Маржинальный анализ прибыли по факторам
При анализе прибыли от реализации какого-то одного вида продукции определяется влияние на изменение суммы прибыли (П) следующих факторов:
-количество реализованной продукции (К);
-цена реализации (ц);
-переменные затраты на единицу продукции (зпер);
-постоянные затраты (Зпост).
Взаимосвязь обобщающего показателя и перечисленных факторов можно выразить формулой 2.54.
Пi0 = Кi * (цi0 – зперi0) – Зпост (2.54)
где Пi0 – прибыль по i–тому виду продукции в базисном периоде, руб.;
Кi – количество единиц выпущенной продукции;
цi0 – цена за единицу продукции в базисном периоде, руб.;
зперi0 – переменные затраты на единицу продукции в базисном периоде, руб.
Определить влияние каждого фактора на изменение прибыли с помощью элиминирования способом цепных подстановок (Пусл) позволяет применение следующей последовательности расчетов, в которых показатели с индексом «0» обозначают значения базисного периода, с индексом «1» - отчетного.
1.Рассчитаем влияние на прибыль изменения количества реализованной продукции (∆Пк):
Пусл1 = К1 * (ц0 – зпер0) – Зпост0;
∆Пк = Пусл1 – П0.
2.Проведем расчет влияния на прибыль изменения цены реализации продукции (∆Пц):
Пусл2 = К1 * (ц1 – зпер0) – Зпост0;
∆Пк = Пусл2 – Пусл1.
3.Осуществим расчет влияния на прибыль изменения удельных переменных затрат (∆Ппер):
Пусл3 = К1 * (ц1 – зпер1) – Зпост0;
∆Пк = Пусл3 – Пусл2.
4.Рассчитаем влияние на прибыль изменения постоянных затрат (∆Ппост):
∆Ппост = П1 – Пусл3.
Проведем маржинальный анализ прибыли от продаж по факторам на примере, исходные данные которого сведем в таблицу 2.12.
Таблица 2.12
Исходные данные для расчета влияния факторов на прибыль от продаж
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
1.Объем реализации продукции, единиц | ||
2.Цена реализации единицы продукции, руб. | ||
3.Переменные затраты в себестоимости единицы продукции, руб. | 7,9 | 8,3 |
4.Постоянные затраты, руб. | ||
5.Прибыль, руб. |
Проведем расчет влияния на изменение прибыли изменения объема реализации продукции, цены реализации продукции, удельных переменных затрат, постоянных затрат.
Пусл1 = 22500 * (16 – 7,9) – 118000 = 64250 руб.;
Пусл2 = 22500 * (18 – 7,9) – 118000 = 109250 руб.;
Пусл3 = 22500 * (18 – 8,3) – 118000 = 100250 руб.
Изменение прибыли за счет:
1.Объема реализации продукции: 64250 – 76400 = -12150 руб.
2.Цены реализации продукции: 109250 – 64250 = 45000 руб.
3.Удельных переменных затрат: 100250 – 29250 = -9000 руб.
4.Постоянных затрат: 103250 – 100250 = 3000 руб.
Баланс полученных результатов:
103250 – 76400 = -12150 + 45000 – 9000 = +26850 руб.
Результаты анализа показывают, что вследствие снижения количества реализованной продукции недополучено прибыли в сумме 12150 руб. Негативно повлиял на прибыль также рост удельных переменных затрат с 7,9 до 8,3 руб. Влияние данного фактора составило –9000 руб. Основным источником покрытия допущенных потерь стало увеличение продажной цены продукции на 12,5%. За счет этого прибыль возросла на 45000 руб. Сокращение постоянных затрат на 3000 руб. увеличило прибыль на эту же величину. В целом за отчетный период предприятием получено прибыли на 26850 руб. больше, чем за предыдущий период.
Таблица 2.13
Факторный маржинальный анализ прибыли
Показатели | Объем продаж, ед. | Структура продаж | Цена реализации | Переменные затраты | Постоянные затраты | Выручка от реализации, всего | Переменные затраты, всего | Прибыль | Влияние факторов | |||
Продукция А | Продукция Б | Продукция А | Продукция Б | Продукция А | Продукция Б | |||||||
Исходные данные | ||||||||||||
План | - | |||||||||||
Факт | - | |||||||||||
Условные расчеты | ||||||||||||
Пусл1 Структурный сдвиг | Факт | Факт | Факт | План | План | План | План | План | -1000 | |||
Пусл2 Цена реализации | Факт | Фвкт | Факт | Факт | Факт | План | План | План | +4400 | |||
Пусл3 Изменение переменных затрат | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт | План | -2200 | |||
Пусл4 Постоянные затраты | Факт 1100 | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт | -200 | |||
∆Побщ | 4400 - 3200 | +1200 |
В таблице 2.13 рассмотрен анализа влияния факторов на прибыль для предприятий с многономенклатурным производством. Кроме перечисленных ранее факторов для многономенклатурного производства необходимо учитывать такой фактор, как структурный сдвиг в ассортименте выпущенной и реализованной продукции.