Понятие композиции, ее основные элементы: кадрирование, момент съемки, направление и точка съемки, изобразительный акцент.

Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.

Пересекающиеся (диагональные) линии - одно из проявлений правила "Золотого сечения". Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, т,к. большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла.

Правило одной трети - зрительно разбить кадр на три части и например поместить небо в верхнюю треть, а все остальное в нижние две трети. Точно так же, можно вертикально разбивать кадр на три части.

Правило диагоналей Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали. Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Кадрирование - элемент композиции, позволяющий устанавливать определенные границы кадра, уточнять их, акцентировать внимание зрителя на главном, исключать из сферы его внимания случайные, несущественные элементы объекта или сюжета. Границы кадра определяют пропорции

фотографируемого объекта. Протяженные по горизонтали сюжеты или предметы и относительно небольшой высоты снимаются при горизонтальном положении кадра. Вертикальное положение кадра применяют при съемке крупных планов, особенно если объектом съемки является человек. Кадрирование в основном осуществляется в процессе съемки. Дополнительно кадрировать изображение можно при печати и обрезке снимков, их компьютерном редактировании. Формат (размер) снимка может быть самым различным, но стандартной формой является правильный прямоугольник.

Момент съемки. Этот изобразительный прием характерен для съемки движущихся объектов. От момента съемки зависит динамичность получаемого изображения. Обычно он должен совпадать с характерной, наиболее типичной и выразительной фазой движения объекта.

При съемке можно использовать прием перемещения фотоаппарата параллельно направлению движения объекта. В этом случае впечатление движения усиливает нерезкий смазанный фон, а более резкое изображение, например, спортсмена, становится зрительным центром.

Выбор направления съемки. Направление, в котором ведется съемка -установка фотоаппарата по отношению к объекту в центральной позиции или со смещением его от центра вправо или влево.

Направление съемки, перпендикулярное фронту объекта, дает фронтальную композицию, а точка съемки называется фронтальной.

При постепенном смещении точки съемки в сторону от центрального положения стано-вится видимой вторая сторона объемных предметов съемки. Благодаря тому, что на снимке становятся видны стороны и грани предметов, их форма и объем отображаются полнее.

При боковых точках съемки в кадре образуются линии, устремленные к боковым сторонам и в глубину кадра. Снимок приобретает направленность, ибо взгляд зрителя, следуя за линейными очертаниями предметов, направляется в глубину кадра, к точке перспективного

схода линий.

Дальнейшее смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к диагональной композиции кадра, а при достижении точки съемки 90° композиция изображения вновь становится фронтальной.

Изобразительный акцент - это выделение в кадре главного, сюжетно-важного элемента изображения. Основными его элементами являются:

o размещение главного в центре кадра; o укрупнение главного при съемке с близких расстояний; o размещение главного на переднем плане при многоплановой композиции; o выделение главного светом (световой акцент); o наведение на резкость по главному и выведение второстепенного за пределы резкости; o тональное различие главного и второстепенного - контраст тонов способствует выделению главного, например, темный предмет на светлом фоне.

Наши рекомендации