Показатели и контроль качества продукции

Основные показатели производства продукции.

Показатели и контроль качества продукции.

Стандарты качества, сертификация продукции.

Конкурентоспособность продукции. Стимулирование повышения качества продукции.

1. Понятия «продукт» и «услуга».

Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.

Продукт – это объект, имеющий вещную форму и способный удовлетворять те или иные потребности (т.к. общество заинтересовано в удовлетворении своих нужд потребительскими ценностями в натурально-вещественной форме).

Услуга – это вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, добавляет его первоначальной стоимости (цене) определенную сумму, поскольку потребитель продукта в ней заинтересован и согласен оплачивать.

Пример:

Ремонт бытовой техники,

Перевозка груза,

Реклама товара.

Предприятие в качестве конечного продукта своей деятельности может производить:

Полуфабрикаты Готовые изделия
продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного подразделения, не предназначенные для последующей обработки в других подразделениях, в в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов в рамках данной фирмы, либо предназначенные к реализации на сторону. продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного субъекта, признанные годными для использования и соответствующие действующим на фирме стандартам качества и сданные на склад готовой продукции с оформлением соответствующих документов.

Перечень наименований изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску называется номенклатурой.

Перечень наименований изделий по типоразмерам, сортам (категориям качества), маркам в определенных количественных соотношениях называется ассортиментом.

Каждое предприятие определяет для себя ассортиментную концепцию, которая позволяет определить возможности оптимального производства ассортимента данного вида товаров.

Одно из направлений ассортиментной политики предприятия – планирование производства новой продукции.

2. Основные показатели производства продукции.

Продукция предприятия измеряется:

· в натуральных единицах измерения, если продукция однородна;

· в условно-натуральных единицах, если продукция разнородна, но обладает общностью потребительских свойств;

· для измерения объема работ и услуг применяется трудовой измеритель, в затратах рабочего времени (часах);

· стоимостной измеритель является универсальным и позволяет получить сводные данные на любом уровне обобщения.

Основой учета продукции является стоимостной измеритель.

Валовой выпуск подразделения = масса произведенных данным подразделением готовых изделий и полуфабрикатов, выраженная в денежной форме.

Валовой оборот подразделения = Валовой выпуск +(-) остатки незавершенного производства.

Валовой оборот предприятия = сумма Валовых оборотов всех подразделений.

Внутрипроизводственный оборот – (это часть Валового оборота предприятия) = общая стоимость полуфабрикатов, услуг, готовых изделий, потребленных внутри предприятия.

Валовой объем продукции = Валовой оборот предприятия - Внутрипроизводственный оборот

Валовая продукция - вся законченная продукция, услуги и полуфабрикаты за период.

Товарная продукция – продукция, полностью законченная и подлежащая реализации.

Реализованная продукция – продукция, реализованная и оплаченная или подлежащая к оплате в данном периоде.

Показатели и контроль качества продукции.

Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»:

Качество - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Понятие «качество» многогранно:

· с точки зрения объективной оценки свойств продукта и его характеристик, качество можно измерить количественно;

· с точки зрения производственного процесса качество обеспечивает соблюдение требований к продукту (отклонение от требований ведет к снижению качества);

· с точки зрения покупателя качество – это субъективная оценка (те товары, которые удовлетворяют потребности наилучшим образом, являются качественными);

· с точки зрения соотношения цены и полезности: качественный продукт выполняет определенную функцию по приемлемой цене.

Классификация показателей качества.

1. по числу характеризуемых свойств:

единичные показатели комплексные
для 1 продукта: мощность, калорийность Групповой – совокупность единичных (например, надежность) Обобщающий – совокупность всех свойств (например, технический уровень автомобиля)

2. по применению:

абсолютные относительные
выражаются в натуральных и стоимостных единицах выражаются индексами, коэффициентами, баллами, процентами.

3. по характеризуемым свойствам применяют группы показателей качества:

· показатели назначения;

· показатели надежности;

· транспортабельности;

· эргономичности;

· технологичности (материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания);

· патентно-правовые;

· экологические

и др.

Каждое предприятие заинтересовано в выпуске качественной продукции и проводит политику в области качества:

1. создает структуры, ответственные за контроль качества продукции (ОТК, отдел по качеству)

Контроль качества – мероприятия по проведению измерений, экспертизы или оценки одной или нескольких характеристик изделия или услуги и сравнение полученных результатов с установленными требованиями.

Методы контроля:

· по стадиям контроля

входной операционный приемочный

· по полноте проверки

сплошной выборочный

· по воздействию на контролируемый объект

разрушающий неразрушающий

· по технической оснащенности

ручной механизированный автоматизированный

· по инструментальному использованию

инструментальный органолептический визуальный

· по периоду проверки

непрерывный периодический летучий

2. создает все предпосылки для соблюдения на предприятии стандартов.

Стандартизация – это деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения.

Стандарт – это нормативный документ, содержащий директивные требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов и контроля.

Стандарт разработан на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

В РФ :

· государственные стандарты РФ (ГОСТ)

· международные (региональные) стандарты;

· отраслевые (ОСТ);

· стандарты предприятий (СТП);

· технические условия (ТУ);

· стандарты общественных объединений (СТО);

· правила по стандартизации (ПР);

· рекомендации по сертификации (Р).

Состав вышеперечисленных нормативных документов определяется в Федеральных законах РФ «О стандартизации» и «О техническом регулировании».

Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) и Международная техническая комиссия разработали международные стандарты, для того, чтобы создать единую методическуюоснову для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества –достижение поставленных стратегических целей.

Система качества охватывает весь жизненный цикл продукции.

В соответствии с международными стандартами ИСО 9000 выделяют 11 этапов (ПЕЛЯ КАЧЕСТВА)

1. маркетинг и изучение рынка;

2. разработка продукции;

3. материально техническое снабжение;

4. подготовка к предоставлению услуг;

5. производство;

6. проверки и испытания;

7. упаковка и хранение;

8. реализация и распространение;

9. монтаж и эксплуатация;

10. техническая помощь и обслуживание;

11. утилизация после использования.

Основная задача ИСО – разработка МС для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих из-за различия национальных стандартов.

В 1987г. были введены в действие 5 МС: ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004…9011

Наши рекомендации