Управление качеством продукции. Стандартизация и сертификация продукции.

Качество продукции— совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обуслов­ленные или предполагаемые потребности. Качество продукции явля­ется основным фактором достижения ее конкурентоспособности. К остальным факторам относятся цена продукции, затраты в сфере ее потребления (эксплуатации) за нормативный срок службы (при­менения) и качество сервиса продукции. Первый уровень системы показателей конкурентоспособности продукции показан на рисунке. Структура приоритетов конкурентоспособности продукции, по оценке, будет следующей: 4 : 3 : 2 : I. Из этого соотношения следу­ет, что при формировании стратегии повышения конкурентоспо­собности в первую очередь ресурсы следует направлять на повыше­ние качества продукции, затем — на снижение издержек фирмы, совершенствование организации эксплуатации (применения) про­дукции с целью сокращения эксплуатационных затрат и в после­днюю очередь — на повышение качества сервиса продукции.

Управление качеством продукции. Стандартизация и сертификация продукции. - student2.ru

С точки зрения степени использования совокупности потреби­тельских свойств товара следует различать понятия "качество" и "полезный эффект". Качество— потенциальная способность това­ра удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект — действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность. Фактическое значение полезного эффек­та товара составляет 40—70% его потенциальной способности, т. е. потребительские свойства используются на 40—70%. На практике экономически нецелесообразно достигать 100% использования по­требительских свойств, так как в этом случае происходит разунификация товаров и повышение издержек производства. Экономи­чески целесообразным уровнем использования потребительских свойств, например, продукции машиностроения, является вели­чина, находящаяся в пределах 0,7—0,9.

К показателям качества продукции относятся следующие груп­пы показателей:

· назначения;

· надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригод­ности, сохраняемости);

· экологичности;

· эргономичности;

· технологичности;

· эстетичности;

· стандартизации и унификации;

· патентно-правовые;

· безопасности применения;

· сертификационные.

Эти показатели формиру­ются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточня­ются в технической документации на стадии НИОКР, материали­зуются на стадии производства, используются (реализуются) на стадии эксплуатации (применения). Из этой цепочки формирова­ния показателей качества продукции наиболее ответственным эта­пом является стратегический маркетинг.

Высшей на данный момент стадией развития менеджмента в целом, и в том числе менеджмента качества, является Total Quality Management (TQM) — всеобщий менеджмент качества.

Концепция TQMбазируется на следующих положениях:

1. «Клиент — прежде всего». Это значит, что все потребители компании должны быть идентифицированы, т.е. руководители и Даже рядовые сотрудники должны четко знать, кто является потре­бителем продукции компании, каковы предпочтения этих потре­бителей, какими показателями выразить эти предпочтения, как мотивировать работников предприятия для наилучшего удовлетво­рения потребностей клиентов, какова будет система коммуника­ций с потребителями.

2. Обязательное стратегическое планирование. При этом планируются не только производственно-технические показатели, но уровень удовлетворения потребностей покупателей, положительный имидж компании, престиж торговой марки.

3. Максимальное вовлечение в TQM сотрудников корпорации. При этом предусматривается их обязательная подготовка для восприятия новой ответственности.

4 . Процессный подход. Основное внимание не только конечному результату, но и (в первую очередь!) процессу, который ведет к этому результату (в частности, к высокому качеству продукции).

5 . Особое внимание поставщикам. Этот тезис предполагает та­кое же пристальное внимание к качеству исходных материалов, как и к качеству собственной готовой продукции.

6 . Эффективная информационная система, позволяющая ак­кумулировать, систематизировать, использовать и хранить мини­мально необходимый и достаточный объем информации.

7 . Использование лучшего опыта других компаний (так назы­ваемый benchmarking, который можно интерпретировать как срав­нительный анализ).

8 . Решающая роль руководства в осуществлении системы TQM.

В управлении качеством принимают участие все службы и под­разделения компании. При этом выполняются следующие функ­ции:

• планирование качества продукции;

• подготовка команды и организация ее работы;

• проработка системы материально-технического обеспечения;

• обеспечение технологических процессов, их техническое ос­нащение;

• информационное обеспечение (сбор, обработка, передача ин­формации);

• контроль достигнутого уровня качества;

• правовое обеспечение управления качеством.

С целью координации работ по выполнению перечисленных выше функций в компаниях создаются службы менеджмента ка­чества, приносящие следующие преимущества:

• позитивное отношение к компании потенциальных потреби­телей ее продукции;

• сокращение объема контрольных операций;

• уверенность руководства компаний в своевременном и качест­венном выполнении заказов;

• повышение профессионального уровня работников предпри­ятия;

• международное признание.

В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно, только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходи­мости обеспечения потребителя объективной и достаточной ин­формацией о качестве стал распространяться такой вид контроля, как сертификация.

Сертификация — это деятельность по подтвер­ждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертифи­кация получила значительное распространение и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопас­ности, сертификации продукции, потенциально опасной для лю­дей и окружающей среды.

Сертификация базируется на следующих основных принципах:

  1. обеспечение государственных интересов при оценке безопас­ности продукции и достоверности информации о ее качестве;
  2. добровольность либо обязательность;
  3. объективность, т. е. независимость от изготовителя и потре­бителя;
  4. достоверность, т. е. использование профессиональной испы­тательной базы;
  5. исключение дискриминации в сертификации продукции оте­чественных и зарубежных изготовителей;
  6. предоставление изготовителю права выбора органа по серти­фикации и испытательной лаборатории;
  7. установление ответственности участников сертификации;
  8. правовое и техническое обеспечение, а также многофункци­ональность использования результатов сертификации (сертифика­тов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребите­лями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;
  9. открытость информации о положительных результатах серти­фикации или о прекращении действия сертификата;
  10. разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и по­требления.

Организация сертификации включает две стадии:

  • обеспечение и реализация условий для создания и производ­ства продукции, подлежащей сертификации;
  • организация и проведение сертификации продукции как под­тверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Библиографический список

Основной список

1. Иванов И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: учебник / И.Н. Иванов. – М.: Высшее образование, 2008. – 352 с.

2. Организация, планирование и управление производством / Н.И. Новицкий [и др.]. – М.: КНОРУС, 2006. – 320 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2008. – 447 с.: ил.

4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2008. – 496 c.

Дополнительный список

1. Балабанов В.С. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. – М.: Т.Д. "Элит-2000", 2008. – 246 с.

2. Балашов А.И. Производственный менеджмент (организация производства) на предприятии: учеб. пособие / А.И. Балашов. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.

3. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. – М.: ФиС, 2002. – 320 с.

4. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: учеб. пособие / В.М. Попов [и др.]. – М.: ФиС, 2001. - 432 с.

5. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр, 2009. – 285 с.

6. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 400 с.

7. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 499 с.

8. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник / Л.П. Гончаренко. – М.:КноРус, 2009. – 159 с.

9. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учеб. пособие / О.М. Горелик. – М.: КноРус, 2007. – 272 с.

10. Ефимов И.С. Стратегия и тактика управления коммерческой сделкой: Подготовка, заключение, исполнение: учеб. пособие / И.С. Ефимов. – М.: Дело, 2002. – 536 с.

11. Катернюк А.В. Основы современного маркетинга / А.В. Катернюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 666 с.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Издат дом "Вильямс", 2007. – 656 с.

13. Кулибанова В.В. Прикладной маркетинг / В.В. Кулибанова. – СПб.: Издательский дом "Нева", 2003. – 272 с.

14. Курганская Н.И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Н.И. Курганова, Н.В. Волкова, О.В. Вишневская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.

15. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.

16. Менеджмент для инженера: В 3-х частях. Часть 1: Основы менеджмента: учебник / Э.С. Минаев [и др.]. – М.: Высшая школа, 2002. – 357 с.

17. Новицкий И.И. Основы менеджмента. Организация и планирование производства. / И.И. Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 1998.

18. Попов В.Л. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / В.Л. Попов [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 335 с.

19. Производственный менеджмент: учебник / В.А. Козловский [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 574 с.

20. Производственный менеджмент. Управление предприятием: учеб. пособие / С.А. Пелих [и др.]. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 555 с.

21. Савчук, В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов / В.П. Савчук. – М.: Экономистъ, 2003. – 304 с.

22. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 672 с.

Наши рекомендации