Маржинальный и факторный анализ прибыли

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей – издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от эластичности к деловой активности предприятия на переменные и постоянные расходы.

Основными показателями анализа соотношения «затраты – объем - прибыль» выступают валовая прибыль, порог рентабельности (точка безубыточности), операционный леверидж (рычаг) и маржинальный запас прочности, то есть валовой прибыли.

Валовая прибыль (маржинальный доход) – это разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Желательно, чтобы валовой прибыли хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. Таким образом валовая прибыль (маржинальный доход) включает постоянные затраты организации и прибыль.

Методология анализа точки безубыточности позволяет разработать и применить в организации концепцию операционного рычага (синонимами данного понятия в технике и теории финансового анализа являются термины производственного, экономического рычага или левериджа). Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах организации имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ. Такие затраты, которые связаны с обслуживанием производства, а также другие статьи накладных расходов обладают незначительной чувствительностью к изменению объема производства, влекущим, в первую очередь, соответствующие изменения переменных (прямых) затрат.

Сила воздействия операционного рычага (левериджа) – это механизм управления прибылью организации. Он основан на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от объема выручки от реализации (объема продаж). Также следует подчеркнуть, что чем выше доля постоянных затрат в маржинальном доходе, тем выше сила операционного рычага. Но чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки.

Для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение маржинального дохода (суммы покрытия) к прибыли:

Сила воздействия Маржинальный доход Зпост + П

операционного = -------------------------------- = --------------- , (….)

рычага Прибыль П

где Зпост – постоянные затраты, тыс. руб.;

П – прибыль, тыс. руб.

При управлении прибылью необходимо контролировать, чтобы не дойти до критической точки, т.е. не переступить порог рентабельности (точку безубыточности). Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Маржинального дохода хватает только на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Порог рентабельности (точка безубыточности) определяется как отношение постоянных затрат к маржинальному доходу в относительном выражении к выручке, т.е. к норме маржинального дохода:

маржинальный и факторный анализ прибыли - student2.ru . (….)

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности организации:

Запас

финансовой = Выручка от реализации – Порог рентабельности (.…)

прочности

Или

маржинальный и факторный анализ прибыли - student2.ru . (…..)

Так же следует рассчитать запас финансовой прочности в процентах к выручки от реализации. Он определяется как:

маржинальный и факторный анализ прибыли - student2.ru (….)

Если получен положительный результат и чем он выше, тем лучше для организации. При изменении рыночной ситуации (сокращения спроса; ухудшения конкурентоспособности), если выручка сократится менее, чем запас финансовой прочности, то предприятие будет получать прибыль, а если более – окажется в убытке.

Расчет маржинального дохода, операционного рычага, порога рентабельности и запаса финансовой прочности организации представлен в таблице…

Таблица- Операционный анализ по ОАО «Слуцкий мясокомбинат»

№ п/п Показатель 2014 г. 2013 г. 2012г.
Выручка от реализации, млн. руб. 1 085 762 1 249 660 1 010 228
Переменные затраты, млн. руб. 978 229 1 229 794 929 650
Маржинальный доход, млн. руб. 107 533 19 866 80 578
Маржинальный доход в долях единицы 0,099 0,016 0,079
Постоянные затраты, млн. руб. 44 133 41 104 39 637
Прибыль, млн. руб. 63 400 - 21 238 40 941
Сила воздействия операционного рычага, раз 1,696 - 0, 935 1,968
Порог рентабельности, млн. руб. 445 787,88 2 569 000 501 734,18
Запас финансовой прочности, млн. руб. 639 974,12 - 1 319 340 508 493, 82
Запас финансовой прочности, % 58,94 - 50, 33

Сила воздействия операционного рычага зависит во многом от суммы постоянных расходов и массы прибыли. Так как в 2013 году предприятие находилось в убытке, то коэффициент воздействия операционного рычага имеет отрицательное значение. В 2014 году сила воздействия операционного рычага приблизилась к значению 2012 года и составила 1,696. Это значит, что при росте выручки на 1%, прибыль возрастет на 1,696%.

Выручка от реализации в 2013 году опустилась ниже порога рентабельности, и предприятие не имело запаса финансовой прочности, образовался дефицит ликвидных средств. Но в 2014 году запас финансовой прочности на 8,61% превысил показатель 2012 года, что свидетельствует об улучшении финансовой ситуации на предприятии.

Одной из основных задач анализа финансовых результатов деятельности организации является выявление и измерение влияния внешних и внутренних факторов.

Особое внимание в процессе проведения факторного анализа должно быть уделено «качеству» чистой прибыли, которое в большей степени определяется ростом чистой прибыли за счет повышения отдачи ресурсного потенциала организации, т.е. за счет интенсификации использования основных факторов производства.

Оценка качества чистой прибыли может быть выполнена с учетом группировки факторов, влияющих на ее формирование по следующим направлениям:

- анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и оценка роли бухгалтерских методов формирования чистой прибыли;

- анализ и оценка роли производственных факторов формирования прибыли от продаж как основного элемента чистой прибыли;

- анализ состава и структуры прочих доходов, оценка характера их формирования;

- анализ учетной политики организации для целей налогового учета, и оценка влияния налоговых платежей на чистую прибыль.

Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются показатели, участвующие в ее формировании. Аддитивная факторная модель чистой прибыли имеет следующий вид:

ЧП = В – С – КР – УР + %П - %У + ДД + ПД – ПР – ТНП, (…)

где ЧП – чистая прибыль;

В – выручка от продажи товаров, работ, услуг;

С – себестоимость проданных товаров, работ, услуг;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

%П – проценты к получению;

%У – проценты к уплате;

ДД – доходы от участия в других организациях;

ПД – прочие доходы;

ПР – прочие расходы;

ТНП – текущий налог на прибыль.

Прибыль от продаж является главным источником формирования чистой прибыли организации, поэтому при проведении факторного анализа необходимо акцентировать внимание на данном показателе.

Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволяет: оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли является систематизация и ранжирование факторов. Необходимость в систематизации факторов возникает в связи с многообразием воздействия внешних и внутренних факторов, а их ранжирование связано со степенью воздействия факторов.

К факторам первого порядка, оказывающих влияние на изменение прибыли от продаж являются выручка от продажи продукции и расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по функциям: себестоимость проданной продукции, коммерческие расходы и управленческие расходы.

Чтобы определить влияние на изменение суммы прибыли изменения выручки от продажи продукции (∆П(в)) необходимо отклонение выручки от продажи продукции отчетного периода от выручки от продажи продукции предшествующего периода (∆В) умножить на уровень рентабельности продаж предшествующего периода (Ур0), и полученный результат разделить на 100:

∆П(в) = (∆В * Ур0) / 100, (…)

Определим влияние изменения выручки от продажи продукции на изменение суммы прибыли на ОАО «Слуцкий мясокомбинат» по формуле (…)

В 2013 году за счет увеличения объема выручки от продаж сумма прибыли увеличилась на:

∆П(в) = ((1 249 660 – 1 010 228) * 3,79) / 100 = 9 074,473 (млн.руб.)

В 2014 году за счет уменьшения объема выручки от продажи продукции и отрицательного уровня рентабельности продаж сумма прибыли уменьшилась на:

∆П(в) = ((1 085 762 – 1 249 660) * (- 1,6)) / 100 = 2 622,368 (млн.руб.)

Чтобы определить влияние на изменение суммы прибыли изменения себестоимости проданной продукции (∆П(с)) необходимо отклонение уровня себестоимости отчетного периода от уровня себестоимости предшествующего периода (∆Ус) умножить на сумму выручки от продажи продукции отчетного периода (В1), и полученный результат разделить на 100:

∆П(с) = (∆Ус * В1) / 100, (…)

Определим влияние изменения себестоимости проданной продукции на изменение суммы прибыли на ОАО «Слуцкий мясокомбинат» по формуле (…)

В 2013 году за счет увеличения себестоимости проданной продукции сумма прибыли уменьшилась на:

∆П(с) = ((1 229 794 – 929 650) * 1 249 660) / 100 =3 750 779 510,4 (млн.руб.)

В 2014 году за счет снижения себестоимости проданной продукции сумма прибыли увеличилась:

∆П(с) = ((978 229 – 1 229 794) * 1 085 762) / 100 = - 2 731 397 175,3 (млн.руб.)

Влияние изменения коммерческих (∆П(кр)) и управленческих расходов (∆П(у)) на изменение прибыли определяется аналогично предыдущему расчету:

∆П(кр) = (∆Укр * В1) / 100, (…)

∆П(ур) = (∆Уур * В1) / 100, (…)

В 2013 году за счет снижения коммерческих расходов сумма прибыли увеличилась на:

∆П(кр) = ((18 361 – 19 127) * 1 249 660) / 100 = - 9 572 395,6 (млн.руб.)

В 2014 году за счет снижения уровня коммерческих расходов сумма прибыли увеличилась на:

∆П(кр) = ((12 256 – 18 361) * 1 085 762) / 100 = - 66 285 770,1 (млн.руб.)

В 2013 году за счет увеличения управленческих расходов сумма прибыли снизилась на:

∆П(ур) = ((22 743 – 20 510) * 1 249 660) / 100 = 27 904 907(млн.руб.)

В 2014 году за счет увеличения управленческих расходов сумма прибыли снизилась на:

∆П(ур) = ((31 877 – 22 743) * 1 085 762) / 100 = 99 173 501,08 (млн.руб.)

К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов можно отнести: количество и структура реализованной продукции и уровень цен на нее.

Чтобы определить влияние изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи продукции (∆П(ц)) необходимо отклонение по выручке за счет изменения цены (∆В(ц)) умножить на уровень рентабельности продаж базисного периода, и полученный результат разделить на 100:

∆П(ц) = (∆В(ц) * Ур0) / 100 (…)

В 2013 году индекс цен на продовольственные товары по данным БелСтата составил 1,134. Таким образом за счет роста цен сумма прибыли увеличилась на:

∆П(ц) = ((1 249 660 - (1 249 660/ 1,134)) *3,79) / 100 = 5 596,58 (млн.руб.)

В 2014 году индекс цен на продовольственные товары по данным БелСтата составил 1,185. Таким образом за счет изменения цен сумма прибыли изменилась на:

∆П(ц) = ((1 085 762 - (1 085 762/ 1,185)) *(- 1,6)) / 100 = - 2 712,114 (млн.руб.)

Влияние на изменение суммы прибыли изменения количества проданной продукции (∆П(к)) определяется умножением отклонения по выручке от продажи продукции за счет изменения выручки от продажи под влиянием количества (∆В(к)) на уровень рентабельности продаж предшествующего периода и делением полученного результата на 100:

∆П(к) = (∆В(к) * Ур0) / 100 (…)

В 2013 году за счет увеличения количества реализуемой продукции сумма прибыли увеличилась на:

∆П(к) = ((1 249 660/ 1,134 – 1 010 228) *3,79) / 100 =3 477,89 (млн.руб.)

В 2014 году за счет уменьшения объема реализуемой продукции сумма прибыли уменьшилась на:

∆П(к) = ((1 085 762 / 1,185 – 1 249 660) * (-1,6)) / 100 = 5 334,48(млн.руб.)

Таким образом, расчетным путем определили влияние факторов на изменение прибыли от продаж, остальные факторы, формирующие чистую прибыль, оказывают прямое влияние на ее изменение.

Обобщим влияние всех факторов, разделив их на факторы прямого и обратного влияния на прибыль.

Таблица 4.2. Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль ОАО «Слуцкий мясокомбинат»

Показатели-факторы Сумма, млн. руб.
1. Выручка от продаж - 2622,368 + 9 074,473
2. Себестоимость товаров, работ, услуг +2 731 397 175,3 -3 750 779 510,4
3. Коммерческие расходы +66 285 770,1 + 9 572 395,6
4. Управленческие расходы - 99 173 501,08 -27 904 907
5. Изменение цен на продукцию +2 712,114 + 5 596,58
6. Количество проданной продукции - 5 334,48 + 3 477,89
7. Проценты к получению    
8. Проценты к уплате    
9. Доходы от участия в других организациях    
10. Прочие доходы    
11. Прочие расходы    
Совокупное влияние факторов +2 698 504 199,586 -3 769 093 872,857

По совокупности факторы оказывают положительное влияние на прибыль в 2014 году. То есть в целом ее увеличивают.

Проанализируем коэффициент соотношения доходов и расходов. Он определяется по формуле

К = Все доходы/Все расходы.

Деятельность предприятия считается эффективной, если данный коэффициент больше 1.

Наши рекомендации