Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Цели самостоятельной работы: формирование способности к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы

Цели самостоятельной работы: формирование способности к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Тематика самостоятельной работы определяется преподавателем кафедры и имеет профессионально ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность способствует инициированию активной творческой работы студента. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал.

Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (дискуссий/ди-спутов, тренингов, ролевых/ деловых игр и других видов учебной работы).

Качество сообщения по теме (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности, уникальности предложений, обобще-ний и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине. Возможная тематическая направленность сообщений на тему для каждого учебно-образовательного модуля представлена в таблице.

Примерная тематика сообщений на тему№ п/п Учебно-образовательный модуль Примерная тематика сообщений на тему для самостоятельной работы
  Модуль 1- 3 1. Проектирование психологически комфортной и безопасной среды в систем высшего профессионального образования.
2. Проектирование траекторий обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся.
3. Проектно-исследовательская деятельность преподавателя.
4. Разработка проектов командообразования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
5. Проектирование индивидуальных траекторий повышения квалификации руководителей в системе дополнительного образования.
6. Стратегия развития образовательных учреждений общего среднего образования.
7. Современные технологии проектирования образовательного процесса обучающихся.
8. Перспективные направления экспертизы образовательной среды региона.
9. Инновационные средства экспертизы образовательной среды образовательного учреждения.
10. Концепция развития образовательных учреждений на основе маркетинговых исследований в области рынка образовательных услуг.
11. Направления проектирования психолого-педагогических исследований и разработок в системе непрерывного образования.
12. Разработка проектов коррекционно-развивающих программ в системе высшего профессионального образования.
13. Моделирование системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в системе дошкольного образования.
14. Конструирование технологии обучения студентов с ограниченными возможностями.
15. Экспертиза реализации технологий сохранения здоровья обучающихся в общеобразовательной школе.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте базовые общенаучные подходы, обеспечивающие оптимальное проектирование образовательных систем.

2. Назовите и дайте краткую характеристику основным методологическим принципам, способствующим эффективному функционированию образовательных систем разных уровней.

3. Опишите различные подходы к проектированию в разных сферах человеческой жизнедеятельности.

4. Дайте определение понятию «педагогическое проектирование»

5. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа моделирования.

6. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа собственно проектирования.

7. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа конструирования.

8. Расскажите о современных технологиях проектирования образовательного процесса.

9. Разработайте проект инновационной образовательной системы «лицей- колледж - университет».

10. Дайте определение понятию «образовательная система».

11. Перечислите виды образовательных систем

12. Какова структура многоуровневой системы образования в России?

13. Назовите подсистемы по вертикали, составляющие образовательное учреждение как систему.

14. Перечислите подсистемы по горизонтали, составляющие образовательное учреждение как систему.

15. Представьте многоуровневую систему образования в России в виде структурно-логической схемы взаимосвязи ее структурных компонентов по вертикали и по горизонтали.

16. Расскажите о целях проведения экспертизы в различных отраслях человеческой жизнедеятельности.

17. Дайте определение понятию «экспертиза» в системе образования.

18. Дайте краткую характеристику основным объектам экспертизы в образовательном учреждении.

19. Каковы цели аттестации преподавательского состава образовательных учреждений?

20. Назовите основные направления и системы внутреннего аудита.

21. Перечислите традиционные и инновационные технологии диагностики знаний преподавателей и обучающихся.

22. Объясните, для чего проводится лицензирование направлений профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специальностей, образовательных программ?

23. В чем сущность аккредитации образовательных учреждений разных уровней системы образования.

24. Сконструируйте модель инновационной экспертизы образовательного учреждения, реализуемой с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Критерии оценки качества ответа на контрольные вопросы

Ответы считаются полными, если магистрант продемонстрировал глубокое и прочное владение материалом, исчерпывающе, последовательно и четко его излагает, умеет тесно увязывать разработку и оценку инновационной деятельности с условиями их внедрения в образовательную практику, не затрудняется с ответом на сопутствующие и дополнительные вопросы с видоизмененной проблемной ситуацией, правильно обосновывает концептуальные подходы в области проектирования и экспертизы образовательных систем.

Оценочные средства промежуточной аттестации – зачет.

Наши рекомендации