Сообщение темы и цели урока.

Структура урока

1. Организация начала урока. 2-4 мин.

2. Усвоение новых знаний. 15-20 мин.

3. Первичная проверка понимания нового учебного 3-4 мин. материала

4. Применение знаний и дальнейшее формирование умений 50-60 мин.

и навыков

5. Подведение итогов урока 5-7 мин.

Ход урока

Метод: беседа

Форма организации деятельности:фронтальная

Приветствие

Контроль посещаемости

Назначение дежурных

Проверка наличия рабочей одежды и готовности к уроку.

2. Метод:объяснение, демонстрация.

Форма организации деятельности:фронтальная.

Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Изучение конструкции и технологии изготовления изделия, разметки заготовки.

Цель урока: Сегодня на уроке мы узнаем об организации рабочего места, познакомимся с содержанием чертежа детали из тонколистового металла, правилами оформления чертежа, тонколистовым металлом, а также с операцией разметки и инструментами, необходимыми для выполнения этой операции.

Понятие о стали. Виды тонколистового металла.

Тонколистовым называют металл в виде листов толщиной до 2 мм.

Тонколистовая сталь бывает нескольких видов: кровельная сталь (толщиной от 0,5 до 0,8 мм), жесть (толщиной от 0,2 до 0,5 мм).

Кровельная сталь, не имеющая покрытия, называется черной. Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь).

Жесть бывает черная и белая. Белая жесть — это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность.

Ручную обработку металлов в учебных мастерских выполняют на слесарных верстаках.

Они могут быть различной конструкции (рис.) В каждом из них легко выделить следующие основные части: металлический (или деревянный) каркас, крышку, на которой закреплены слесарные тиски, защитный экран.

Сообщение темы и цели урока. - student2.ru

Рис.1. Верстаки: а – слесарный; б – комбинированный.

Слесарные тиски (см. рис.) предназначены для закрепления обрабатываемых заготовок.

Сообщение темы и цели урока. - student2.ru При вращении рукоятки тисков ходовой винт ввинчивается в гайку или вывинчивается из нее и соответственно перемещает подвижную губку. Подвижная губка, приближаясь к неподвижной, зажимает заготовку, а, удаляясь от нее, освобождает.

Для более надежного закрепления заготовки на поверхности губок нанесена крестообразная насечка.

Высота верстака должна соответствовать росту ученика. Подбирается она так: встаньте у верстака и согните правую руку под углом 90°. Если при этом локоть касается верхней части тисков, то высота верстака подобрана правильно. Неправильный выбор высоты верстака приводит к быстрой утомляемости работающего и снижению качества работ. Сообщение темы и цели урока. - student2.ru

Во время работы инструменты и заготовки надо размещать на верстаке так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Инструменты, которые берут правой рукой, кладут справа, а левой — слева.

На верстак кладут только те инструменты, которые нужны на данном уроке.

Нельзя класть один предмет на другой или на отделанную поверхность детали.

Документацию (чертежи, технологические или инструкционные карты, и др.) держат в удобном для пользования и гарантированном от загрязнения месте.

При работе на тисках нужно соблюдать следующие правила:

1. Перед началом работы осматривать тиски, обращая особое внимание на прочность их крепления к верстаку.

2. Заготовки следует закреплять прочно, но плавным вращением рукоятки винта.

3. Нельзя ударять по рукоятке тисков молотком и наращивать ее длину с помощью трубы.

4. Не выполнять на тисках грубых работ (рубки, правки или гибки) тяжелыми молотками, так как это приводит к быстрому разрушению тисков.

5. При освобождении заготовки из тисков следует придерживать ее, чтобы она не упала.

6. По окончании работ очищать тиски волосяной щёткой от стружки, грязи и пыли, а направляющие и резьбовые соединения смазывать маслом; разводить губки тисков, так как в сжатом состоянии возникают излишние напряжения в соединении винта и гайки.

Детали из тонколистового металла и проволоки изображают в виде технического рисунка, чертежа, эскиза.

Сообщение темы и цели урока. - student2.ru Диаметр отверстия, кольца обозначается знаком Ø (см. рис. слева). Цифра, стоящая рядом с этим знаком, указывает диаметр отверстия в миллиметрах. Если рядом находятся несколько отверстий одного диаметра, то на чертеже, над выносной линией (начинающейся у одного из отверстий) пишется количество отверстий и их диаметр.

Толщину детали из тонколистового металла на чертеже обозначают буквой S, а число, проставляемое сразу за буквой – толщину детали в миллиметрах.

Линии сгиба на чертеже (эскизе) надо показывать штрихпунктирной линией с двумя точками, центры окружностей, отверстий — штрихпунктирными (центровыми линиями), пересекающимися под прямым углом.

Центровые штрихпунктирные линии должны пересекать контурные линии.

Разметка.

При разметке на поверхность тонколистового металла наносят разметочные линии (риски) с помощью разметочных инструментов и приспособлений. На рисунке показаны инструменты для разметки заготовок из тонколистового металла — чертилка (остро-заточенный стальной стержень), разметочный циркуль.

Разметку прямоугольных деталей по чертежу (эскизу) начинают с определения базовой кромки заготовки и нанесения базовой риски. Самая ровная кромка заготовки выбирается как базовая для разметки. От нее ведут разметку: проводят базовую риску по линейке (рис. а), по угольнику проводят вторую риску под углом 90° (рис. 6), откладывают по линейке размер А (рис. в), по угольнику проводят третью риску (рис. г), откладывают размер Б (рис. д) и по угольнику проводят четвертую риску (рис. е).

Перед разметкой надо очистить заготовку от пыли, грязи, следов коррозии и проверить исправность разметочных инструментов.

Разметка — очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.

Правила безопасности при разметке.

1. Нельзя проводить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза.

2. Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза или руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место — ручкой к себе.

3. Нельзя класть чертилку в карман халата, держать ее можно только на столе.

3. Метод: устный опрос.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Беседа.

Вопрос Предполагаемый ответ
Назовите основную часть рабочего места для ручной обработки металлов в учебных мастерских. Слесарный верстак.
Назовите составные части слесарного верстака (основные). Металлический (или деревянный) каркас, крышка, на которой закреплены слесарные тиски, защитный экран.
Как обозначаются на чертеже линии сгиба? Линии сгиба на чертеже показывают штрихпунктирной линией с двумя точками.
Что такое разметка? Разметка – это нанесение на заготовку точек и линий, указывающих места и границы обработки.
Каких видов может быть кровельная сталь? Кровельная сталь бывает черной, т.е., без покрытия, либо её покрывают тонким слоем цинка(оцинкованная сталь).

4. Метод: практическая работа, инструктаж.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Последовательность выполнения задания:

1. Составить чертеж.

2. Нанести размеры.

3. Выбрать заготовку.

4. Разметить заготовку по чертежу.

Учащиеся приступают к работе.

Текущий инструктаж.

Учитель следит за правильностью выполнения приемов труда, за соблюдением правил техники безопасности и технологической последовательности.

5. Метод: беседа, инструктаж.

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наши рекомендации