Система профессионального образования и развития государственных служащих
На специалистов государственной службы возложены обязанности не только разработки и исполнения документов, но и функции по преобразованию всех сторон жизни общества. Как считает Г.В. Атаманчук, в подготовке кадров актуальны два направления: первое – первичная подготовка, необходимая для исполнения кадрами своих должностных обязанностей, а второе – повышение профессиональной квалификации должностных лиц[9].
Единство требований к профессиональной квалификации государственных служащих законодательно регламентировано. Система повышения профессионального образования государственных служащих обеспечивает на практике реализацию принципов профессионализма и компетентности.
Карьера государственного служащего, оценка его профессиональной деятельности при его аттестации, присвоение квалификационного разряда, уровень денежного содержания, меры морального и материального стимулирования тесно взаимосвязаны. Поэтому службам управления персоналом (кадровым службам) необходимо обеспечивать реальные возможности эффективного профессионального роста, проводя обучение и профессиональное развитие, формируя кадровые резервы, разрабатывая аттестационные методики, ориентируя кадры государственной службы на повышение основных компетенций, развивающих перспективы дальнейшего карьерного роста.
Важность профессионального развития государственных служащих приобретает ключевые позиции в структуре государственной службы и кадровой политики в целом.
На сегодняшний день практика государственного управления выявляет не всегда высокий профессионализм государственных служащих. У отдельных государственных служащих отсутствуют соответствующие знания и умения, отсутствует социально–экономическая, правовая, управленческая подготовка.
Выявляется низкий уровень знаний по информационным технологиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Данные проблемы повышают актуальность не только теоретической, но практической значимости повышения профессионального развития государственных служащих.
Современная система профессионального образования и развития включает в себя следующие элементы[10]:
– профессиональная подготовка;
– профессиональная переподготовка;
– повышение квалификации;
– стажировка.
Профессиональная подготовка включает в себя процессы, технологии обучения, позволяющие получить необходимые профессиональные знания, умения, навыки, для эффективного выполнения государственным служащим своих должностных обязанностей и полномочий на замещаемой должности на государственной службе.
Одной из кадровых технологий является профессиональная переподготовка, которая позволяет получить дополнительные знания и навыки, необходимых для замещения государственным служащим новой для него должности. В данном процессе используются образовательные программы, предусматривающие изучение отдельных дисциплин, для компетентного выполнения нового вида профессиональной деятельности. При расширении служебных обязанностей и функций государственного служащего на занимаемой должности или при перспективе предстоящего карьерного роста в пределах структурного подразделения органа государственной службы, применяется такая кадровая технология, как повышение квалификации.
При освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, для закрепления теоретических знаний и умений, для совершенствования уже имеющихся практических знаний, навыков и умений, получения передового опыта, в том числе и зарубежного, государственный служащий проходит стажировку, прохождение которой позволяет ему эффективнее использовать полученные профессиональные знания и умения.
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификаций или стажировку являются:
- назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
- включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
- результаты аттестации гражданского служащего.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.
Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется как непосредственно в государственных органах, так и в иных организациях. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование, в том числе пройти стажировку, за рубежом Российской Федерации.
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляется с отрывом, частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.
Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом законодательством.
Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.
Повышение квалификации осуществляется при появлении у государственного служащего дополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всей служебной деятельности государственного служащего. Повышение квалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве на замещение должности государственной службы, осуществляется с его согласия в установленном порядке. Разные цели повышения квалификации государственных служащих обусловливают различные формы их обучения. Повышение квалификации государственного служащего может осуществляться непосредственно в государственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (в том числе за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.
Основными формами повышения квалификации являются[11]:
- краткосрочное (72 часа) тематическое обучение по вопросам конкретной служебной деятельности (например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовки юридических актов), которое проводится по месту службы государственного служащего;
- тематически проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
- среднесрочное (от 72 до 100 часов) тематическое обучение (проблемные семинары) в образовательной учреждений для решения конкретных вопросов по профилю служебной деятельности.
По итогам повышения квалификации госслужащему выдаются свидетельство или удостоверение без присвоения новой специализации или квалификации. Требования к уровню профессиональной подготовки государственных служащих дифференцируются в зависимости от замещаемой государственной должности. Утверждены стандарты профессиональных знаний, умений и навыков (образовательные стандарты) для государственных служащих, замещающих младшие, старшие и ведущие государственные должности.
Для определения недостающих знаний у государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, руководителям государственных органов рекомендуется изучать материалы личных дел, результаты конкурсов, испытаний, другие данные, а также проводить собеседования, тестирования, анкетирования и другие формы определения уровня знаний. Под собеседованием имеется в виду целевая беседа с лицом, впервые принятым на государственную службу, с целью определения мотивов его поступления на государственную службу, уровня его подготовки, выявления самооценки его знаний, умений и навыков, планов их совершенствования. Под тестированием имеется в виду оценка результатов решения заранее подготовленных задач и установление на этой основе показателей, определяющих уровень подготовки государственного служащего. При этом задачи должны предлагаться с учетом специализации замещаемой должности государственной службы[12].
Анкеты должны отражать уровень профессиональных, знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Таким образом, организация профессионального образования и развития государственных служащих представляет собой важную составную часть прохождения государственной службы, ответственность за которую лежит на первом руководителе государственного органа.