Маржинальный анализ прибыли от продаж

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и коммерческих затрат на переменные и постоянные. Она широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Маржинальный анализ прибыли от продаж основан на понятии маржинального дохода, который можно рассчитать как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами или путем суммирования прибыли от продаж и постоянных затрат:

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru , (9.24)

где маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – маржинальный доход;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – выручка от реализации;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – прибыль от продаж;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru , маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – постоянные и переменные расходы.

В условиях многономенклатурного производства маржинальный доход можно представить как произведение выручки от продаж ( маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru ) на удельный вес маржинального дохода в выручке ( маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru ):

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru . (9.25)

Факторный анализ прибыли от продаж одного вида продукции можно проводить исходя из следующей зависимости:

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru , (9.26)

где маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – объём реализованной продукции;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – цена единицы продукции;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – переменные затраты на единицу продукции;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – постоянные затраты на весь объём продаж данного вида продукции;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – маржинальный доход единицы продукции.

На основе данных таблицы 9.7 рассмотрим маржинальный анализ прибыли от реализации нефти.

Таблица 9.7 Данные для маржинального анализа прибыли от реализации нефти

Показатели Предыдущий год Отчетный год Абсолютное изменение Темп роста, %
Объём реализованной продукции, тонн 1074 509 1423 998 349 489 132,53
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 1020 360 156,36
в т. ч. переменные затраты, тыс. руб. 462 691 431 822 -30 869 93,33
постоянные затраты, тыс. руб. 177,99
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб./т 1,685 1,988 0,303 117,98
в т. ч. переменные затраты, тыс. руб./т 0,430607 0,303246 -0,127361 70,42
Выручка от реализации нефти, тыс. руб. 2912 994 545 897 118,74
Прибыль от реализации нефти, тыс. руб. -474463 56,96
Цена ед. продукции, тыс. руб./т 2,711 2,429 -0,282 89,60
Маржинальный доход ед. продукции, тыс. руб./тонн 2,280393 2,125754 -0,154639 93,22

Влияние факторов на прибыль от реализации нефти можно провести по следующим формулам:

- влияние объёма реализованной продукции ( маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru ):

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru ; (9.27)

- влияние цен:

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru ; (9.28)

- влияние переменных затрат:

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru ; (9.29)

- влияние постоянных затрат:

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru . (9.30)

Расчеты сведем в таблицу 9.8.

Таблица 9.8 Влияние факторов на величину прибыли от продаж

Фактор Обозначение Влияние, тыс. руб.
Объём реализованной продукции маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru 796972,00
Средние цены реализации маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru -401567,44
Переменные затраты маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru 181361,48
Постоянные затраты маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru -1051229,00
Итого изменения прибыли от реализации нефти маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru -474463,0

Прибыль от продаж в отчетном году уменьшилась на 43,04% (474463 тыс. руб.) в результате роста постоянных расходов (77,99%) (влияние – 1051229,00 тыс. руб.) и снижения цен на реализованную продукцию (10,4%) (влияние – 401567, 44 тыс. руб.). Однако увеличение объёма реализованной нефти на 32,53% и снижение переменных затрат (29,58% – на единицу продукции, 6,67% – на весь объём) положительно повлияли на величину прибыли от продажи нефти, увеличив ее на 796972 тыс. руб. и 181361,48 тыс. руб. соответственно.

Операционный анализ позволяет определить зависимость финансовых результатов от затрат и объемов производства. Основными элементами операционного анализа служат следующие показатели: маржинальный доход, операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности (устойчивости) предприятия. С этой целью все затраты предприятия следует разделить на постоянные и переменные.

Порог рентабельности – это сумма выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка, следовательно, и рентабельность при такой выручке равна нулю:

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru , (9.31)

где МД – маржинальный доход;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – доля маржинального дохода в выручке;

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru – порог рентабельности.

Если известен порог рентабельности, то можно подсчитать запас финансовой устойчивости ( маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru ):

- в абсолютном выражении:

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru ; (9.32)

- в процентах:

маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru *100. (9.33)

Заключительным этапом операционного анализа является расчет силы воздействия операционного рычага (ОР), который показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%:

ОР = МД/П, (9.34)

где П – прибыль от продаж.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки всегда порождает более сильное изменение прибыли. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает больший и больший процент снижения прибыли. При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли.

Таблица 9.9 Операционный анализ ОАО «Северная нефть»

Показатели Обозначение Предыдущий год Отчетный год Изменение
Выручка от реализации, тыс. руб. маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru
Прибыль от реализации, тыс. руб. маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru -474463
Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб. маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru
Переменные затраты, тыс. руб. маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru -30869
Постоянные затраты, тыс. руб. маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru
Маржинальный доход, тыс. руб. маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru
Доля маржинального дохода, ед. маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru 0,84 0,87 0,03
Порог рентабельности, тыс. руб. маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru 1604591,67 2757570,11
Операционный рычаг, ед. ОР 2,22 4,82 2,6
Запас финансовой устойчивости: тыс. руб. %   маржинальный анализ прибыли от продаж - student2.ru   1308402,33 44,92   701320,89 20,28   -607081 -24,64

В отчетном году запас финансовой устойчивости уменьшился, что связано, в первую очередь, с уменьшением прибыли от реализации в результате увеличения доли постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции, при этом величина операционного рычага возросла на 5,6 ед., что характеризует повышение риска получения убытков в результате незначительного снижения выручки.

Наши рекомендации