Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли.

Издержки производства– затраты на приобретение ресурсов, необходимых для организации производства товаров и услуг. Существует сложная классификация издержек. Все издержки разделяются на явные и неявные.
Явные издержки – это те затраты предприятия (фирмы), которые оно осуществляет при покупке необходимых для производства ресурсов.
Неявные издержки – это затраты на факторы производства, которые используются в производственном процессе, но не являются покупными.

Сумма явных и неявных издержек производства составляет экономические издержки.
Для изменения объема производства предприятию (фирме) необходимо изменять и структуру своих затрат. Количество одних из них можно изменить довольно быстро. Количество других – лишь в течение более длительного периода времени. Соответственно выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды.
Постоянные издержки (FC) - это те затраты предприятия (фирмы), которые не зависят от объема выпуска продукции (например, амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала, арендная плата, страховые платежи).
Переменные издержки (VC)– это те затраты, которые напрямую зависят от объема выпуска продукции (например, зарплата производственного персонала, затраты на сырье и материалы, затраты на рекламу, оплата транспортных услуг). Они равны нулю, когда продукция не выпускается, и по мере роста производства продукции возрастают.

Долгосрочный период – это временной интервал, достаточный для изменения всех производственных факторов. Значит, издержки в долгосрочном периоде могут быть только переменными.

Если цена товара равна средним издержкам, то предприятие (фирма) имеет нулевой эффект от своей хозяйственной деятельности, то есть прибыль отсутствует. Если цена меньше средних издержек, то предприятие (фирма) несет убытки и может обанкротиться. Если цена больше средних издержек, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы.
Для того, чтобы определить, какой объем (количество) продукции предпринимателю выгодно (эффективно) производить, рассчитывают предельные издержки (МС) – дополнительные затраты на производство каждой последующей единицы продукции сверх уже имеющегося объема (издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции). Поскольку постоянные издержки неизменны, то предельные издержки зависят от переменных издержек:
В то же время, поскольку предельные издержки – это издержки, связанные с выпуском дополнительной продукции, их можно определить как разницу между общими издержками на производство увеличенного объема продукции (TC n ) и общими издержками на прежний объем производства (TC n –1 ):
Положение фирмы в современной рыночной среде связано с трансакционными издержками. Это затраты фирмы по защите своих выгод и прав в условиях рыночного хозяйства (затраты на поиск информации о ценах, контрагентах, рынках сбыта, на ведение переговоров, заключение контрактов, разработку стандартов, охрану фирменных знаков и торговых марок, затраты на юридическое обслуживание по защите своих прав и интересов).
Итогом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является доход.

Доход предприятия (фирмы) – это денежные средства, получаемые им в результате хозяйственной деятельности за определенный период времени.
В соответствии с видами издержек различают общий (валовой), средний и предельный доходы.
Общий (валовой) доход – это доход, включающий выручку от реализации продукции и внереализационные доходы. Выручка– это суммы, поступающие предприятию от продажи определенного количества товара. Она равна цене товара (Р), умноженной на количество единиц проданного товара (Q).


Внереализационные доходы– это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью предприятия (фирмы): проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы и пени, доходы от сдачи помещений в аренду и т.д.

Средний доходпредставляет собой доход, получаемый предприятием (фирмой) от продажи единицы продукции и определяется делением общего дохода на количество единиц реализованного товара:
то есть средний доход равен цене единицы продукции.
Предельный доход – это приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции:
Разница между валовым доходом от продажи товаров и издержками производства представляет собой прибыль. В зависимости от состава издержек различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль – это разница между валовым доходом и бухгалтерскими издержками производства. Экономическая, или чистая прибыль - это разница между валовым доходом и экономическими издержками.
Если валовой доход предприятия (фирмы) равен ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается нулевой, или нормальной. Считается, что нормальная прибыль – это доход предприятия (фирмы) настолько высокий, чтобы оно продолжало заниматься данной хозяйственной деятельностью.
В современном хозяйственном механизме прибыль выполняет три функции:
Стимулирующую. Ее суть в том, что прибыль побуждает предприятие (фирму) увеличивать объем реализации продукции, подсчитывать издержки, повышать производительность труда и т.д.
Распределительную. Она проявляется в том, что прибыль является не только источником накопления денежных средств предприятия (фирмы), но и способствует развитию производства, финансированию строительства объектов непроизводственного назначения (жилья, детсадов, поликлиник, баз отдыха) для его работников, служит источником их дополнительного материального поощрения;

Абсолютная величина прибыли характеризует эффективность деятельности предприятия с точки зрения динамики (больше или меньше), но не позволяет оценивать деятельность двух разных хозяйствующих субъектов, поскольку у них имеются различные стартовые возможности.

Маржинальный анализ — анализ соотношения объёма продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях[1].

В основе маржинального анализа лежит деление затрат на переменные и постоянные. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход, который представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Маржинальный доход называют также суммой покрытия, то есть той частью выручки, которая покрывает постоянные затраты и формирует прибыль. Чем больше маржинальный доход, тем быстрее будут перекрыты постоянные затраты и тем быстрее организация, предприятие начнёт получать прибыль[2].

Маржинальный доход на весь объём продукции рассчитывается по формуле: Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли. - student2.ru

где Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли. - student2.ru — выручка от реализации продукции, услуг; Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли. - student2.ru — совокупные переменные затраты.

Маржинальный доход на единицу продукции рассчитывается по формуле: Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли. - student2.ru ,

где Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли. - student2.ru — объём реализации продукции в натуральном выражении; Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли. - student2.ru — цена единицы продукции; Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли. - student2.ru — переменные затраты на единицу продукции.

Анализируя удельные маржинальные доходы по различным видам продукции, выпускаемой на предприятии, можно оценить возможность получения прибыли от производства и реализации данного вида продукции. Если Издержки и доходы фирмы. Маржинальный анализ прибыли. - student2.ru , то это свидетельствует о том, что выручка не покрывает даже переменных затрат и если выпускать продукцию дальше, то убыток будет нарастать с каждой выпущенной единицей продукции.

В рамках маржинального анализа модели безубыточности (системы «Затраты-объём производства-прибыль») можно определить влияние объёма производства и реализации продукции на величину прибыли, а также определить объём продаж, начиная с которого возможно получение прибыли, и величины постоянных и переменных затрат, при которых возможно рентабельное производство продукции на предприятии

29. Финансовые ресурсы предприятия: понятие, структура, механизмы формирования

Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков предприятия является формирование его финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия – это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития предприятия.

Часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в обороте и приносящих доход, является капиталом предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долгосрочного кредита банка и других кредиторов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль и амортизационные отчисления, некоторые авторы включают в состав собственных финансовых ресурсов предприятий уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия (например, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или по законодательству). К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлеченным финансовым ресурсам относятся средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий в общем их объеме по производственным предприятиям, наибольший удельный вес занимают собственные средства, они составляют примерно половину в общем объеме финансовых ресурсов. Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

К основным направлениям использования финансовых ресурсов предприятия относятся:

–финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности предприятия путем запланированного выделения денежных средств на основное производство, производственно-вспомогательные процессы, снабжение, маркетинг и распространение продукции;

–финансирование административно-организационных мероприятий;

–инвестирование средств в основное производство;

–финансовые вложения;

–формирование резервов.

Финансы предприятия - это система денежных отношений фирмы, возникающих в процессе ее функционирования и включающих ряд элементов:

- отношения с поставщиками по поставкам сырья, материалов, топлива и т. д.;

- отношения с потребителями по реализации товаров в соответствии с заключенными договорами;

- отношения с контрагентами фирмы по взысканию и уплате штрафов за нарушение договорных обязательств;

- отношения с банковской системой по получению и погашению кредитов, уплате процентов по ним, по расчетам за банковские услуги по открытию и ведению счетов, факторинговые и другие операции банков;

- отношения со страховыми организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;

- отношения с инвестиционными фондами по осуществлению финансовых инвестиций;

- отношения с персоналом фирмы по выплате заработной платы;

- отношения с акционерами по выплате дивидендов;

- отношения с учредителями по формированию уставного капитала и распределению дохода;

- отношения с государством по уплате налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

- отношения с филиалами и представительствами, дочерними и зависимыми обществами;

- отношения с аудиторскими, юридическими и консалтинговыми фирмами.

Отличительной чертой перечисленных отношений является то, что они представляют собой совокупность денежных поступлений и выплат.

Финансовый механизм хозяйствующего субъекта строится на принципах:

- самостоятельности осуществления хозяйственной деятельности;

- самофинансирования, т. е. расходы осуществляются за счет доходов, временный недостаток средств пополняется за счет заемных источников финансирования;

- ответственности за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины, а также по другим обязательствам, возникающим в процессе производственно-хозяйственной деятельности;

- прибыльности деятельности;

- материальной заинтересованности персонала фирмы в результатах работы.

Под финансовыми ресурсами предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, понимаются денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работников.

Экономическая энциклопедия дает следующее определение финансовых ресурсов: это составная часть экономических ресурсов, представляющая собой средства денежно-кредитной и бюджетной системы, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития народного хозяйства, расходуются на социально-культурные мероприятия, нужды управления и обороны. По такой методике формировался плановый баланс финансовых ресурсов страны. Осуществлялось это за счет следующих источников.

1. Денежные накопления народного хозяйства.

2. Амортизация.

3. Средства предприятий, обращенные на покрытие собственных затрат в финансовом плане.

4. Доходы бюджета от колхозов, потребительской кооперации и общественных организаций.

5. Государственные налоги с населения.

6. Доходы от внешней торговли.

7. Поступления по государственным внутренним займам и денежно-вещевым лотереям.

8. Поступление сумм в погашение кредитов, ранее предоставленных зарубежным странам, и процентов по ним.

9. Кредиты, получаемые от зарубежных стран.

На уровне предприятия структура финансовых ресурсов в основном определяется собственными источниками - валовым доходом и амортизацией.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т.д. В советское время почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись бесплатно. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению источников их финансовых ресурсов.

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.

Общественные объединения создаются на основе:

1) принадлежности людей к одной профессии;

2) принадлежности людей к определенной социальной группе

3) общих интересов, увлечений;

4) общих подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения. *

Примерами общественных объединений являются профессиональные союзы; политические партии; творческие союзы; спортивные общества; добровольные общества; специальные целевые фонды; благотворительные фонды.

Финансы общественных объединений формируются за счет:

1) уплаты вступительных и членских взносов;

2) предоставления льгот и выплат из фондов объединений;

3) материальных пожертвований предприятий, учреждений в пользу общественных объединений;

4) формирования и использования фондов объединений (фонда заработной платы, фонда капитальных вложений и т.д.);

5) передачи доходов вышестоящими инстанциями и получения от них помощи.

В процессе управления финансовой системой предприятия решаются вопросы получения финансовых ресурсов, управления финансовыми ресурсами и их использования. Основой деятельности производственного предприятия является производство, и соответственно движение денежных средств обусловливается движением материальных ресурсов. Другими словами, отраслевые особенности предприятия, его размеры, продолжительность производственного цикла изготовления продукции определяют структуру и способы финансирования конкретного вида предпринимательской деятельности.

Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет:

1) собственных и приравненных к ним средств;

2) мобилизации ресурсов на финансовом рынке;

3) поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

В качестве первого источника формирования финансовых ресурсов предприятия выступают доходы и поступления. К доходам относятся прибыль от основной деятельности; прибыль от выполняемых научно-исследовательских работ и другие целевые доходы; прибыль от финансовых операций; прибыль от строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом; другие виды доходов. К поступлениям относятся: амортизационные отчисления (остаются на предприятии), выручка от реализации имущества, устойчивые (долгосрочные) пассивы, целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, другие виды поступлений.

Вторым источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются средства, вырученные от размещения на рынке ценных бумаг собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, а также кредиты. Финансирование за счет размещения собственных ценных бумаг предпочтительно для вновь создаваемых или реконструируемых предприятий.

Третьим источником формирования финансовых ресурсов предприятий служат выплаты страхового возмещения, бюджетные и отраслевые источники, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, прибыль от проведения финансовых операций и др.

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия должны располагать производственными фондами. Простое и расширенное воспроизводство производственных фондов осуществляется при непосредственном участии финансов. С их помощью формируются и используются денежные фонды специального целевого назначения.

На предприятиях формируются следующие фонды:

1) уставной фонд;

2) производственные фонды;

3) амортизационный фонд;

4) специальные фонды и др.

Под уставным фондом понимается совокупность средств, внесенных собственниками (участниками) в имущество предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Величина уставного фонда соответствует размеру основных и оборотных средств, инвестированных в процесс производства.

Наши рекомендации