Подача огнетушащих веществ для ликвидации горения на морских и речных судах

Для ликвидации горения на судах применяются: вода, пена различной кратности, инертные газы, порошки, пар.

Для обеспечения продвижения газодымозащитников в задымленных коридорах, туннелях, шахтах и им подобных малогабаритных помещениях в условиях высоких температур широко используются распылённые водяные струи. Применяют их и для создания завес в дверных проёмах, световых и других люках, при хорошем качестве завесы почти полностью исключается прорыв искр через неё, а температура газов снижается в 2÷2,5 раза. Наиболее рациональны в тушении внутренних пожаров надстройки стволы-распылители и стволы РСК – 50.

Для тушения внутренних пожаров в помещениях судов нашла широкое применение воздушно-механическая пена, которую часто применяют не только как огнетушащее вещество поверхностного или объёмного тушения, но и как средство образования пенного экрана, необходимого для предотвращения распространения дыма и обеспечения продвижения ствольщиков к очагу горения.

Объёмное тушение пеной средней кратности применяется и в тех случаях, когда очаг горения недосягаем для струй, когда отсутствует возможность приближения человека к зоне горения или имеется угроза взрыва, обрушения, отравления, радиации, поражения электрическим током. Для лучшего продвижения пены по коридорам и помещениям необходимо создавать совпадающее направление движения газовых потоков и пены, также необходимо плотно закрыть брезентом или другим материалом отверстия в проёме вокруг пеногенератора, а для выхода дыма оставлять открытыми некоторые отверстия с противоположной стороны от места подачи пены. Объёмная скорость удаления дыма из помещения должна быть примерно в 1,5 раза больше скорости подачи пены.

Основными направлениями ввода сил и средств на тушение внутри надстройки являются коридоры, трапы, люки, на которых обеспечивается успех эвакуации, спасания людей или предотвращается распространение горения на важные помещения судна. При пожарах в надстройке важно не допускать перехода горения наружу, так как это в большинстве случаев исключает возможность борьбы с пожаром внутри надстройки. Если в помещении обнаружено горение и высокая температура, то не следует сразу открывать дверь. В таких случаях стволы вводят через специально проделываемые для этого отверстия в вентиляционной решётке дверей, через иллюминаторы и другие отверстия. При этом необходимо постоянное наблюдение за состоянием переборок и палуб вокруг горящего помещения. В случаях, когда двери, люки, иллюминаторы горящего помещения открыты и отсутствуют средства тушения, необходимо закрыть их и отключить вентиляцию. Вскрывать и открывать отверстия можно только при полной готовности средств тушения.

Если горением охвачено несколько помещений и имеющимися силами нельзя сдержать распространение горения по коридорам, туннелям, переходам, шахтам, то необходимо закрывать все двери, люки, иллюминаторы, обеспечить их охлаждение, отключить все вентиляционные системы, электроосветительную и силовую сети на участке пожара, сосредоточить требуемое количество водяных, пенных стволов по помещениям, смежных с горящими, обеспечить охлаждение переборок.

Для ввода стволов необходимо использовать в первую очередь имеющиеся в переборках, палубах и корпусе судна отверстия, а если их недостаточно, то проделать путём вскрытия. Часто для ввода стволов на тушение в каютах, расположенных в корпусе судна напротив шлюпочных палуб, спускают двух-трёх ствольщиков на шлюпках до уровня иллюминаторов. В других местах ствольщиков к иллюминаторам можно спускать на верёвках и канатах.

При подаче огнетушащих веществ на ликвидацию горения в надстройке судна при его нахождении на плаву, необходимо обращать особое внимание на его остойчивость, так как даже небольшое скопление воды на верхних палубах увеличивает опасность переворачивания судна. Эта опасность может возрасти при скоплении пассажиров на одном борту. Но наиболее опасным является дифферент судна на нос или корму из-за скапливаемой воды, поданной на тушение и защиту.

В трюмах судов порой трудно обнаружить очаг горения, определить его размеры, для этого можно ориентировочно определить место горения по плотности и нагретости выходящего из люка дыма, однако этот приём не всегда бывает точным, так как характер и плотность укладки груза могут значительно отклонять выход дыма. На сухогрузных и грузопассажирских судах существуют карты загрузки трюмов, на которых указано местоположение груза и его характер. Пользуясь грузовой картой, можно установить место пожара. Место горения определяют и по изменению окраски и степени нагретости переборок и палуб.

Для ликвидации горения в трюмах используют все известные способы подачи огнетушащих веществ. Использование для ликвидации горения того или иного способа зависит от вида и характера укладки грузов, площади горения, степени заполнения трюмов и твиндеков грузом, состояния конструкций, переборок и палуб. Так, способ тушения путём герметизации трюма в основном используется как средство ограничения развития пожара на определённый промежуток времени.

Объёмное тушение применяется тогда, когда поверхность горения невидима и недоступна непосредственному действию огнетушащих струй. Применение для тушения водяного пара является эффективным при горении крупных грузов. Огнетушащая концентрация пара принята 35% по объёму. Интенсивность подачи 0,005 ÷ 0,008 кг/м3·с. Применять пар для тушения пожаров в трюмах или бункерах, загруженных каменным углём или веществами, способными выделять горючие газы или вступать в реакцию с водой, нельзя, так как возможны взрывы.

Наиболее распространёнными способами ликвидации горения в трюмах являются способы, основанные на охлаждении и изоляции горящей поверхности с применением воды, растворов смачивателей в виде водяных и пенных струй. Интенсивность подачи воды принимается, как и для тушения веществ на открытом пространстве, а воздушно-механической пены средней кратности - 0,06 ÷ 0,1 л/(м2·с) по раствору, при расчётном времени тушения 15 минут.

На поверхность огнетушащие вещества подают тогда, когда плоскость горения доступна действию струй огнетушащих веществ непосредственно или после проведения мероприятий, обеспечивающих их эффективную работу. Стволы подают в трюмы, прежде всего, по трапам или грузовым лифтам. Возможен и спуск пожарных в трюм со стволами через люк по выдвижным лестницам. Состав звена должен быть не менее четырёх человек. Спуск пожарных в трюмы во всех случаях должен осуществляться в СИЗОД, в теплозащитных костюмах с обеспечением страховки тросами или верёвками и под защитой распылённых струй. Когда же по тем или иным причинам указанными путями приблизиться к зоне горения невозможно, то огнетушащие вещества подают с палубы через люки.

Хороший эффект ликвидации горения и охлаждения в трюме даёт опускание в люки на тросах (цепях) стволов-распылителей до уровня зоны горения. Для опускания стволов-распылителей можно использовать грузовые стрелы и лебёдки судна, при этом для подачи огнетушащих веществ применять непрорезиненные рукава. Тушение пеной эффективно в тех случаях, когда приблизиться к очагу горения невозможно, но имеется возможность растекания и продвижения пены по грузу внутри трюма.

Наши рекомендации