Подготовка к восприятию нового материала
7.1. Чтение слов (запись на доске):
- от-ча-ян-ная – отчаянная;
- хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
- сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
- рас-сер-ди-лась – рассердилась;
- пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
- за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
- стар – старик – стариковом.
Какие слова вам не понятны?
(Слайд №6) «Словарная работа»
Как можно заменить слова и выражения?
Утекает | убегает. | |
Кормовистый | клевер, предназначенный для корма скоту. | |
Цветень | пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. | |
Хорониться | прятаться, таиться. | |
Раздолье | много места. | |
Как бы худа не вышло | как бы беды не было. | |
Чай белить | добавлять молоко в чай. | |
Пойло | питательное питьё для скота. |
Первичное знакомство с текстом.
Чтение текста учителем.
Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?
Назовите главных героев.
Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
Можно ли ему дать другое название? Какое?
Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку самостоятельно.
Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения.
(Дети 2 минуты читают текст, затем считают слова и знаки, записывают свои результаты и продолжают читать до конца.)
Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.
Скажите, сказку или рассказ мы читаем?
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.
Какие вы уже читали?
Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.
Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).
Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
Слайд №9) «Переводчики с бессловесного».
Закрепление усвоения содержания сказки.
Ответы найти по тексту сказки.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
Что произошло с клевером на лугу?
Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным?(Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).