Тема 12. Управление качеством и сертификация продукции

1.Понятие, показатели и значение качества продукции.

2.Сущность, задачи и формы технического контроля качества продукции.

3.Производственный брак, его виды и оценка.

4.Стандартизация и сертификация продукции.

5.Система управления качеством: принципы и элементы.

1.Понятие, показатели и значение качества продукции.

Качество – совокупность свойств и характеристик продук­ций или услуги, которые придают им способность удовлетво­рять обусловленные или предполагаемые потребности. Между­народные стандарты последних лет определяют качество про-

дукции как степень, с которой совокупность свойств и характеристик выполняет требования потребителей к качеству продукции.

Как экономическая категория качество продукции выпол­няет функции: меру удовлетворения потребностей; важнейшего свойства товара или услуги, без которого не­возможно получить признание потребителей; определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, це­на, конкурентоспособность предприятия и товара.

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравне­нии с аналогичными свойствами базового, или эталонного, об­разца. Такими свойствами могут быть масса, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. В зависимости от свойств продукции показатели могут группироваться следующим образом.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область ее применения (производительность оборудования, скорость, высота полета самолета и др.). Эти показатели играют важную роль при оценке качества и часто являются ос­новой для построения критерия оптимизации процесса управ­ления качеством продукции, используемого для нахождения наилучших управленческих решений.

Показатели надежности и долговечностихарактеризуют свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования. Надежность изделия — сложное свойство, состоящее из трех частных свойств (безотказности, ремонтопригодности, сохранности) и зависящее от долговеч­ности составных частей изделия.

Эргономические показателиотражают удобство эксплуа­тации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологи­ческих и психологических свойств человека.

Эстетические показателихарактеризуют композицион­ное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).

Показатели транспортабельностиотражают степень возможности транспортировки изделия различным транспор­том без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патент­ную защиту и патентную чистоту продукции.

Экологические показателиотражают степень влияния на окружающую среду вредных воздействий, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасностиопределяют степень безопасно­сти эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безо­пасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, про­стоя.

Показатели стандартизации и унификацииотражают степень использования или применения в данном изделии стан­дартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов и уровень унификации составных частей изделия. Эти показатели позволяют определить степень кон­структивного единообразия изделия. Они свидетельствуют о возможности применения минимально необходимого количест­ва типоразмеров составных частей изделия с целью повышения качества продукции и эффективности производства.

2. Сущность, задачи и формы технического контроля качества продукции.

Организация и проведение технического контроля качества - одни из составных элементов системы управления качеством на стадиях производства и реализации продукции.

Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям. В машиностроении (в том числе и в радиоэлектронном приборостроении) он представляет собой совокупность контрольных операций, выполняемых на всех стадиях производства: он контроля качества поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, комплектующих, приборов и изделий до выпуска готовой продукции.

Контроль качества готовой продукции и полуфабрикатов своего производства осуществляет отдел технического контроля (ОТК), хотя ответственность за качество не снимается с исполнителей и руководителей производственных подразделений (цехов, участков).

Функции технического контроля определяются во многом задачами и объектами производства. Сюда относятся контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов продукции, дефектов, брака, рекламаций и др.

Главные задачи ОТК – предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям, укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

Продукция предприятия может быть реализована только после приемки ее ОТК. Причем приемка должна быть оформлена соответствующим документом (сертификатом), удостоверяющим качество продукции.

В соответствии с перечисленными задачами ОТК выполняет ряд функций: планирование и разработку методов обеспечения качества продукции, контроль и стимулирование качества.

Организационные формы и виды процессов технического контроля качества продукции весьма разнообразны. Поэтому целесообразно их деление на группы по классификационным признакам.

По объектам контроля выделяют контроль предметов труда; контроль средств производства; контроль технологии; контроль труда исполнителей; контроль условий труда.

По стадиям производственного процесса: входной контроль, предназначенный для проверки качества материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений до начала производства; промежуточный контроль, выполняемый по ходу технологического процесса (пооперационный); окончательный приемочный контроль, проводимый над заготовками, деталями, сборочными единицами, готовыми изделиями; контроль транспортировки и хранения продукции.

Методы технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта контроля. Здесь различают: визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов; измерение размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях; лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей; механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров и т.д.

3. Производственный брак, его виды и оценка.

Производственный брак – это изготовление продукции, которая не соответствует нормам, эталонам или идеалам, которые были приняты законодательными актами страны, технологическими правилами предприятия или иными аналогичными регламентирующими документами.

Для единообразного иточного определения признаков допущенного брака на заводах используются классификаторы брака, устанавливающие единую его классификацию по видам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяют упростить все записи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет.

По видам в производстве различают исправимый и неисправимый брак.

Исправимым браком считаются заготовки, детали, узлы либо изделия с такими дефектами, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяет использовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству.

Неисправимым (окончательным) браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами, устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно,поскольку не обеспечивает возможности их использования по прямому назначению.

Кроме того, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственного процесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции.

Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычитания из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний свиновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции.

Выявленный брак должен быть документально зафиксирован. Как внутренний, так и внешний брак в обязательном порядке оформляют актом. В настоящее время нет унифицированной формы акта на брак, поэтому организация должна разработать ее самостоятельно, а руководитель - утвердить своим приказом.

Учет и отчетность по бракованной продукции должны быть организованы в соответствии с действующей классификацией по причинам брака (отдельно по каждому цеху и в целом по организации), а также по лицам, виновным в появлении брака.

4. Стандартизация и сертификация продукции.

Важное место в системе управления качеством занимают стандартизация и сертификация продукции, являющиеся со­ставными элементами государственной системы управления качеством.

Стандартизация продукции (работ, услуг) - это деятель­ность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик как обязательных, так и рекомендуемых для вы­полнения в процессе управления качеством продукции (работ, услуг). Стандартизация является инструментом для повыше­ния качества продукции (работ, услуг) на основе ускорения на­учно-технического прогресса и активизации инновационно-ин­вестиционной деятельности на всех уровнях управления.

Стандарт– это нормативный документ по стандартиза­ции, утвержденный органом по стандартизации - Государ­ственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, который направлен на достижение оптимальной степени упо­рядочения в определенной области производственной деятель­ности. Стандарт может содержать как обязательные к выполне­нию требования, обеспечивающие безопасность продукта, тех­ническую и информационную совместимость и взаимозаменя­емость, единство методов контроля и единство маркировки, так и набор рекомендательных требований.

Все нормативные документы по стандартизации подразде­ляются на следующие виды: международные стандарты; межгосударственные (региональные) стандарты; государственные стандарты Республики Беларусь; стандарты организации; технические условия.

Сертификация – это деятельность соответствующих орга­нов управления и субъектов хозяйствования по подтвержде­нию соответствия продукции конкретным требованиям, кото­рые установлены стандартами или другими нормативными до­кументами по стандартизации. Сертификация продукции слу­жит гарантией потребителю в том, что она соответствует установленным требованиям.

Документом, удостоверяющим, что на предприятии выпус­кается продукция, соответствующая всем требованиям стан­дарта, является сертификат соответствия.

5. Система управления качеством: принципы и элементы.

Проблема повышения качества требует комплексного и системного подхода, что возможно на основе реализации системы управления качеством.

Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Система управления качеством продукции — это реализация комплекса нормативных, организационно-технических и эко­номических мер по обеспечению необходимого уровня каче­ства продукции при ее разработке, изготовлении, эксплуатации или потреблении.

Важными принципами построения системы управления ка­чеством являются: инновационный подход к решению про­блем качества; предупреждение проблем качества и предот­вращение дефектов; установление требований к качеству продукции, нормирование и контроль за выполнением уста­новленных норм; наличие собственной стратегической и тактической программы всеобщего управления качеством; учет неустойчивого характера объекта управления, потреб­ностей рынка и успехов конкурентов; учет системного харак­тера качества изделий, где только совокупность целого (полно­го) ряда свойств обеспечивает основу построения системы управления; продуктовый подход к управлению качеством, который предполагает разработку системы применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию; охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»).

Принцип «петли качества»предусматривает, что система управления качеством должна охватывать все стадии жизненно­го цикла продукции, и поэтому «петля качества» - это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях жизненного цикла от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Типичными элементами системы качества являются следующие:

– маркетинг и изучение рынка;

– проектирование и разработка продукции;

– планирование и разработка процессов;

– закупки;

– производство или предоставление услуг;

– проверки;

– упаковка и хранение;

– реализация и распределение.

Усилия руководства должны быть направлены на то, чтобы постоянно искоренять причины будущих ошибок, а не бороться с уже имеющимися.


Наши рекомендации