Показатели и контроль качества продукции
Основные показатели производства продукции.
Показатели и контроль качества продукции.
Стандарты качества, сертификация продукции.
Конкурентоспособность продукции. Стимулирование повышения качества продукции.
1. Понятия «продукт» и «услуга».
Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.
Продукт – это объект, имеющий вещную форму и способный удовлетворять те или иные потребности (т.к. общество заинтересовано в удовлетворении своих нужд потребительскими ценностями в натурально-вещественной форме).
Услуга – это вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, добавляет его первоначальной стоимости (цене) определенную сумму, поскольку потребитель продукта в ней заинтересован и согласен оплачивать.
Пример:
Ремонт бытовой техники,
Перевозка груза,
Реклама товара.
Предприятие в качестве конечного продукта своей деятельности может производить:
Полуфабрикаты | Готовые изделия |
продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного подразделения, не предназначенные для последующей обработки в других подразделениях, в в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов в рамках данной фирмы, либо предназначенные к реализации на сторону. | продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного субъекта, признанные годными для использования и соответствующие действующим на фирме стандартам качества и сданные на склад готовой продукции с оформлением соответствующих документов. |
Перечень наименований изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску называется номенклатурой.
Перечень наименований изделий по типоразмерам, сортам (категориям качества), маркам в определенных количественных соотношениях называется ассортиментом.
Каждое предприятие определяет для себя ассортиментную концепцию, которая позволяет определить возможности оптимального производства ассортимента данного вида товаров.
Одно из направлений ассортиментной политики предприятия – планирование производства новой продукции.
2. Основные показатели производства продукции.
Продукция предприятия измеряется:
· в натуральных единицах измерения, если продукция однородна;
· в условно-натуральных единицах, если продукция разнородна, но обладает общностью потребительских свойств;
· для измерения объема работ и услуг применяется трудовой измеритель, в затратах рабочего времени (часах);
· стоимостной измеритель является универсальным и позволяет получить сводные данные на любом уровне обобщения.
Основой учета продукции является стоимостной измеритель.
Валовой выпуск подразделения = масса произведенных данным подразделением готовых изделий и полуфабрикатов, выраженная в денежной форме.
Валовой оборот подразделения = Валовой выпуск +(-) остатки незавершенного производства.
Валовой оборот предприятия = сумма Валовых оборотов всех подразделений.
Внутрипроизводственный оборот – (это часть Валового оборота предприятия) = общая стоимость полуфабрикатов, услуг, готовых изделий, потребленных внутри предприятия.
Валовой объем продукции = Валовой оборот предприятия - Внутрипроизводственный оборот
Валовая продукция - вся законченная продукция, услуги и полуфабрикаты за период.
Товарная продукция – продукция, полностью законченная и подлежащая реализации.
Реализованная продукция – продукция, реализованная и оплаченная или подлежащая к оплате в данном периоде.
Показатели и контроль качества продукции.
Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»:
Качество - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Понятие «качество» многогранно:
· с точки зрения объективной оценки свойств продукта и его характеристик, качество можно измерить количественно;
· с точки зрения производственного процесса качество обеспечивает соблюдение требований к продукту (отклонение от требований ведет к снижению качества);
· с точки зрения покупателя качество – это субъективная оценка (те товары, которые удовлетворяют потребности наилучшим образом, являются качественными);
· с точки зрения соотношения цены и полезности: качественный продукт выполняет определенную функцию по приемлемой цене.
Классификация показателей качества.
1. по числу характеризуемых свойств:
единичные показатели | комплексные |
для 1 продукта: мощность, калорийность | Групповой – совокупность единичных (например, надежность) Обобщающий – совокупность всех свойств (например, технический уровень автомобиля) |
2. по применению:
абсолютные | относительные |
выражаются в натуральных и стоимостных единицах | выражаются индексами, коэффициентами, баллами, процентами. |
3. по характеризуемым свойствам применяют группы показателей качества:
· показатели назначения;
· показатели надежности;
· транспортабельности;
· эргономичности;
· технологичности (материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания);
· патентно-правовые;
· экологические
и др.
Каждое предприятие заинтересовано в выпуске качественной продукции и проводит политику в области качества:
1. создает структуры, ответственные за контроль качества продукции (ОТК, отдел по качеству)
Контроль качества – мероприятия по проведению измерений, экспертизы или оценки одной или нескольких характеристик изделия или услуги и сравнение полученных результатов с установленными требованиями.
Методы контроля:
· по стадиям контроля
входной | операционный | приемочный |
· по полноте проверки
сплошной | выборочный |
· по воздействию на контролируемый объект
разрушающий | неразрушающий |
· по технической оснащенности
ручной | механизированный | автоматизированный |
· по инструментальному использованию
инструментальный | органолептический | визуальный |
· по периоду проверки
непрерывный | периодический | летучий |
2. создает все предпосылки для соблюдения на предприятии стандартов.
Стандартизация – это деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения.
Стандарт – это нормативный документ, содержащий директивные требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов и контроля.
Стандарт разработан на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В РФ :
· государственные стандарты РФ (ГОСТ)
· международные (региональные) стандарты;
· отраслевые (ОСТ);
· стандарты предприятий (СТП);
· технические условия (ТУ);
· стандарты общественных объединений (СТО);
· правила по стандартизации (ПР);
· рекомендации по сертификации (Р).
Состав вышеперечисленных нормативных документов определяется в Федеральных законах РФ «О стандартизации» и «О техническом регулировании».
Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) и Международная техническая комиссия разработали международные стандарты, для того, чтобы создать единую методическуюоснову для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.
Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества –достижение поставленных стратегических целей.
Система качества охватывает весь жизненный цикл продукции.
В соответствии с международными стандартами ИСО 9000 выделяют 11 этапов (ПЕЛЯ КАЧЕСТВА)
1. маркетинг и изучение рынка;
2. разработка продукции;
3. материально техническое снабжение;
4. подготовка к предоставлению услуг;
5. производство;
6. проверки и испытания;
7. упаковка и хранение;
8. реализация и распространение;
9. монтаж и эксплуатация;
10. техническая помощь и обслуживание;
11. утилизация после использования.
Основная задача ИСО – разработка МС для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих из-за различия национальных стандартов.
В 1987г. были введены в действие 5 МС: ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004…9011