Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение и защиту курсовой работы, а также самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Подробное описание оформления и порядка защиты курсовых работ содержатся в «Методических рекомендациях» по выполнению, оформлению и защите курсовых работ, ниже приведены необходимые приложения, облегчающие работу студента по формированию заявления на тему курсовой работы, титульного листа работы, оформлению необходимых ссылок по тексту работы. Помимо курсовой работы самостоятельная работа студента включает подготовку к семинарским (практическим) занятиям. Для этого студент использует лекции преподавателя, нормативную, основную, дополнительную литературу, периодические публикации, Интернет-ресурсы, рекомендованные в разделе8 «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». Кроме того, самостоятельная работа предусматривает также решение во внеучебное время практических заданий, приведённых в разделе 7 «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины».К самостоятельной работе студента относится подготовка к зачету, экзамену, выполнение тестовых заданий. Экзаменационные вопросы и вопросы к зачету, а также тестовые задания приведены в разделе 7.
Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения дисциплины «Регулирование отдельных видов гражданских правоотношений», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.
В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих данную дисциплину, являются: во-первых, продолжение изучения видов гражданских правоотношений в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем; во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Изучение и изложение информации, полученной в результате изучения научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.
Правильная организация самостоятельной работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы по рассматриваемой дисциплине, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.
Основными формами самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:
– подготовка докладов по отдельным темам программы по данной дисциплины;
– участие в работе научного студенческого клуба кафедры гражданского права и процесса «JUS CIVILE»;
– участие в научных студенческих конференциях;
– написание домашних контрольных работ;
– организация и проведение деловых игр.
В рамках ряда форм самостоятельной работы студентов (подготовка докладов по отдельным темам программы «Регулирование отдельных видов гражданских правоотношений», участие в работе научного студенческого клуба, участие в научных студенческих конференциях и т.д.) основное внимание необходимо уделять следующим принципиальным вопросам:
1. Чтение по рекомендации преподавателя новейших монографических изданий по гражданскому праву, а также наиболее значимых статей в юридических журналах; конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба (на научной студенческой конференции).
2. Составление кратких обзоров по наиболее характерным гражданским делам, опубликованным в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Итоги таких обзоров должны критически обсуждаться на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба (на научной студенческой конференции).
3. Посещения (по заданию преподавателя) судебных заседаний судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов для привития студентам интереса к «живой» практике работы суда, арбитражного суда, адвокатуры. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам следует обсуждать на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба.
4. Посещения (после предварительной договоренности преподавателя с соответствующим руководством) юридических отделов (управлений) организаций в различных сферах предпринимательской и социально-культурной деятельности, а также нотариальных контор для ознакомления студентов с их работой. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам следует обсуждать на практических занятиях.
5. Подготовка отзывов на законопроекты в качестве домашних заданий, поскольку желательно приобщить к правотворческому процессу и студентов. Подготовленные отзывы целесообразно обсуждать на практическом занятии или на заседании научного студенческого клуба.
Желательно, чтобы задания студентам, указанные в пп. 1-5, давались преподавателем с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.
Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются еженедельные консультации преподавателя, на которых осуществляется:
а) контроль за подготовкой студентами планов, а также проверка нормативного материала и литературы по докладам и иным письменным работам;
б) обсуждение планов и тезисов будущих докладов в формате научного студенческого клуба;
Основной целью проведения студенческих деловых игр во внеаудиторное время является привитие студентам навыков решения конкретных юридических вопросов и накопление ими практического опыта в решении процедурных вопросов на основе создания конкретных деловых ситуаций, максимально приближенных к реальным жизненным условиям.
Исходным материалом для организации и проведения деловых игр во внеаудиторное время может являться тема из графика СРС. Однако в любом случае деловая игра предполагает участие максимального количества студентов группы и распределение между ними определенных ролей.
Ведение деловой игры по ролевому принципу делает исключительно важным участие преподавателя как в подготовке, так и в процессе деловой игры, которое выражается в следующем:
во-первых, определение и назначение студентов, выполняющих те или иные роли в соответствии с их желанием;
во-вторых, рекомендации преподавателя относительно нормативного и методического материала, необходимого для правильного выполнения соответствующим студентом своей роли (судьи, адвоката, потерпевшего и т.п.);
в-третьих, анализ действий студентов в ходе деловой игры;
в-четвертых, обращение внимания студентов на упущенные ими значимые моменты в процессе деловой игры.
Затем следует подведение итогов деловой игры.
Формы подведения итогов самостоятельной работы студентов зависят от форм самой этой работы.
При подведении итогов написания докладов, контрольных работ преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков с целью их дальнейшего устранения.
Основными формами поощрения за добросовестную самостоятельную работу студента являются учет внеаудиторной работы студента в период модульной аттестации, а также в зачетной сессии, в том числе с освобождением студента от ответа на вопросы, по которым его самостоятельная работа была ранее оценена преподавателем на отлично.
Кроме того, при отборе студентов на специализацию по кафедре гражданского права и процесса обязательно должно учитываться и качество внеаудиторной работы студента.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ