Тема 7. Административно-правовой статус государственных служащих. Цель семинарского (практического) занятия –дать понятие и охарактеризовать элементы административно-правового статуса государственных служащих

Цель семинарского (практического) занятия –дать понятие и охарактеризовать элементы административно-правового статуса государственных служащих.

1.Понятие и виды государственной службы РФ.

2.Понятие, признаки, классификация государственных гражданских должностей.

3.Принципы государственной службы.

4.Понятие «государственный гражданский служащий».

5.Правовое положение государственного гражданского служащего.

6.Прохождение государственной гражданской службы.

Основная литература [1, 2, 3]

Дополнительная литература:

Нормативные правовые акты [1, 27, 28, 29, 30, 49, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 89]

Специальная литература [5, 6, 39, 40, J, 63, 64, 83, 84, 85, 86, 94, 153, 163, 195, 207]

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся между собой понятия «государственная должность» и «должностное лицо»?

2. Назовите признаки, отличающие государственную службу от иных видов службы.

3. По каким критериям могут быть дифференцированы обязанности, права и ограничения государственных служащих?

4. Назовите отличительные признаки федеральной государственной службы.

5. В чем особенность правового регулирования государственной службы субъектов РФ?

6. Какое юридическое значение имеет реестр государственных должностей государственной службы?

7. Из каких стадий складывается процесс прохождения государственной службы?

8. Как соотносятся между собой конкурс и назначение на государственную должность, конкурс и квалификационный экзамен?

9. В каких случаях при поступлении на государственную службу устанавливается испытание?

10. С какой целью проводится аттестация государственных служащих, какие последствия она влечет?

11. Как соотносятся между собой квалификационные разряды государственных служащих и воинские, а также специальные звания?

Задания:

1.Изучить предлагаемую для данной темы литературу.

2.Раскройте понятия «государственный служащий», «гражданский служащий» на основе федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Перечислите все виды государственной службы и, соответственно, государственных служащих по действующему законодательству.

3.Какая классификация должностей государственной гражданской; службы установлена в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

4. Проанализируйте все определения понятия должностного лица в действующем законодательстве и на этой основе разъясните, кто из ниже перечисленных относится к должностным лицам: директор организации (учреждения), начальник отдела, заведующий оптовой базой (складом), прокурор, губернатор, начальник РОВД, постовой милиционер, секретарь судебного заседания районного суда, врач и главный врач больницы, глава районной администрации и мэр города, доцент кафедры, ответственный секретарь приемной комиссии университета, проректор по административно-хозяйственной работе.

Разъясните, имеются ли различия в понятии «должностное лицо» в уголовном и административном праве.

5. С учетом сформулированных наукой административного права и закрепленных в законодательстве признаков государственного служащего определите, кто из названных ниже работников является (или не является) таковым: Президент РФ; Председатель Правительства РФ; председатель районного суда, районный прокурор, районный военный комиссар; призывник, проходящий курс молодого бойца; Председатель Государственной Думы; губернатор области; мэр города; секретарь-машинистка; главный инженер завода; ректор вуза.

Классифицируйте названных здесь служащих по всем возможным основаниям и критериям.

6. Определите, какие из названных ниже государственно-правовых установлений охватываются понятием «должность»: аспирант, доктор наук, профессор, начальник штаба, полковник, государственный советник юстиции 2 класса, прокурор области, врач, медицинская сестра, инженер, техник, юрист, студент, бомж, безработный.

7. Какие способы замещения должностей государственной службы предусмотрены действующим законодательством и каким именно? Дайте характеристику сущности и особенностей каждого из этих способов.

8. Дайте понятие дисциплинарной ответственности, назовите ее характерные особенности и отличительные признаки. Раскройте специфику дисциплинарной ответственности через краткую характеристику всех элементов ее структуры.

9. Со ссылкой на конкретные нормативные акты перечислите все меры поощрения, которые могут применяться к государственным и муниципальным служащим. Кто и в каком порядке может представлять государственных и муниципальных служащих к присвоению почетных званий РФ и к награждению почетной грамотой Правительства РФ? Ответ обоснуйте ссылками на действующее законодательство.

10. Заполнить карту сравнительного анализа видов государственной службы.

Признаки Гражданская Служба Правоохранительная служба Военная служба
Нормативная основа      
Способы замещения должностей      
Сроки замещения должностей      
Организации, в которых проходят службу      
Виды чинов и званий      
Меры поощрения служащих      
Меры взыскания      
Прекращение государственно-служебных отношений      

Наши рекомендации