Запись синхронной фонограммы во время съемки

Первая технология предусматривает изготовление фонограммы до съемки. Во время съемки исполнители действуют в соответствии со звуковым сопровождением, записанным заранее и воспроизводящимся на съёмочной площадке. Данный метод позволяет упростить и удешевить производство фильма, а по сравнению с синхронной съёмкой — получить в итоге намного лучшее качество звукового сопровождения. Применяется обычно при экранизации концертов, музыкальных спектаклей, вокальных номеров и танцевальных сцен, в особенности массовых. Как правило, запись совершается предварительно в оптимальных для этого условиях звуковой студии, с применением наиболее подходящего для этого технологического оборудования. Воспроизведение записи на съёмочной площадке при этом осуществляется с жёсткой синхронизацией съёмочного оборудования с техническими метками фонограммы. При организации съёмки под фонограмму собственно съёмка начинается по единственной команде «Мотор!» (без последующей хлопушки), а по завершении фрагмента даётся общая для всего оборудования команда «Стоп!». Звукозаписывающее оборудование, применяемое в таком случае на съёмочной площадке, обеспечивает получение технической фонограммы, используемой при дальнейшем монтаже..

При синхронной съемке звук записывается непосредственно вместе с изображением, однако на натуре редко удается получить годную фонограмму, вследствие большого количества шумов, плохой дикции актёров или неудовлетворительной акустики. В случае последующего озвучения фонограмма записывается после получения изображения в специальной студии. В реальной практике большая часть сцен производится по технологиям, сочетающим два или даже все три способа. Синхронная фонограмма, записываемая во время съемки, считается черновой и предназначена для записи естественных шумов и для того, чтобы актёры при последующем озвучении смогли ориентироваться в тексте, прослушивая черновую запись в наушниках. Поэтому, если качество синхронной звукозаписи не удовлетворяет режиссёра или звукорежиссёра, проводится озвучение фильма в тон-студии. Это специальное звукоизолированное помещение со звуконепроницаемым стеклом, через которое производится кинопроекция позитива сцены, склеенного в кольцо. Актёры, глядя на экран, произносят свои реплики в микрофон, стараясь обеспечить синхронность c артикуляцией на экране. Склейка кинопленки в кольцо позволяет делать неограниченное количество дублей до полного совпадения фонограммы с изображением. Часто синхронная фонограмма микшируется с записанной в студии, а иногда и с предварительно записанной фонограммой, под которую могла сниматься сцена. Закадровый комментарий и запись диктора проводятся после окончания монтажа.

Особенности

Актёр на экране и актёр на озвучении иногда не является одним и тем же лицом. Такая практика является наиболее типичной при озвучении музыкальных фильмов и фильмов-опер. Тем не менее, такое встречается и в обычных фильмах. Например, Донатаса Баниониса почти всегда озвучивал Александр Демьяненко, так как у Баниониса очень сильный литовский акцент. В фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С лёгким паром!» (1975) героиню Надю Шевелёву играла польская актриса Барбара Брыльска, а озвучивала — Валентина Талызина (основной причиной был также польский акцент актрисы). В фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (1971) Остапа Бендера играл актёр Арчил Гомиашвили, а озвучивал — Юрий Саранцев. В сериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979—1986) инспектора Лестрейда играет Борислав Брондуков, а озвучивает Игорь Ефимов.

Кроме того, в музыкальных фильмах иногда актер сам озвучивает речь, но вокал, как правило, озвучивается профессиональным певцом.

Перезапись

Последний этап в производстве фонограммы кинофильма — перезапись, то есть перевод различных элементов звукового оформления с нескольких плёнок на одну. Часто при создании звукового ряда фильма используется до десяти исходных записей, сводимых звукорежиссёром в одно целое микшерным пультом. Все фонограммы синхронизируются со смонтированным позитивом, проверяется характер и качество звука, расставляются звуковые и музыкальные акценты, после чего звук записывается на плёнку. При этом устанавливаются соотношения громкости речи, музыки и шумов, отвечающие художественному замыслу и обеспечивающие разборчивость речи и качество звучания. Особенно сложна перезапись, в результате которой должна получиться стереофоническая или многоканальная фонограмма. Такую перезапись осуществляет большой коллектив технических и творческих специалистов.

Полученная после перезаписи магнитная фонограмма является основным исходным материалом и хранится наравне с негативом изображения. При изготовлении фильма с оптической фонограммой, копия полученной в результате перезаписи магнитной фонограммы переводится в негатив оптической фонограммы фильма, необходимый для получения совмещенных фильмокопий. В настоящее время оптическая фонограмма в кинопроизводстве не используется. Когда обе плёнки (рабочая копия изображения и общая фонограмма) готовы, фильм сдаётся на двух пленках приёмной комиссии.

Современные технологии

В современном кинематографе, основанном на цифровых технологиях, многие описанные этапы изготовления фонограммы отсутствуют, поскольку монтаж и обработка изображения производятся при помощи компьютера. Однако, главные принципы озвучения остаются такими же, как и в классической пленочной технологии.

При озвучении телевизионных программ и телефильмов технология озвучения имеет те же основные этапы, что и в кинематографе, но, как правило, технологически это реализуется более простыми средствами, поскольку изготовление магнитной фонограммы гораздо проще, чем оптической.

ВРЕМЯ ТРУДА И ОТДЫХА

Рабочее время и время отдыха, регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которыми нормальная продолжительность рабочего Времени работников на предприятиях, в учреждениях и организациях не может превышать 40 часов в неделю.

Для работников, не достигших возраста 18 лет, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. В Трудовом кодексе Российской Федерации регламентируется предоставление выходных дней и порядок работы в выходные дни, компенсации, порядок предоставления и учета отпусков и др.

Другими критериями, определяющими структуру и параметры календарно-постановочного плана, являются: необходимость съемки сцен, связанных с одним местом действия (особенно это касается натурных съемок), по возможности единым блоком; соблюдение графиков занятости актеров — исполнителей ролей; сезонность съемок, предусмотренная принятым к производству сценарием; ограничения по затратам, которыми располагает изготовитель фильма; обязательство сдать готовый фильм к определенной дате; технологические нормы и нормативы, которые обязана соблюдать съемочная группа (например, время на проявку и печать отснятого рабочего киноматериала, норма записи музыки в одну смену и др.).

Наши рекомендации