Нормирование освещенности на морских судах

Нормы освещенности судовых помещений регламентируются Санитарными правилами для морских судов.

В зависимости от источника света освещение может быть естественным, создаваемым солнцем и диффузным (рассеянным) светом небесного излучения, и искусственным, осуществляемым электрическими осветительными приборами. Необходимая освещенность судовых помещений определяется их назначением ихарактером выполняемых в них работ.

Согласно Санитарным правилам естественное освещение должно предусматриваться во всех судовых помещениях - там, где это возможно и целесообразно. Это требование обусловлено тем, что в спектре солнечного света находится необходимое количество ультрафиолетовых лучей, оказывающих на организм человека благотворное биологическое воздействие. Кроме того, высокая диффузность естественного света создает благоприятные условия для органов зрения, снижает их утомляемость испособствует повышению производительности труда.

В связи со специфической особенностью планировки судовых помещений не всегда удается обеспечить их естественным освещением в соответствии с санитарными нормами. Поэтому во всех судовых помещениях предусмотрено и искусственное освещение, которое должно быть общим равномерным, местным и комбинированным.

Общее освещение применяется в помещениях, где необходимо создать равномерное освещение по всей площади (служебно-производственные и жилые помещения).

Местное - дополнительное к общему освещение предназначено для создания требуемой освещенности отдельных рабочих мест. Оно осуществляется стационарными или переносными осветительными приборами, располагаемыми непосредственно у рабочих мест (станков, пультов управления, приборных панелей и пр.).

Комбинированное освещение сочетает в себе элементы общего и местного. Применение местного освещения в помещениях со значительной площадью не рекомендуется.

Для поддержания минимальной, достаточной для обеспечения судовых работ освещенности, в случае внезапного кратковременного отключения рабочего освещения, предусмотрено два вида аварийного и эвакуационного освещения: с питанием от аварийного дизель - генератора и с питанием от аккумуляторов. Аварийное освещение должно обеспечивать на рабочих поверхностях, которые требуется обслуживать при аварийной ситуации, освещенность, составляющую 25%нормальной освещенности лампами накаливания. Эвакуационное должно обеспечивать на палубе, по линии проходов и на ступеньках трапов освещенность не менее 5 лк. Малые аварийное и эвакуационное освещение должно обеспечивать освещенность не менее соответственно 5 лк и l лк.

Автономный дизель-генератор запускается в работу автоматически одновременно с отключением (обесточиванием) осветительной сети судна.

Регистром Украины рекомендованы места обязательной установки светильников аварийного и эвакуационного освещения на судне, а также правила профилактических осмотров и контроля работы всей системы. Светильники, соединительные коробки и групповые щитки аварийного освещения должны иметь специальную отличительную отметку или окраску, если они конструктивно не отличаются от арматуры нормального освещения.

Осветительная аппаратура

В качестве источников света для освещения судовых помещений применяются лампы накаливания и газоразрядные лампы.

В лампах накаливания, относящихся к источникам света теплового излучения, спираль, выполненная из тугоплавкого материала, под воздействием электрического тока раскаляется до температуры 2500…3000 К. Они имеют ряд достоинств: простота устройства иэксплуатации, отсутствие дополнительных устройств для включения в сеть, короткий период накаливания и пр. Существенными недостатками ламп накаливания являются низкий к.п.д. (10…13%) и малый срок службы (1…2,5тыс. часов). Различными техническими усовершенствованиями (вакуумные, с криптоноксеноновым наполнением, зеркальные с диффузно-отбивающем слоем, галогенные с йодным циклом и т.д. лампы) удается повысить срок их службы до 3 тыс. ч. и увеличить световую отдачу до 30 лм/Вт.

Применяемые на судах газоразрядные лампы, в которых излучение возникает в результате электрического разряда в атмосфере инертных газов или паров металлов, имеют ряд преимуществ перед лампами накаливания. Они экономичны и имеют значительный срок службы (8…14 тыс. ч.), а также характеризуется высокой световой отдачей (от 40 до 110 лм/Вт). Оптический диапазон газоразрядных ламп близок к спектру естественного освещения.

Наибольшее распространение из серии газоразрядных ламп получили люминесцентные лампы. Внутренняя поверхность таких ламп покрыта слоем особого светосостава, (люминофора), преобразующего в видимый свет ультрафиолетовые излучения, возникающие в результате электрического разряда в парах ртути.

Люминесцентные лампы изготавливают с разным спектральным составом света: ЛБ - белого света; ЛТБ - теплого белого света, ЛХБ - холодного белого света, ЛД - дневного света, ЛДУ- дневного света с улучшенной цветопередачей.

Следует также отметить и ряд существенных недостатков современных газоразрядных ламп. Например, для включения их в осветительную сеть необходимо применение сложных пусковых устройств (дроссели, стартеры), так как требуемое напряжение зажигания этих ламп выше напряжения сети. Пульсация светового потока газоразрядных ламп порождает так называемый стробоскопический эффект, заключающийся в искажении зрительного восприятия движущихся или вращающихся предметов. Газоразрядные лампы имеют большой период разгорания и могут создавать радиопомехи, ликвидация которых требует специальных устройств. Надежность работы ламп в условиях низкой температуры значительно снижается. Однако конструкция газоразрядных ламп постоянно совершенствуется и они находят все более широкое применение благодаря высокой экономичности и качеству освещения.

В последнее время получают распространение и новые виды газоразрядной осветительной аппаратуры с ксеноновыми, галоидными и натриевыми лампами, принцип действия которых основан на использовании излучения дугового разряда соответственно в ксеноне, парах галоидных солей и натрия. Световая отдача таких ламп достигает 110…130 лм/Вт.

Правильная организация освещения помещений зависит также и от выбора осветительных приборов (светильников). Электрический светильник состоит из источника света и арматуры. Назначение арматуры - подводить к лампе электрическое питание, создавать направленный и равномерно распределенный световой поток, предохранять органы зрения от слепящего воздействия источника света, предохранять лампу от загрязнении и механических повреждений.

Судовые осветительные приборы по конструктивному оформлению разделяются на открытые, брызгозащищенные, водозащищенные и взрывобезопасные. Открытые и брызгозащищенные светильники устанавливаются в судовых помещениях, расположенных выше ватерлинии. На открытых палубах, в трюмах, машинно-котельных отделениях и в гигиенических помещениях устанавливают светильники водозащищенного типа. Осветительной аппаратурой во взрывобезопасном исполнении оборудуются помещения, предназначенные для хранения пожаро- и взрывоопасных материалов, а также помещения аммиачных холодильных установок и аккумуляторных батарей. Эксплуатация стационарных взрывобезопасных светильников разрешается только при полной их исправности.

Освещенность палуб и судовых помещений должна соответствовать рекомендуемым норам (СНиП II-4-79. Естественное и искусственное освещение.), быть равномерной, без резких глубоких теней и слепящих отблесков поверхностей объектов.

В случае необходимости предусматривается подсветка шкал приборов, расположенных на щитах и постах управления.

Должен осуществляться регулярный контроль исправности схем включения газоразрядных ламп, а также пускорегулирующих аппаратов, о неисправности которых судят по увеличенному шуму дросселей. Необходимо также следить за постоянством освещенности во времени и не допускать колебаний электрических параметров в сети свыше установленных норм. Качество освещения будет зависеть от чистоты поверхности светильников и от исправности амортизаторов, гасящих вибрацию.

При периодических осмотрах со вскрытием осветительной аппаратуры необходимо проверять заделку жил кабелей, плотность контактных и крепежных соединений, четкость фиксации положений выключателей и переключателей, очищать от окислов гнезда и вилки штепсельных соединений. При эксплуатации осветительных систем необходимо соблюдать требования электробезопасности и пожарной профилактики.

Уровень освещенности в судовых помещениях определяется периодическими контрольными измерениями с помощью приборов, называемых объективными люксметрами, принцип действия которых основан на измерении фототока. На флоте наиболее часто используются люксметры типов Ю-15, Ю-16 и Ю-17М.

Создание в судовых помещениях рациональных условий освещения во многом зависит от правильного технического обслуживания осветительной аппаратуры и выполнения Правил технической эксплуатации судового электрооборудования.

Наши рекомендации