Маркетинговые характеристики

В маркетинге есть закономерность, для успешного продвижения продукции на рынке заявлен­ные характеристики новой модели должны быть хотя бы немного лучше, чем старой. Пока промышленная технология находится на начальных стадиях развития, этот принцип удовлетворяется сам собой. Так, ЖК-мо­ниторы с середины 1990-х гг. начали быстро дешеветь, совершенствуясь в точности цветопередачи, расшире­нии углов обзора, уменьшении времени отклика пик­села и т. д. С акустическими системами дело обстоит, увы, иначе. Технология производства высококачествен­ных АС была доведена почти до совершенства еще па­ру десятилетий назад. Сегодня, к сожалению, у изго­товителей часто не получается заметно повысить каче­ство, им даже не удается снизить цены, поскольку до­рожают все сырьевые товары, необходимые в производ­стве: нефть, из которой делается пластмасса, дерево для корпусов, металл для динамиков и всевозможных конструктивных элементов. Но законы маркетинга тре­буют своего... в результате заявленные характеристи­ки все больше отрываются от реальности.

Каким же образом завышаются паспортные характе­ристики? Обычно из всех возможных указывается наи­более выигрышная величина. Например, в качестве мощности активных акустических систем приводится мощность встроенного усилителя или даже трансфор­матора питания, а не динамиков, хотя именно они вос­производят звук. Впрочем, мощность динамиков тоже бывает разная.

-Максимальная долговременная мощность — электриче­ская мощность, которую громкоговорители выдерживают без повреждений в течение минуты. Испытания повторяют 10 раз с интервалом в 2 мин. Испытательный сигнал тот же, что и при измерении максимальной кратковременной мощности. Максимальная долговременная мощность опре­деляет момент, когда нарушается тепловая прочность дина­миков (начинается сползание витков звуковой катушки и пр.).

-Максимальная кратковременная мощность — электриче­ская мощность, которую динамики акустических систем вы­держивают без повреждений (проверяется по отсутствию дребезжания) на протяжении короткого промежутка време­ни. В качестве испытательного сигнала используется розо­вый шум, который подается в течение 2 с. Испытания прово­дятся 60 раз с интервалом в 1 мин. Данный показатель дает возможность судить о кратковременных перегрузках, кото­рые способен перенести динамик.

-Паспортная шумовая мощность — электрическая мощ­ность, ограниченная исключительно тепловыми и механичес­кими повреждениями акустических систем, например, спол­занием витков звуковой катушки, выгоранием припоя в мес­тах пайки, обрывом гибких кабелей и т. п. Измеряется при подаче розового шума в течение 100 ч.

-Пиковая кратковременная музыкальная мощность PMPO (Peak Music Power Output,) — это максимальная мощность, ко­торая может кратковременно подаваться на динамики аку­стической системы.

Методика измерения, согласно немецкому стандарту DIN 45500, следующая: на АС подается кратковременный (менее 2 секунд) сигнал частотой ниже 250 Гц. Колонки проходят испытания, если при этом не возникает уловимых на слух искажений.

-Среднеквадратичное значение электрической мощности - RMS (Root Mean Squared), ограниченной заданными нелиней­ными искажениями. Измеряется мощность синусоидального сигнала на частоте 1 кГц при достижении уровня гармониче­ских искажений, равного 10%. Звук с такими искажениями слушать не захочется.

Другой традиционный источник путаницы — частот­ный диапазон.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) — график, показывающий зависимость звукового давления, измеряе­мого в децибелах, от частоты входного сигнала во всем диа­пазоне воспроизводимых частот. В идеальном случае АЧХ выглядит как прямая горизонтальная линия.

Фирмы ради улучшения паспортных ха­рактеристик меняют способ измерения полосы частот, скажем, допуская снижение звукового давления на краях АЧХ до -16 вместо —8 дБ.

В принципе методики измерения должны опреде­ляться классом акустических систем, как описано в отечественных и международных стандартах. Речь идет о ГОСТах СССР (ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88),

- ГОСТ 23262-88 — отечественный стандарт, характеризую­щий номинальную мощность акустических систем. Согласно стандарту, разработчик имеет некоторую свободу в том, ка­кой вид мощности указывать — паспортную шумовую мощ­ность, максимальную кратковременную мощность или мак­симальную долговременную мощность

рекомендациях МЭК (публикации 268-56 581-5 и 581-7), немецком стандарте DIN 45500 и американских специ­фикациях AES и EIA. Но беда в том, что ни соответ­ствие стандарту, ни неравномерность АЧХ в докумен­тации часто не указываются, в результате сравнивать акустические системы по паспортным параметрам ста­новится невозможно.

Компании, особенно изготовители недорогой продук­ции, любят указывать величину пиковой музыкальной мощности (РМРО), которая практически ничего не го­ворит о силе и качестве звучания колонок. Учитывать ее при выборе акустических систем не рекомендует­ся — это типичная маркетинговая характеристика.

Единственный параметр, который нельзя фальсифи­цировать, — это цена. Она обычно более или менее адекватно отражает качество колонок..

Эмпирическое правило гласит: чем больше характе­ристик приводит изготовитель (и тем самым обязует­ся их соблюдать), тем больше вероятность, что данные акустические системы имеют приличное качество. Ис­следуя акустические системы, обратите внимание на потребляемую от сети мощность (обычно она указыва­ется на задней стенке усилителя). Еще раз подчерк­нем, что средняя выходная мощность не может превы­шать 0,5 от потребляемой.

Конструктивные решения

По конструктивному исполнению сателлиты делятся на два основных класса: герметичные и фазоинверторные.

Благодаря упругости воздуха герметичный корпус делает АЧХ более равномерной и улучшает импульс­ную характеристику (реакцию на ступенчатый сигнал). Недостаток — низкий КПД, т. е. меньшая громкость при той же мощности. Корпус с трубой фазоинвертора увеличивает КПД, но ухудшает импульсную ха­рактеристику. На низких частотах (ниже частоты на­стройки фазоинвертора) амплитуда колебаний диффу­зора в таких системах ограничивается только жестко­стью подвеса, поэтому на высокой громкости возмож­но повреждение динамика. Для предотвращения этого в схемах должен быть установлен фильтр инфранизких частот.

Сабвуфер — это резонансная камера, рассчитанная на усиление низких частот и практически всегда изго­товленная по схеме фазоинвертора. Иногда в сабвуфе­рах используются два динамика, причем один из них бывает пассивным (к нему сигнал не подводится).

Магнитные экраны нужны для того, чтобы исклю­чить искажения оттенков цветов на экране ЭЛТ-мони­тора, рядом с которым установлены колонки. Если вы пользуетесь ЖК-монитором или собираетесь поместить колонки далеко от монитора, для вас наличие магнит­ного экрана станет несущественным требованием. Маг­нитный экран на динамике может быть выполнен в ви­де стального кожуха, закрывающего магнит, или ком­пенсирующего магнитного кольца.

Еще один важный элемент конструкции — разъемы для подключения кабелей. Для соединения усилителя с сателлитами предпочтительны пружинные или вин­товые зажимы под оголенный провод, чтобы можно бы­ло применить кабель с большим сечением.

Критерии выбора

Материал корпусаво многом определяет внешний вид, конструктивные и звуковые характеристики. Наилучшая по качеству звучания акустика получается из дерева, но этот материал не настолько технологичен, чтобы из него можно было массово изготавливать ори­гинально оформленные колонки произвольной формы. Доски из чистого дерева на практике используются редко — их заменяют древесноволокнистые и древес­ностружечные плиты, более удобные в обработке и производстве.

Пластмасса и металлухудшают звучание АС, но позволяют придать колонкам оригинальную форму и разные раскраски, например серебристый цвет. Некоторые изготовители пытаются найти компромисс между качеством и внешним видом, делая сабвуфер из дерева, а сателлиты из пластика или металла. Все­возможные декоративные элементы на деревянных кор­пусах помогают разнообразить дизайн, но порой поро­ждают дребезжание и паразитные резонансы.

Tиn динамических головок (динамиков)влияет на качество звука не меньше, чем материал корпуса. Со­временные динамические головки совершенствуются в основном путем замены материала диффузора, «ку­пола» (колпачка в его центре) и подвески. Так, метал­лические колпачки расширяют АЧХ в сторону высоких частот, придавая звучанию яркость и выразительность. Для диффузоров ВЧ - динамиков сегодня используют пластик, фольгу, пропитанную клеем плотную ткань (обычно шелк). Диффузоры широкополосных динами­ков в последние годы все чаще изготавливают не из бумаги, а из волокон кристаллического полимера под названием кевлар. Низкочастотные динамики оснаща­ют диффузорами из искусственных материалов — углеволокна с эпоксидной пропиткой, полипропилена с минеральными добавками (например, слюдой) или спе­циальным покрытием.

Подвеска диффузора НЧ - динамика(влияет на ре­зонансные характеристики динамика и чувствитель­ность) может быть выполнена из резины, сантопрена или другого искусственного материала.

Размер динамических головокхарактеризует их способность воспроизводить низкие частоты. Малень­кий динамик не дает хороших басов, поскольку его ве­личина намного меньше длины волны низкочастотного звукового колебания. Большой корпус, как резонатор, несколько улучшает ситуацию, но не кардинально. Многокомпонентные акустические системы с огром­ным сабвуфером, оснащенным большим динамиком, и крошечными сателлитами часто имеют провал в обла­сти средних частот.

Наши рекомендации