ТЕМА 7. Управление и контроль качества. Сертификация продукции
1.Система менеджмента качества.
2.Контроль качества и его виды.
3.Сертификация: значение и виды.
4.Национальная система сертификации.
1.Система менеджмента качества СМК представляет собой совокупность действий предприятия, необходимых для установления, обеспечения, повышения уровня качества продукции в процессе производства, реализации, эксплуатации.
СМК включает:
1) Планирование качества
2) Установление системы контроля качества
3) Обеспечение эффективных методов управления качеством в процессе упаковывания, хранения и транспортировки товаров
4) Обеспечение взаимосвязи между производителем и потребителем продукции с целью выявления необходимого уровня качества
5) Обеспечение систематического контроля качества и внедрение повышенных требований к качеству продукта.
Принципы СМК:
-изучение объектов управления качеством
-оптимизация показателей качества
-принцип контроля
-принцип обратной связи
2. Контроль качества и его виды.
Контроль качества – это система действий, направленная на проверку соответствия конкретного показателя качества продукции нормативным значениям.
Осуществляется на разных уровнях:
-произв. контроль
-входной контроль
-операционный контроль
-контроль готовой продукции
-ведомственный контроль
-специализированный контроль (осуществляется госструктурами: комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологическая служба, стройнадзор, министерство здравоохранения, контроль в сфере обращения
-контроль качества продукции при закупке (товароведы, торговые представители)
-предпродажный контроль (продавцом)
3. Сертификация: значение и виды Сертификация – это действия, направленные на подтверждение качества продукции установленным нормам.
Цели сертификации:
1) повысить качество продукции
2) обеспечить безопасность эксплуатации и безвредность потребления
3) повысить кс продукции на внутреннем и внешнем рынках
4) внедрять совр. технологии
Виды сертификации:
1) Обязательная – проводится по требованию государства
2) Добровольная – осуществляется по инициативе производителей
3) Самосертификация – проводится производителем в собственных аккредитованных лабораториях
4) Сертификация незаинтересованной стороной органами, формально не относящимися ни к производителю, ни к потребителю. (Белорусская торгово-промышленная палата)
Продукция после сертификации имеет документы, подтверждающие её качество:
1.) Сертификат соответствия (Белстандарт)
2.) Удостоверение государственной гигиенической регистрации (лаборатории минздравоохранения)
3.) Удостоверение о качестве, паспорт качества (производитель)
4.) Сертификат о происхождении товара (Белорусская торгово-промышленная палата)
4. Национальная система сертификации.
Национальная система сертификации – 1992 г. на основе закона о сертификации и других нормативных актов. Центральным звеном
выступает белорусский комитет по стандартизации, метрологии и сертификации: управление по сертификации.
Управление по сертификации участвует в разработке нормативной базы, осуществляет международное сотрудничество ISO , МЭК.
В составе системы территориальные органы:
1.) Аккредитованные органы по сертификации однородной продукции
2.) Аккредитованные органы по сертификации систем качества
3.) Органы по аккредитации лабораторий и испытательных центров
4.) Испытательные центры и лаборатории
5.) Госслужба контроля качества
6.) Центры обучения экспертов и госинспекторов по надзору за соблюдением стандартов.
7.) Штаб экспертов и госинспекторов