Понятие и показатели качества продукции. Управление качеством. Петля качества

онятие «качество продукции» является комплексным. В нем находит свое отражение вся совокупность хозяйственных процессов.

1. Качество отражает объективные характеристики продукта (услуги).

2. С позиций покупателя качество отражает степень удовлетворения определенных потребностей.

3. С позиций производственного процесса качество – выражение состояния техники и технологии производства, а также степени соблюдения технологической дисциплины.

4. С позиций ценообразования качество выражает определенное соотношение затрат и цен.

Таким образом, качество продукции – это не только определенный критерий для покупателя, это показатель состояния техники и технологии производственного процесса, уровня организации производства, это коммуникация между производителем и потенциальным потребителем продукции (услуги).

Управление качеством представляет собой процесс, включающий планирование, осуществление его, контроль, управляющее воздействие как обратная связь в управленческом процессе. Управление качеством должно осуществляться системно. Это означает, что на предприятии формируется система, все элементы которой нацелены на достижение более высокого качества. Отсюда система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для управления качеством продукции.

Такой подход к управлению качеством обусловил формирование модели взаимосвязанных видов деятельности, которые в единстве образуют «петлю качества». В этой модели система качества выступает объектом управления на всех стадиях производственного процесса. «Петля качества» охватывает:

1. маркетинг, обеспечивающий управление производством с позиций покупателя;

2. проектирование и разработку требований к продукции;

3. управление материально-техническим снабжением;

4. подготовку и разработку производственных процессов;

5. собственно производство товара (услуги);

6. контроль и испытание товара;

7. упаковку и хранение;

8. реализацию и распределение продукции;

9. монтаж и эксплуатацию;

10. техническую помощь в обслуживании;

11. утилизацию после использования изделия.

Модель жизненного цикла продукции, или так называемая петля качества, построена на базе анализа основных стадий формирования и изменения показателей качества. Основу модели составляет цепочка последовательных видов деятельности, качество которых отражается на показателях качества продукции. Качество продукции планируется и формируется в производственной сфере и подвергается изменениям в потребительской сфере (рис. 8). Характеристики продукции могут быть изменены посредством воздействия на составляющие петли качества.

Понятие и показатели качества продукции. Управление качеством. Петля качества - student2.ru

Петля качества — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения [18].

Петля качества наглядно показывает последовательное отражение качества процессов на качестве конечного результата. Обобщенное качество результата представляет собой совокупность проектного, производственного и эксплуатационного качества (табл. 2).

Понятие и показатели качества продукции. Управление качеством. Петля качества - student2.ru

41. Общие функции управления: их перечень и характеристика

Управление- это процесс направленный на достижения определенных задач и целей предприятия.

Функции управления- это конкретный вид управленческой деятельности который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организации работы.

Функции содержат два элемента: 1 что делать. 2 как делать

Основные функции управления.

Планирование   Организация
  Мотивация  
контроль   координация

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений производства, которые ведут к разработке стратегических планов предназначенных для достижения целей организации.

Цели: долго -, средне -, краткосрочные.

Для осуществления планирования нужно ответить на следующие вопросы: 1. Где находится предприятие сейчас? 2 где должно бы находиться предприятие в будущем? 3 что для этого сделать?

Функции организации - это процесс создания такой структуры организации, которая даст возможность работать людям вместе для достижения целей.

Департаментизация – это процесс деления организации на блоки. Организационные структуры: корпоративные и индивидуальные, матричная, линейно-функциональная, дивизиональная.

Функция координации - согласование действий многочисленных исполнителей плана в соответствии с целями фирмы. Регулирование- (часть координации) поддержание требуемого соответствия между различными элементами системы на ликвидацию возможных отклонений плановых заданий. Мотивация – процесс побуждающий себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия. существуют внутренние побуждения личности (теория ожидания, теория справедливости). Контроль – процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными. Функция контроля- вид управленческой деятельности благодаря которой может удерживать организацию на нужном уровне, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами.

Виды контроля: 1. предварительный а) диагностический (измерители, эталоны). б) терапевтический (но и меры по исправлению) 2 текущий – в ходе работы. 3. заключительный – предотвращение ошибок в будущем.

Планирование на предприятии. Стратегическое, текущее и оперативное планирование. Принципы планирования.

Планирование – разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.

Планирование деятельности предприятия базируется на следующих принципах:

· непрерывности– обеспечение взаимосвязи краткосрочных и долгосрочных планов;

· альтернативности – возможность осмысления и выбора наиболее эффективного плана;

· оптимальности – обеспечение наилучшего сочетания затрат и результатов;

· стабильности – обеспечение финансовой устойчивости;

· выделения приоритетов– предоставление режима наибольшего благоприятствования в финансировании определенных проектов;

· комплексности – взаимоувязке всех составных частей;

· научности – учет всех перечисленных выше принципов планирования;

Методы планирования:

· балансовый (состоит в обеспечении равенства двух показателей, например, потребности в ресурсах и их наличии);

· нормативный (основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин);

· программно-целевой (применяется при разработке сложных проектов, в которых участвует множество исполнителей, когда строится дерево целей комплексной программы);

· экономико-математический (составление математической модели из ряда показателей, при котором находится переменная величина Y как зависимая от других факторов X1-Xi);

Виды планирования: на предприятии:

· стратегическое;

· текущее;

· оперативное;

Основныезадачи стратегического плана развития предприятия заключаются в следующем:

· осмыслить различные альтернативные варианты развития предприятия;

· сделать технико-экономическое обоснование основных вариантов;

· разработать долгосрочный план финансирования инвестиций за счет собственных и заемных средств;

· количественно измерить рост стоимости предприятия за счет реализации инновационных и инвестиционных проектов;

Текущее планирование является логическим продолжением стратегического плана развития предприятия на соответствующий год. Его основные задачи заключаются в следующем:

· исходя из стратегического плана, уточнить или скорректировать его основные экономические показатели;

· сформулировать для собственников, кредиторов и персонала способы продвижения товаров и обеспечения успешной работы в плановом году;

· составить уточненный финансовый план;

· рассчитать основные финансово-экономические показатели и представить их динамику;

Основные задачи оперативного планирования состоят в том, чтобы:

· ориентируясь на основные показатели годового планирования, выполнить детальные расчеты себестоимости продукции в соответствии с имеющимся портфелем заказов и планом маркетинга;

· сделать обоснование производственной программы производственным мощностями, выявить «узкие» места и незагруженное технологическое оборудование;

· рассчитать трудоемкость производственной программы, численность персонала, фонд оплаты труда, а также соотношение темпов прироста средней заработной платы и производительности труда;

· определить потребность в материальных ресурсах на производственную программу и технических средствах для развития предприятия;

· запланировать движение денежных средств по текущей (производственной), инвестиционной и финансовой деятельности;

А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

Наши рекомендации