалом в 1 мин. Данный показатель дает возможность судить о кратковременных перегрузках, которые способен перенести динамик.
-Паспортная шумовая мощность — электрическая мощность, ограниченная исключительно тепловыми и механическими повреждениями акустических систем, например, сползанием витков звуковой катушки, выгоранием припоя в местах пайки, обрывом гибких кабелей и т. п. Измеряется при подаче розового шума в течение 100 ч.
-Пиковая кратковременная музыкальная мощность PMPO (Peak Music Power Output,) — это максимальная мощность, которая может кратковременно подаваться на динамики акустической системы.
Методика измерения, согласно немецкому стандарту DIN 45500, следующая: на АС подается кратковременный (менее 2 секунд) сигнал частотой ниже 250 Гц. Колонки проходят испытания, если при этом не возникает уловимых на слух искажений.
-Среднеквадратичное значение электрической мощности - RMS (Root Mean Squared), ограниченной заданными нелинейными искажениями. Измеряется мощность синусоидального сигнала на частоте 1 кГц при достижении уровня гармонических искажений, равного 10%. Звук с такими искажениями слушать не захочется.
Другой традиционный источник путаницы — частотный диапазон.
Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) — график, показывающий зависимость звукового давления, измеряемого в децибелах, от частоты входного сигнала во всем диапазоне воспроизводимых частот. В идеальном случае АЧХ выглядит как прямая горизонтальная линия.
Фирмы ради улучшения паспортных характеристик меняют способ измерения полосы частот, скажем, допуская снижение звукового давления на краях АЧХ до -16 вместо —8 дБ.
В принципе методики измерения должны определяться классом акустических систем, как описано в отечественных и международных стандартах. Речь идет о ГОСТах СССР (ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88),
- ГОСТ 23262-88 — отечественный стандарт, характеризующий номинальную мощность акустических систем. Согласно стандарту, разработчик имеет некоторую свободу в том, какой вид мощности указывать — паспортную шумовую мощность, максимальную кратковременную мощность или максимальную долговременную мощность
рекомендациях МЭК (публикации 268-56 581-5 и 581-7), немецком стандарте DIN 45500 и американских спецификациях AES и EIA. Но беда в том, что ни соответствие стандарту, ни неравномерность АЧХ в документации часто не указываются, в результате сравнивать акустические системы по паспортным параметрам становится невозможно.
Компании, особенно изготовители недорогой продукции, любят указывать величину пиковой музыкальной мощности (РМРО), которая практически ничего не говорит о силе и качестве звучания колонок. Учитывать ее при выборе акустических систем не рекомендуется — это типичная маркетинговая характеристика.
Единственный параметр, который нельзя фальсифицировать, — это цена. Она обычно более или менее адекватно отражает качество колонок..
Эмпирическое правило гласит: чем больше характеристик приводит изготовитель (и тем самым обязуется их соблюдать), тем больше вероятность, что данные акустические системы имеют приличное качество. Исследуя акустические системы, обратите внимание на потребляемую от сети мощность (обычно она указывается на задней стенке усилителя). Еще раз подчеркнем, что средняя выходная мощность не может превышать 0,5 от потребляемой.
Конструктивные решения
По конструктивному исполнению сателлиты делятся на два основных класса: герметичные и фазоинверторные.
Благодаря упругости воздуха герметичный корпус делает АЧХ более равномерной и улучшает импульсную характеристику (реакцию на ступенчатый сигнал). Недостаток — низкий КПД, т. е. меньшая громкость при той же мощности. Корпус с трубой фазоинвертора увеличивает КПД, но ухудшает импульсную характеристику. На низких частотах (ниже частоты настройки фазоинвертора) амплитуда колебаний диффузора в таких системах ограничивается только жесткостью подвеса, поэтому на высокой громкости возможно повреждение динамика. Для предотвращения этого в схемах должен быть установлен фильтр инфранизких частот.
Сабвуфер — это резонансная камера, рассчитанная на усиление низких частот и практически всегда изготовленная по схеме фазоинвертора. Иногда в сабвуферах используются два динамика, причем один из них бывает пассивным (к нему сигнал не подводится).
Магнитные экраны нужны для того, чтобы исключить искажения оттенков цветов на экране ЭЛТ-монитора, рядом с которым установлены колонки. Если вы пользуетесь ЖК-монитором или собираетесь поместить колонки далеко от монитора, для вас наличие магнитного экрана станет несущественным требованием. Магнитный экран на динамике может быть выполнен в виде стального кожуха, закрывающего магнит, или компенсирующего магнитного кольца.
Еще один важный элемент конструкции — разъемы для подключения кабелей. Для соединения усилителя с сателлитами предпочтительны пружинные или винтовые зажимы под оголенный провод, чтобы можно было применить кабель с большим сечением.
Критерии выбора
Материал корпусаво многом определяет внешний вид, конструктивные и звуковые характеристики. Наилучшая по качеству звучания акустика получается из дерева, но этот материал не настолько технологичен, чтобы из него можно было массово изготавливать оригинально оформленные колонки произвольной формы. Доски из чистого дерева на практике используются редко — их заменяют древесноволокнистые и древесностружечные плиты, более удобные в обработке и производстве.
Пластмасса и металлухудшают звучание АС, но позволяют придать колонкам оригинальную форму и разные раскраски, например серебристый цвет. Некоторые изготовители пытаются найти компромисс между качеством и внешним видом, делая сабвуфер из дерева, а сателлиты из пластика или металла. Всевозможные декоративные элементы на деревянных корпусах помогают разнообразить дизайн, но порой порождают дребезжание и паразитные резонансы.
Tиn динамических головок (динамиков)влияет на качество звука не меньше, чем материал корпуса. Современные динамические головки совершенствуются в основном путем замены материала диффузора, «купола» (колпачка в его центре) и подвески. Так, металлические колпачки расширяют АЧХ в сторону высоких частот, придавая звучанию яркость и выразительность. Для диффузоров ВЧ - динамиков сегодня используют пластик, фольгу, пропитанную клеем плотную ткань (обычно шелк). Диффузоры широкополосных динамиков в последние годы все чаще изготавливают не из бумаги, а из волокон кристаллического полимера под названием кевлар. Низкочастотные динамики оснащают диффузорами из искусственных материалов — углеволокна с эпоксидной пропиткой, полипропилена с минеральными добавками (например, слюдой) или специальным покрытием.
Подвеска диффузора НЧ - динамика(влияет на резонансные характеристики динамика и чувствительность) может быть выполнена из резины, сантопрена или другого искусственного материала.
Размер динамических головокхарактеризует их способность воспроизводить низкие частоты. Маленький динамик не дает хороших басов, поскольку его величина намного меньше длины волны низкочастотного звукового колебания. Большой корпус, как резонатор, несколько улучшает ситуацию, но не кардинально. Многокомпонентные акустические системы с огромным сабвуфером, оснащенным большим динамиком, и крошечными сателлитами часто имеют провал в области средних частот.