Рганизация службы на морских судах

В 1958 г. была ратифицирована Конвенция 1948 г. об учреждении Межправительственной морской консультативной организации (с 1982 г. — Международная морская организация ИМО), которая разрабатывает и принимает международные конвенции, кодексы, протоколы и другие документы, направленные на обеспечение бе­зопасности мореплавания, предотвращение загрязнения моря, а также решение иных вопросов функционирования международно­го морского транспорта. После ратификации большинством стран-членов ИМО эти документы являются обязательными для вы­полнения в каждой судоходной компании, на каждом судне. Среди основных документов, с которыми должен быть знаком каждый член экипажа морских судов,

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS),

Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (MARPOL),

Между­народная конвенция о грузовой марке,

Конвенция о Международ­ных правилах предотвращения столкновений судов в море (МППСС-72),

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78/95),

Междуна­родная конвенция по поиску и спасанию на море и другие.

Основными национальными нормативными документами являются Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Устав службы на судах Министерства транспорта.

На организацию службы оказывают существенное влияние и некоторые положения других обязательных правил, положе­ний, уставов и наставлений. К этим документам, прежде всего, относятся:

Устав о дисциплине работников морского транспорта,

Положение о технической эксплуатации морского флота,

Прави­ла технической эксплуатации судовых технических средств,

Пра­вила техники безопасности на судах морского флота,

Санитарные правила для морских судов,

Наставление по борьбе за живучесть морских судов (НБЖС),

Правила пожарной безопасности на мор­ских судах,

Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).

Согласно Конвенции ПДМНВ-78/95 весь судовой персонал разделяется на три категории:

управляющий персонал (капитаны, старшие помощники капитана, старшие механики);

эксплуатиру­ющий персонал (вахтенные офицеры, вахтенные механики);

вспо­могательный персонал (матросы, мотористы и другой рядовой состав).

К каждой из этих категорий предъявляются различные по уровню квалификации требования.

В соответствии с Уставом службы на судах морского флота капитан, старший помощник капитана и старший механик отно­сятся к старшему командному составу судна. К командному со­ставу относятся помощники капитана, механики и электромеха­ники, радиоэлектроник, судовой врач (фельдшер), боцман, ди­ректор ресторана и администратор пассажирской службы, к судовой команде — все остальные члены экипажа.

Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по следующим службам (группам):

— служба эксплуа­тации, обеспечивающая безопасное судовождение, а также выпол­нение всех функций, связанных с производственной деятельностью судна, возглавляемая старшим помощником капитана;

— служба тех­нической эксплуатации (единая техническая служба), обеспечивающая техническую эксплуатацию судовых технических средств и кор­пуса судна, возглавляемая старшим механиком;

— служба быта, обес­печивающая обслуживание экипажа судна, возглавляемая помощником капитана по хозяйственной части;

— пассажирская служба, обеспечивающая обслуживание пассажиров, возглавляемая помощ­ником капитана по пассажирской части;

— медико-санитарная служ­ба, обеспечивающая охрану здоровья экипажа и оказание медицин­ской помощи пассажирам, возглавляемая судовым врачом;

— учебная служба на учебных и учебно-производственных судах, обеспе­чивающая организацию учебного процесса и плавательной практи­ки курсантов и студентов учебных заведений, возглавляемая помощником капитана по учебной части.

Количество служб на судне определяется судовладельцем в за­висимости от типа, районов плавания и других технических и эксплуатационных характеристик судна, а их персональный со­став утверждается капитаном судна. В последние годы происходит постепенное сокращение количества судовых служб с перераспре­делением их обязанностей на другие службы.

Каждый член экипажа обязан:

— поддерживать престиж Россий­ской Федерации, честь и достоинство российского моряка;

— вы­полнять требования законов Российской Федерации, приказов, правил и инструкций судовладельца;

— добросовестно выполнять служебные обязанности;

— знать свою специальность, устройство судна и своё заведование;

— постоянно совершенствовать свои зна­ния;

— быть дисциплинированным, беспрекословно и быстро вы­полнять распоряжения командиров.

Все технические средства, предметы оборудования и снабже­ния, а также помещения судна, в целях обеспечения их надёжной работы, технического обслуживания и готовности к действию, закрепляются за определёнными членами экипажа судна. Рас­пределение по заведованиям определяется судовладельцем, судо­выми расписаниями, должностными инструкциями и утвержда­ется капитаном.

Лица, использующие судовые технические средства, а также средства бытового обслуживания, независимо от того, в чьём ведении они находятся, полностью отвечают за их правильную эксплуатацию.

Член экипажа при обнаружении неисправностей технических средств обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощ­нику капитана (вахтенному механику), а также своему непосред­ственному командиру, приняв все возможные меры к их устранению, если продолжение работы технических средств угрожает безопасности судна, жизни или здоровью членов экипажа.

Без разрешения своего командира и без ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа ка­тегорически запрещается производить ремонтные, профилакти­ческие или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя технических средств.

Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности суд­на и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана, одновременно приняв все воз­можные меры к её ликвидации.

Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капита­ном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту.

При исполнении служебных обязанностей взаимное обраще­ние должно быть официальным. Распоряжения по службе отда­ются в форме приказаний. Получивший приказание обязан по­вторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения его, доложить об этом лицу, отдавшему приказание. В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого не позволяет выполнить пер­вое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.

При списании с судна каждый член экипажа должен сдать дела, своё заведование и числящееся за ним имущество вновь назначенному лицу по акту, который представляется своему не­посредственному командиру.

Увольнение на берег членов экипажа производится по указа­нию капитана. Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных командиров и по­ставив в известность об этом вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтен­ного помощника капитана. В день отхода судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном. При увольнении членов экипажа на берег на борту судна должна ос­таваться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на откры­тых рейдах разрешается увольнение не более 1/3 экипажа.

Все члены экипажа должны соблюдать распорядок дня, установленный на судне.

Запрещается хранение в жилых помещениях взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и опасных в пожарном отно­шении веществ и материалов, а также пользование электронагре­вательными приборами. При уходе из жилых помещений члены экипажа обязаны выключать освещение и вентиляторы.

Ключи от кают хранятся у занимающих их лиц. Второй комп­лект ключей с номерными бирками хранится в месте, определён­ном старшим помощником капитана. Должна быть обеспечена возможность круглосуточного доступа во все запираемые поме­щения.

На судне запрещается:

— курить в неотведённых для этого мес­тах, а также во время тревог и учений;

— выносить какие-либо вещи без разрешения вахтенного помощника капитана;

— перевозить на судне без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий другим членам экипажа;

— отвлекать неслужебными разговорами лиц, несущих вахту;

— выбрасывать за борт мусор, пищевые отходы, откачивать нефтепродукты и загрязнённую ими воду;

— играть в азартные игры.

Заключение

Бурное развитие научно-технического прогресса (НТП), начав­шееся во второй половине XX в., нашло свое отражение и в морском судоходстве и судостроении. Основными направлениями НТП здесь являются:

1) создание принципиально новых транспортно-технологических систем (ТТС);

2) рост дедвейта судов и их скорости;

3) увеличение грузовместимости судов;

4) специализация транспортных судов по роду перевозимых грузовых мест (контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы и т. д.);

5) усиление тенденции универсализации и комбинирования су­дов;

6) автоматизация производственных процессов на судне;

7) развитие и совершенствование систем управления морским транспортом;

8) совершенствование технологии и механизации портовых ра­бот и судоремонта;

9) совершенствование и развитие судовых и береговых средств морской связи, электрорадионавигационных приборов, средств, спут­никовой навигации и связи;

10) совершенствование гидрометеорологического обеспечения судоходства в целях повышения безопасности мореплавания и со­вершенствования организации судоходства.

Литература

1. Фрид Е.Г. Устройство судна: Учебник. – Л.: Судостроение, 1990.

2. Допатка Р., Перепечко А. Книга о судах. Пер. с нем. - Л.: Судостроение, 1981.

3. Нечаев Ю.И., Царёв Б.А., Челпанов И.В. Профессия – судостроитель (Введение в специальность): Учебник. – Л.: Судостроение, 1987.

Наши рекомендации