Система социальной защиты государственных гражданских служащих

В настоящее время сложилась определенная система социаль­ной защиты государственных гражданских служащих.

Основными ее элементами являются:

— субъекты социальной защиты. В этом качестве выступает го­сударство, которое как наниматель формирует систему гарантий на гражданской службе и обеспечивает их реализацию исключи­тельно за счет государственного (федерального либо субъекта Фе­дерации) бюджета и обязывает представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа, представителя указанно­го руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя, предоставить гражданскому служащему государственные социальные гарантии. Этим создаются юридические условия для противодействия произволу и субъективизму в предоставлении гарантий, а также для пресечения распространившейся практики формирования и использования различных внебюджетных источ­ников повышения социального статуса гражданских служащих и для предотвращения появления некоторых источников должност­ных злоупотреблений и коррупции.

— объекты социальной защиты. Это круг лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной защите. К ним относятся гражданские служащие, замещающие соответ­ствующие должности, а также (в отдельных случаях, указанных в действующем законодательстве) члены их семей или лица, уво­ленные с гражданской службы при ликвидации или реорганиза­ции государственного органа либо сокращении должностей.

— предметы социальной защиты, которыми являются личные свободы и права, должностные обязанности, социальный статус гражданских служащих.

— принципы социальной защиты как руководящие правила, на основе которых осуществляются конкретные действия по соци­альной защите гражданских служащих. К ним можно отнести: легальность и юридическую определенность форм социальной защиты; их адресность (персонализация); обоснованность и це­лесообразность; действенность (влияние на эффективность обес­печения прав, исполнение должностных обязанностей); демо­кратичность, предполагающую открытость системы социальной защиты, единство основополагающих мер, равенство исходных позиций и пр.; реалистичность осуществления мер социальной защиты; социальную справедливость, предполагающую учет спе­цифики, эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

— формы социальной защиты. Основными из них являются га­рантии, компенсации, льготы. Гарантии — это средства, способы иусловия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных гражданским служащим прав, а также должност­ных обязанностей в области служебных отношений. Компенса­ции — это денежные выплаты, установленные в целях возмеще­ния гражданским служащим затрат, связанных с исполнением ими должностных обязанностей. Льготы — это преимущества, которые предоставлены отдельным категориям гражданских слу­жащих, освобождение от выполнения определенных правил, обя­занностей или облегчение условий их выполнения.

Целесообразно также вести речь о различных уровнях социаль­ной защиты гражданских служащих. В зависимости от специфики отрасли права, особенностей юридических актов, регулирующих те или иные отношения, представляется возможным выделить:

— уровень международный, представляющий систему мер, осуществляемых субъектами международного права (Междуна­родной организацией труда, профессиональными общественны­ми объединениями и др.) по реализации международных гарантий прав человека, трудящегося и обеспечивающих международный контроль за состоянием социальной защищенности;

— уровень общегражданский или конституционный, обеспечи­вающий соблюдение гражданских прав всего населения страны;

— уровень собственно государственной гражданской службы страны;

— уровень региональный, обусловленный разграничением предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации;

— уровень специально-профессиональный, на котором реа­лизуются гарантии прав отдельных категорий гражданских слу­жащих в силу специфики рода, вида или характера их служебной деятельности.

Наши рекомендации