Понятие государственных служащих. Правовое регулирование труда государственных служащих

Государственные служащие являются специфической категорией работников. Их особенность определяется спецификой деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Государственные служащие выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. Это влечёт предъявление к государственным служащим особых повышенных требований и установления определённых ограничений, а также предоставление льгот и гарантий в качестве компенсации за особые требования и ограничения.

Государственные служащие как особая категория работников имеют специфические права и обязанности, на них распространяется особый порядок назначения на должность и освобождения от должности, для них предусмотрены особые материальные и социальные гарантии.

Правовое положение государственных служащих определяется Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 70. 2/953; 2004. № 120. 2/1053; 2006. № 78. 2/1208; 2008. № 14. 2/1413, № 184. 2/1506; 2009. № 136. 2/1572] , с изм. и доп. (далее – Закон о государственной службе). Названный Закон устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих, порядок прохождения государственной службы. Действуют и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения на государственной службе, например, Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 107. 2/1236; 2007. № 4. 2/1292; 2010. № 5. 2/1629], с изм. и доп., Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 119. 2/1317; 2009. № 16. 2/1559, № 300. 2/1616; 2010. № 15. 2/1666], с изм. и доп., Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов, утверждённый Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2001 г. № 243 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 46. 1/2630; 2007. № 224. 1/8894], с изм. и доп., Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 115. 5/13153; 2004. № 137. 5/14714, № 172. 5/15054; 2005. № 39. 5/15662, № 174. 5/16701; 2007. № 301. 5/26348; 2008. № 249. 5/28514; 2010. № 131. 5/31886, № 186. 5/32267], с изм. и доп. и др.

Перечисленные нормативные правовые акты – это специальные акты регулирования отношений государственной службы. Но государственные служащие, поступая на работу, становятся работниками (служащими), на которых распространяется трудовое законодательство.

Согласно ст. 5 ТК этот Кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус.

Статья 1 Закона о государственной службе предусматривает, что правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты Республики Беларусь. На отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные настоящим Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

На государственных служащих распространяется основная часть норм трудового законодательства: многие нормы о заключении, изменении и прекращении трудового договора, нормы о гарантиях и компенсациях, рабочем времени и времени отдыха, трудовой дисциплине, заключении коллективных договоров и соглашений, разрешении трудовых споров, материальной ответственности работников и нанимателей, об охране труда и др.

Таким образом, правовое регулирование вопросов государственной службы осуществляется Конституцией, Законом о государственной службе, Трудовым кодексом, другими законами, декретами и указами Президента, постановлениями Правительства, а также иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственного органа (ст. 2 Закона о государственной службе).

Государственная служба – это вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе трудового договора (контракта), где работником является государственный служащий, а нанимателем – государственный орган.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделённый соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут быть внесены должности, не относящиеся к государственным должностям государственной службы. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 123 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 122. 8/10127; 2007. № 162. 8/16761] утверждён Перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям.

Отношения между государственными служащими и государственным органом являются трудовыми отношениями. Государственные служащие входят в штат государственного органа, выполняют трудовую функцию по определённой одной или нескольким должностям, профессиям, специальностям соответствующей квалификации, подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, существующим в государственном органе. Назначение на должность оформляется приказом (распоряжением) соответствующего должностного лица государственного органа и является оформлением поступления на государственную службу в соответствии с заключённым с ним контрактом – видом трудового договора.

Особенности трудовых отношений государственных служащих проявляются в следующих аспектах:

♦ в порядке поступления на государственную службу;

♦ в требованиях к кандидатам на должность государственного служащего;

♦ в правах, обязанностях и правоограничениях государственного служащего;

♦ в гарантиях для госслужащих;

♦ в порядке и условиях проведения аттестации;

♦ в основаниях увольнения (помимо общих оснований).

Наши рекомендации