Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение и защиту курсовой работы, а также самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Подробное описание оформления и порядка защиты курсовых работ содержатся в «Методических рекомендациях» по выполнению, оформлению и защите курсовых работ, ниже приведены необходимые приложения, облегчающие работу студента по формированию заявления на тему курсовой работы, титульного листа работы, оформлению необходимых ссылок по тексту работы. Помимо курсовой работы самостоятельная работа студента включает подготовку к семинарским (практическим) занятиям. Для этого студент использует лекции преподавателя, нормативную, основную, дополнительную литературу, периодические публикации, Интернет-ресурсы, рекомендованные в разделе8 «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». Кроме того, самостоятельная работа предусматривает также решение во внеучебное время практических заданий, приведённых в разделе 7 «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины».К самостоятельной работе студента относится подготовка к зачету, экзамену, выполнение тестовых заданий. Экзаменационные вопросы и вопросы к зачету, а также тестовые задания приведены в разделе 7.

Целью самостоятельной работы студентов явля­ется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения дисциплины «Регулирование отдельных видов гражданских правоотношений», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу­чению и изложению полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих данную дисциплину, являются: во-первых, продолжение изучения видов гражданских правоотношений в домаш­них условиях по программе, предложенной преподавателем; во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изу­чения научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

Правильная организация самостоятельной рабо­ты студентов дает преподавателю возможность обеспечить углублен­ное изучение тех вопросов программы по рассматриваемой дисциплине, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.

Основными формами самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:

– подготовка докладов по отдельным темам программы по данной дисциплины;

– участие в работе научного студенческого клуба кафедры гражданского права и процесса «JUS CIVILE»;

– участие в научных студенческих конференциях;

– написание домашних контрольных работ;

– организация и проведение деловых игр.

В рамках ряда форм самостоятельной работы студентов (подготов­ка докладов по отдельным темам программы «Регулирование отдельных видов гражданских правоотношений», участие в работе научного студенческого клуба, участие в научных студенческих конференциях и т.д.) основ­ное внимание необходимо уделять следующим принципиальным воп­росам:

1. Чтение по рекомендации преподавателя новейших монографи­ческих изданий по гражданскому праву, а также наиболее значимых статей в юридических журналах; конспектирование этих работ с пос­ледующим докладом и обсуждением на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба (на научной студенческой конференции).

2. Составление кратких обзоров по наиболее характерным граждан­ским делам, опубликованным в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Итоги таких обзоров дол­жны критически обсуждаться на практических занятиях или на засе­дании научного студенческого клуба (на научной студенческой кон­ференции).

3. Посещения (по заданию преподавателя) судебных заседаний су­дов общей юрисдикции, а также арбитражных судов для привития студентам интереса к «живой» практике работы суда, арбитражного суда, адвокатуры. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам следует обсуждать на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба.

4. Посещения (после предварительной договоренности преподавателя с соответствующим руководством) юридических отделов (управ­лений) организаций в различных сферах предпринимательской и социально-культурной деятельности, а также нотариальных контор для ознакомления студентов с их работой. Итоги таких посещений по наи­более интересным делам следует обсуждать на практических занятиях.

5. Подготовка отзывов на законопроекты в качестве домашних за­даний, поскольку желательно приобщить к правотворческому про­цессу и студентов. Подготовленные отзывы целесообразно обсуждать на практическом занятии или на заседании научного студенческого клуба.

Желательно, чтобы задания студентам, указанные в пп. 1-5, дава­лись преподавателем с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студен­тов являются еженедельные консультации преподавателя, на которых осуществляется:

а) контроль за подготовкой студентами планов, а также проверка нормативного материала и литературы по докладам и иным письменным работам;

б) обсуждение планов и тезисов будущих докладов в формате научного студенческого клуба;

Основной целью проведения студенческих деловых игр во внеаудитор­ное время является привитие студентам навыков решения конкрет­ных юридических вопросов и накопление ими практического опыта в решении процедурных вопросов на основе создания конкретных де­ловых ситуаций, максимально приближенных к реальным жизненным условиям.

Исходным материалом для организации и проведения деловых игр во внеаудиторное время может являться тема из графика СРС. Однако в любом случае деловая игра предполагает участие максимального количества студентов группы и распределение между ними определенных ролей.

Ведение деловой игры по ролевому принципу делает исключительно важным участие преподавателя как в подготовке, так и в процессе деловой игры, которое выражается в следующем:

во-первых, определение и назначение студентов, выполняющих те или иные роли в соответствии с их желанием;

во-вторых, рекомендации преподавателя относительно норматив­ного и методического материала, необходимого для правильного вы­полнения соответствующим студентом своей роли (судьи, адвоката, потерпевшего и т.п.);

в-третьих, анализ действий студентов в ходе деловой игры;

в-четвертых, обращение внимания студентов на упущенные ими значимые моменты в процессе деловой игры.

Затем следует подведение итогов деловой игры.

Формы подведения итогов самостоятельной работы студентов за­висят от форм самой этой работы.

При подведении итогов написания докладов, контрольных работ преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков с целью их даль­нейшего устранения.

Основными формами поощрения за добросовестную самостоятель­ную работу студента являются учет внеаудиторной работы студента в период модульной аттестации, а также в зачетной сессии, в том числе с освобождением студента от ответа на вопро­сы, по которым его самостоятельная работа была ранее оценена пре­подавателем на отлично.

Кроме того, при отборе студентов на специализацию по кафедре гражданского права и процесса обязательно должно учитываться и качество вне­аудиторной работы студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации