Роль информационных систем и информационных
технологий в управлении[1]
Во всех сферах деятельности управление играет огромную роль. Любой процесс в природе развивается и протекает по некоторым присущим ему закономерностям. Однако в силу всеобщей связи между явлениями в природе на него воздействуют другие процессы. Такие воздействия могут быть случайными (непреднамеренными) или управляющими (специально предназначенными для изменения хода такого процесса, на который они направлены).
Совокупность управляющих воздействий, направленных на то, чтобы действительный ход процесса соответствовал желаемому, называют управление. Таким образом, управление предполагает, что существует некоторый орган, систематически или по мере необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.
Управление предполагает наличие управляемого объекта или группы объектов. Кроме управляемого объекта должен существовать некоторый управляющий орган (субъект управления), вырабатывающий управляющие воздействия, направленные на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с имеющейся программой или целью управления. Процесс управления – это целенаправленное воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), ориентированное на достижение определенной цели и использующее главным образом информационной поток. Оба компонента связаны между собой прямой и обратной связью.
Рис. 2.1. Структура системы управления [7, с. 22]
Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от субъекта управления к объекту. Обратная связь представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущий в обратном направлении. Директивная информация формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушение подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе). Таким образом, внешняя среда влияет не только на объект управления, но и поставляет информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.д.). Поскольку все элементы систем управления организаций, особенно крупных, функционируют в условиях большого числа случайных воздействий различного вида, передача информации является непременным и первостепенным фактором их нормального функционирования.
Совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему управления объектом.
В рассматриваемом контексте уместно отметить различия между понятиями «данные» и «информация». «Данные» – это сведения о некоторой сущности, зафиксированные в виде значений и хранящиеся на некоторых носителях. «Данные» превращаются в содержательную «информацию», будучи осмысленно обработаны и представлены в нужное время в нужном месте.
Толковый словарь по информатике дает следующее определение информационной технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информационных ресурсов, повышение их надежности и оперативности. Если реализация технологии направлена на выработку управляющее воздействия, то это технология управления.
Довольно длительное время основным материальным носителем данных выступала бумага. Обработка таких данных выполнялась человеком по заранее разработанной методике. Как следствие, доступ к полученным знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс.
Создание искусственных систем по переработке информации и автоматизации управления стало возможным с появлением компьютеров и, прежде всего, для решения отдельных наиболее простых и трудоемких экономических задач. С ростом поколений ЭВМ расширился круг возможностей решаемых задач. С ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличился объем перерабатываемой информации и повышается сложность алгоритмов управления.
Традиционно в законченной информационной системе выделяют три уровня информации: оперативный, тактический и стратегический (рис. 2.2).
Оперативная информация нижнего уровня требуется в повседневной работе. Она первична, часто обновляема и является основой в информационной иерархии информационной системы. Ее обработка автоматизируется в первую очередь. Причем назначение программного обеспечения этого уровня во многом состоит в фиксации изменений и движении данных, выводе требуемых печатных отчетов. Этот уровень сегодня представлен большим количеством автономных программных систем для решения бухгалтерских, складских и других задач «кусочной» автоматизации. Самый эффективный инструмент обработки оперативной информации – Access.
Рис. 2.2. Иерархия информации в информационной системе*
Тактическая информация получается путем обобщения информации оперативного уровня и предназначена для руководителей среднего звена. Она представляет собой различные варианты решения на основании соответствующих запросов.
Стратегическая информация получается в результате обработки оперативной и тактической информации и предназначена для руководства. Она содержит краткие, содержательные сводки, отчеты и прогнозы. На ее основе осуществляется долгосрочное планирование и разработка политики предприятия в целом.
Таким образом, содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. Управление – это целенаправленная деятельность, использующая главным образом информационный поток. Вот почему в конкурентной борьбе решающее значение приобретают вопросы насыщения производства потоками информации и управления этими потоками. Укрупненно все потоки информации, пронизывающие предприятие, можно разбить на внешнюю и внутреннюю среду предприятия. Внешние информационные потоки отражают отношения между предприятием и экономическими и политическими субъектами, действующими за его пределами. Предприятие должно постоянно следить за основными компонентами внешней среды, к которым относятся экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные и физико-экологические факторы.
Внутренние информационные потоки определяются отношениями, сложившимися в трудовом коллективе, а также производственными знаниями.
Предприниматель отбирает из множества потоков информации то, что соответствует его целям и способствует реализации предпринимательской идеи. В современном бизнесе выигрывает тот, кто эффективнее собирает, обрабатывает и использует информацию, позволяющую сконцентрировать производственные ресурсы в нужном месте и в нужное время. Таким образом, знание и информация сегодня являются стратегическим ресурсом бизнеса.
В условиях рыночных отношений растущий спрос на информацию и информационные услуги привел к применению широкого спектра информационных технологий, представляющих собой совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распределение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности.