Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Виды и направления самостоятельной работы студентов:

1.Для овладения и углубления знаний:

- составление различных видов планов и тезисов по тексту;

- конспектирование текста;

- ознакомление с нормативными документами;

- создание презентации,

- выполнение курсовой работы.

2. Для закрепления знаний:

- работа с конспектом лекции;

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана ответа;

- составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка сообщения, доклада;

- тестирование;

- составление опорного конспекта/таблицы/блок-схемы по теме.

4. Для формирования практических и профессиональных умений.

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение ситуационных и профессиональных задач;

- проведение исследования;

- статистическая обработка результатов исследований,

- построение графиков, диаграмм

- осуществление аналитического разбора ситуации по заранее определенной преподавателем теме.

Примерные темы подготовки докладов к практическим занятиям

второго модуля:

1. Направления и методы реализации структурной политики в российских условиях

2. Пути формирования благоприятного инвестиционного климата в России, повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов.

3. Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в современную российскую экономику.

4. Современное состояние и тенденции в области доходов и занятости населения в РФ.

5. Проблема безработицы в российской экономике и пути е решения.

6. Проблемы государственного регулирования рынка труда.

Дискуссия

1. Пути и механизмы рационального и эффективного использования потенциала дальнейшего социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе.

2. Необходимость взвешенной аграрной политики государства в связи со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

3. Пути и механизмы технического перевооружения и модернизации реального сектора российской экономики в средне- и долгосрочной перспективах.

Ход выполнения: не требует специальной самостоятельной подготовки, осуществляется на базе остаточных знаний по курсам бакалавриата и лекционного материала.

Групповое обсуждение.

Тема: Стратегии и приоритеты социальной политики России на период до 2020 г. и в долгосрочной перспективе до 2030 г.

Ход выполнения: Самостоятельная работа с литературой и другими рекомендуемыми источниками, подготовка сообщений и докладов. Результаты работы обсуждаются на практическом занятии.

Работа в группах

1. Основные направления совершенствования политики РФ в области доходов и заработной платы в средне- и долгосрочной перспективе.

2. Современное состояние и актуальные проблемы развития строительного комплекса России и задачи государства по его регулированию.

3. Пути и перспективы интеграции НИС России в глобальную инновационную систему.

Ход выполнения: работа осуществляется на базе лекционного материала, материала практических занятий и самостоятельной работы. Результатом работы в группах является составление аналитического заключения, содержащего аргументированные выводы и обоснованные рекомендации.

Задание к мозговому штурму

Выявление общенациональных (системных) и специфических проблем формирования производственного потенциала в Российской Федерации:

− исторические аспекты;

− отраслевые аспекты;

− перспективы решения выявленных проблем.

Case-study. Ситуационные задачи.

Динамика инвестиционных показателей является важнейшим макроэкономическим индикатором, который характеризует благополучие и потенциал развития страны. Однако после окончания доклада на тему «Содержание инвестиций и инвестиционной деятельности» один из слушателей согласился, что для экономики страны, находящийся в состоянии кризиса, инвестиции и возможность массового обновления производственных мощностей являются необходимыми условиями подъема и выхода из кризиса. Такое мнение многие поддержали, но один из присутствовавших, стоявший у выхода из зала, бросил мысль, что к России это пока не имеет отношения. А как вы считаете?

Круглый стол.

1. Перспективы усиления и укрепления экономических связей РФ со странами ближнего зарубежья.

2. Перспективы формирования единого экономического пространства ЕвАзЭС и проведения единой социально-экономической политики государствами-участниками.

Ход выполнения: круглый стол проводится с участием экспертов, на базе всего пройденного материалов процессе обсуждения вырабатываются рекомендации по решению обозначенных проблем.

Задание на деловую игру «правительственный час»

Цель игры - научиться решать проблему в рамках заданной компетенции, оценивать воздействие проблемных ситуаций в заданном профессиональном поле.

Макет игры: студенты создают несколько команд численностью 3-4 человека для решения национальных проблем в «министерских креслах»:

1. Рабочая группа при Министерстве экономического развития Российской Федерации;

2. Рабочая группа при Министерстве финансов Российской Федерации;

3. Рабочая группа при Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

4. Рабочая группа отраслевого министерства (выбор Министерства по усмотрению участников игры).

Каждая подгруппа выбирает себе проблемное поле в соответствии с функциональной позицией. Примерные темы: «Бюджетная политика РФ на период 2012-2020 гг.» (Министерство финансов РФ), «Инновационная политика российского экономического роста» (Министерство экономического развития), «Пенсионная система: источник будущего кризиса» (Министерство социального развития РФ), Налоги как инструмент ускоренного отраслевого развития (Блок отраслевых министерств).

Можно предложить студентам выбрать самостоятельные направления для обсуждения на Правительственном часе.

Наши рекомендации