Информационных технологий и систем
Один из наиболее важных вопросов бизнеса в наши дни, – каким образом стратегия организации влияет на выбор информационных технологий и систем, которые приобретаются и внедряются в этой организации. И наоборот, каково влияние информационных систем организации на её стратегию. Однако так было не всегда. Информационные технологии начинали свою карьеру в качестве смиренного неповоротливого слуги огромных размеров, которого было накладно кормить и содержать, и носили тогда имя «вычислительная техника». Информационные технологии и системы были созданы только для того, чтобы справляться с цифрами быстрее и точнее, чем огромное количество живых людей, и поэтому их первой функцией была помощь при выполнении расчетов и других задач, связанных с вычислениями. Результатом стала всего лишь возможность для определенной группы людей, выполнявших эти функции, стать излишком рабочей силы, хотя их не сокращали еще какое-то время.
Будучи объединенной с телефонной сетью посредством сравнительно недорогого прибора, называемого модемом, сегодня информационная система может получать информацию со всего мира и предоставлять информацию всему миру. Информационная система может также (при наличии соответствующего доступа) извлекать информацию из различных баз данных множества систем, расположенных в любой точке земного шара. Это произвело переворот в плане многообразия, ширины охвата и скорости получения информации, необходимой при рассмотрении стратегических вопросов.
Однако вычислительные машины действительно превратились в информационные технологии и системы, когда они, становясь все более мощными и доступными, начали соединяться с другими технологиями, например с технологией сканирования штрих-кода ручным сканером, которая сегодня практически везде используется в кассовых аппаратах супермаркетов. Сегодня использование технологии EPOS (Electronic Point of Sales, электронный кассовый аппарат) позволяет покупателям самостоятельно подсчитывать стоимость своих покупок и расплачивается, что делает ненужным кассиров. Кроме того, в сочетании с электронными сетями, например с интегральной цифровой сетью связи ISDN (цифровой телефонией), технология EPOS открывает возможности для автоматизации размещения заказов с целью пополнения запасов, ввода информации напрямую в хранилища поставщика или даже непосредственно в автоматизированные производственные машины компании-поставщика. Такая автоматизация оказывает значительное влияние на розничную торговлю и производство: вычислительная техника уже не просто слуга, она все больше становится союзником капитала.
Информационные технологии и системы, и родственные технологии уже развились настолько, что становится возможным, находясь на огромном расстоянии, участвовать в разработке или производстве практически любого продукта, предоставлять надежные медицинские консультации и даже делать хирургические операции, строить здания, выполнять разнообразную домашнюю работу, управлять огромным количеством работников без надзирателей и тем более без такого дорогостоящего и непроизводительного слоя, каковым являются менеджеры среднего звена, - все это не покидая своего места, где бы оно ни располагалось.
В сочетании с уменьшением политических и законодательных запретов информационные технологии впервые за всю историю открывают возможность создания истинно глобальной системы более или менее свободной торговли. В результате вдруг оказывается, что низкооплачиваемая, но высококвалифицированная рабочая сила из Чешской Республики, Индии или Китая, до недавнего времени изолированных от Запада из-за неразвитой коммуникационной инфраструктуры, может внести существенный вклад в мировой бизнес, и зачем тогда нанимать дорогостоящих сотрудников, работающих в ещё более дорогостоящих офисах в центрах западных городов (Lloyd, 1994)?
Информационные технологии являются катализатором возможного создания действительно интегрированной мировой экономики и порождают важные вопросы, касающиеся политики, экономики и общества в целом. Однако с точки зрения интересов компаний основные перемены заключались в том, что информационные технологии перестали служить простой автоматизации или установления связи, которые раньше были отдельными функциями, ограниченными какой-либо местностью на земном шаре. Теперь они являются основным средством глобализации, инноваций в области производства и обслуживания и оказывают влияние на стратегические вопросы. Что ещё более важно, информационные технологии делают возможным организационные инновации, например существование виртуальных организаций.
Объединение вычислений с использованием изображения, телекоммуникаций с использованием видео, систем распознавания речи, искусственного интеллекта и виртуальной реальности изменяет границы всего бизнеса. Любой человек уже может отдать распоряжение напрямую по телефону, используя системы распознавания речи, т.е. нет нужды лично разговаривать со служащими банка. Виртуальные системы распознавания речи, имитирующие реальное общение, могут сделать этот процесс более простым и удобным. Все эти факторы меняют остановку, в которой принимаются традиционные стратегические решения, касающиеся издержек, местоположения, позиционирования и ценообразования. Если говорить более конкретно, это затрагивает вопрос о том, почему бы банкам и финансовым институтам не стать частью индустрии предоставления информации, ранее выделившейся в отдельную отрасль.
Ясно, что некоторые корпорации сделают свой стратегический выбор в пользу гигантизма и, коль скоро выбор будет успешным, они, вероятно, займут доминирующую позицию и смогут вытеснить с рынка другие корпорации, которые подложат функционировать в менее крупных нишах. Управленческими и техническими проблемами при стремлении к гигантизму невозможно пренебречь. Однако информационные технологии и системы так меняют возможности мирового бизнеса, что ключевой стратегический вопрос сейчас имеет совершенно иной характер и совершенно иную степень значимости, чем вопросы, встававшие перед различными коммерческими организациями до настоящего времени. Задачей компаний является более активное привлечение к сотрудничеству высокопоставленных руководителей, которые понимали бы возможности, предоставляемые информационными технологиями, выходящие за границы традиционного бизнеса.
Вариант 11