Рганизация службы на морских судах
В 1958 г. была ратифицирована Конвенция 1948 г. об учреждении Межправительственной морской консультативной организации (с 1982 г. — Международная морская организация ИМО), которая разрабатывает и принимает международные конвенции, кодексы, протоколы и другие документы, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, предотвращение загрязнения моря, а также решение иных вопросов функционирования международного морского транспорта. После ратификации большинством стран-членов ИМО эти документы являются обязательными для выполнения в каждой судоходной компании, на каждом судне. Среди основных документов, с которыми должен быть знаком каждый член экипажа морских судов,
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS),
Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (MARPOL),
Международная конвенция о грузовой марке,
Конвенция о Международных правилах предотвращения столкновений судов в море (МППСС-72),
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78/95),
Международная конвенция по поиску и спасанию на море и другие.
Основными национальными нормативными документами являются Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Устав службы на судах Министерства транспорта.
На организацию службы оказывают существенное влияние и некоторые положения других обязательных правил, положений, уставов и наставлений. К этим документам, прежде всего, относятся:
Устав о дисциплине работников морского транспорта,
Положение о технической эксплуатации морского флота,
Правила технической эксплуатации судовых технических средств,
Правила техники безопасности на судах морского флота,
Санитарные правила для морских судов,
Наставление по борьбе за живучесть морских судов (НБЖС),
Правила пожарной безопасности на морских судах,
Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).
Согласно Конвенции ПДМНВ-78/95 весь судовой персонал разделяется на три категории:
управляющий персонал (капитаны, старшие помощники капитана, старшие механики);
эксплуатирующий персонал (вахтенные офицеры, вахтенные механики);
вспомогательный персонал (матросы, мотористы и другой рядовой состав).
К каждой из этих категорий предъявляются различные по уровню квалификации требования.
В соответствии с Уставом службы на судах морского флота капитан, старший помощник капитана и старший механик относятся к старшему командному составу судна. К командному составу относятся помощники капитана, механики и электромеханики, радиоэлектроник, судовой врач (фельдшер), боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы, к судовой команде — все остальные члены экипажа.
Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по следующим службам (группам):
— служба эксплуатации, обеспечивающая безопасное судовождение, а также выполнение всех функций, связанных с производственной деятельностью судна, возглавляемая старшим помощником капитана;
— служба технической эксплуатации (единая техническая служба), обеспечивающая техническую эксплуатацию судовых технических средств и корпуса судна, возглавляемая старшим механиком;
— служба быта, обеспечивающая обслуживание экипажа судна, возглавляемая помощником капитана по хозяйственной части;
— пассажирская служба, обеспечивающая обслуживание пассажиров, возглавляемая помощником капитана по пассажирской части;
— медико-санитарная служба, обеспечивающая охрану здоровья экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам, возглавляемая судовым врачом;
— учебная служба на учебных и учебно-производственных судах, обеспечивающая организацию учебного процесса и плавательной практики курсантов и студентов учебных заведений, возглавляемая помощником капитана по учебной части.
Количество служб на судне определяется судовладельцем в зависимости от типа, районов плавания и других технических и эксплуатационных характеристик судна, а их персональный состав утверждается капитаном судна. В последние годы происходит постепенное сокращение количества судовых служб с перераспределением их обязанностей на другие службы.
Каждый член экипажа обязан:
— поддерживать престиж Российской Федерации, честь и достоинство российского моряка;
— выполнять требования законов Российской Федерации, приказов, правил и инструкций судовладельца;
— добросовестно выполнять служебные обязанности;
— знать свою специальность, устройство судна и своё заведование;
— постоянно совершенствовать свои знания;
— быть дисциплинированным, беспрекословно и быстро выполнять распоряжения командиров.
Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помещения судна, в целях обеспечения их надёжной работы, технического обслуживания и готовности к действию, закрепляются за определёнными членами экипажа судна. Распределение по заведованиям определяется судовладельцем, судовыми расписаниями, должностными инструкциями и утверждается капитаном.
Лица, использующие судовые технические средства, а также средства бытового обслуживания, независимо от того, в чьём ведении они находятся, полностью отвечают за их правильную эксплуатацию.
Член экипажа при обнаружении неисправностей технических средств обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), а также своему непосредственному командиру, приняв все возможные меры к их устранению, если продолжение работы технических средств угрожает безопасности судна, жизни или здоровью членов экипажа.
Без разрешения своего командира и без ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа категорически запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя технических средств.
Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана, одновременно приняв все возможные меры к её ликвидации.
Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту.
При исполнении служебных обязанностей взаимное обращение должно быть официальным. Распоряжения по службе отдаются в форме приказаний. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения его, доложить об этом лицу, отдавшему приказание. В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого не позволяет выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.
При списании с судна каждый член экипажа должен сдать дела, своё заведование и числящееся за ним имущество вновь назначенному лицу по акту, который представляется своему непосредственному командиру.
Увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана. Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных командиров и поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтенного помощника капитана. В день отхода судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном. При увольнении членов экипажа на берег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на открытых рейдах разрешается увольнение не более 1/3 экипажа.
Все члены экипажа должны соблюдать распорядок дня, установленный на судне.
Запрещается хранение в жилых помещениях взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и опасных в пожарном отношении веществ и материалов, а также пользование электронагревательными приборами. При уходе из жилых помещений члены экипажа обязаны выключать освещение и вентиляторы.
Ключи от кают хранятся у занимающих их лиц. Второй комплект ключей с номерными бирками хранится в месте, определённом старшим помощником капитана. Должна быть обеспечена возможность круглосуточного доступа во все запираемые помещения.
На судне запрещается:
— курить в неотведённых для этого местах, а также во время тревог и учений;
— выносить какие-либо вещи без разрешения вахтенного помощника капитана;
— перевозить на судне без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий другим членам экипажа;
— отвлекать неслужебными разговорами лиц, несущих вахту;
— выбрасывать за борт мусор, пищевые отходы, откачивать нефтепродукты и загрязнённую ими воду;
— играть в азартные игры.
Заключение
Бурное развитие научно-технического прогресса (НТП), начавшееся во второй половине XX в., нашло свое отражение и в морском судоходстве и судостроении. Основными направлениями НТП здесь являются:
1) создание принципиально новых транспортно-технологических систем (ТТС);
2) рост дедвейта судов и их скорости;
3) увеличение грузовместимости судов;
4) специализация транспортных судов по роду перевозимых грузовых мест (контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы и т. д.);
5) усиление тенденции универсализации и комбинирования судов;
6) автоматизация производственных процессов на судне;
7) развитие и совершенствование систем управления морским транспортом;
8) совершенствование технологии и механизации портовых работ и судоремонта;
9) совершенствование и развитие судовых и береговых средств морской связи, электрорадионавигационных приборов, средств, спутниковой навигации и связи;
10) совершенствование гидрометеорологического обеспечения судоходства в целях повышения безопасности мореплавания и совершенствования организации судоходства.
Литература
1. Фрид Е.Г. Устройство судна: Учебник. – Л.: Судостроение, 1990.
2. Допатка Р., Перепечко А. Книга о судах. Пер. с нем. - Л.: Судостроение, 1981.
3. Нечаев Ю.И., Царёв Б.А., Челпанов И.В. Профессия – судостроитель (Введение в специальность): Учебник. – Л.: Судостроение, 1987.