Технико-экономические расчеты проводятся, исходя из принятых изготовителем фильма эскизов декораций, из физических объемов по видам работ, конструктивным элементам, объектам

1. Разработка режиссерско-операторской экспликации компьютерной анимации и спецэффектов.

2. Киноэкспедиция для выбора и утверждения объектов съемки, необходимая для создания компьютерной анимации и спецэффектов в составе:

• режиссер спецэффектов;

• художник по компьютерной графике;

• оператор комбинированных съемок;

• ассистент режиссера по спецэффектам.

3. Разработка компьютерных персонажей, виртуальных интерьеров, создание эскизов компьютерной игры.

4. Разработка программного обеспечения, необходимого для покадровой пересъемки компьютерного изображения.

5. Создание двух- и трехмерных текстур для трехмерных компьютерных моделей.

6. Киноэкспедиция для съемки отобранных объектов на натуре в составе:

• режиссер по спецэффектам;

• художник по компьютерной графике;

• оператор комбинированных съемок;

• ассистент режиссера по спецэффектам;

• ассистент оператора комбинированных съемок.

7. Создание трехмерных моделей.

8. Текстурирование (наложение двух- и трехмерных текстур) трехмерных компьютерных моделей.

9. Проведение съемок (кино и видео) актеров в «синем» павильоне.

10. Оцифровка отснятого видеоизображения.

11. Сканирование кинонегатива в разрешении 2К (с привлечением центра спецэффектов Cinesite Europe Ltd, Лондон).

12. Компоузинг (совмещение и обработка) киноизображения.

13. Анимация трехмерных компьютерных моделей.

14. Компоузинг видеоизображения.

15. Покадровая пересъемка компьютерного изображения на кинонегатив.

16. Рекординг (лазерная печать) компьютерного изображения на кинонегатив (с привлечением центра спецэффектов Cinesite Europe Ltd, Лондон).

На основании плана, календарного плана и описания работ разрабатывается смета затрат на производство этих кадров.

Так, например, сводная смета затрат на производство компьютерной анимации и спецэффектов к фильму-сказке «Повелитель луж» выглядит следующим образом.

1. Затраты на оплату труда режиссера спецэффектов, оператора комбинированных съемок, художника по комбинированным съемкам, художников по компьютерной графике (4 чел.), художника по трехмерным моделям, ассистента режиссера-продюсера — 158 900 руб.

2. Отчисления на социальные нужды — 61 177 руб.

3. Вознаграждения за разработку режиссерско-операторской экспликации и эскизов (авторский гонорар) — 6000 руб.

4. Отчисления на социальные нужды — 1986 руб.

5. Экспедиционные расходы (суточные, квартирные, проездные, прочие) — 41 480 руб.

6. Компьютерная графика и анимация (создание трехмерных моделей, анимация трехмерных моделей, совмещение компьютерного и киноизображения, обработка киноизображения, создание спецэффектов, разработка программного изображения, покадровая пересъемка видеоматериала, ультразвуковая подготовка пленки к сканированию, рекординг кинопленки, сканирование кинопленки, разработка двух- и трехмерных текстур, совмещение киноматериала и видеоматериала, оцифровка видеоматериала) — 4 804 927 руб.

7. Аренда съемочной техники (синхронная камера Arriflex BL3, видеокамера BetacamSP, трансфокатор, набор оптики, экспонометр, штатив, видеомонитор, видеокассеты) — 101 620 руб.

8. Затраты на кинопленку и ее обработку (проявка негатива и печать позитива) — 24 000 руб.

Всего - 5 200 090 руб.

При записи звука по системе Dolby Digital составляется отдельная смета затрат, которая включается в производственную себестоимость фильма (в разрезе соответствующих статей плановой себестоимости).

4. Услуги воинских подразделений. Расходы, связанные с оплатой личного состава подразделений Вооруженных сил Российской Федерации, военной техники, выделяемой соответствующими директивами для съемок фильмов, горюче-смазочных материалов, а также с транспортировкой личного состава и техники к местам съемок, регулируются нормативными документами, действующими в системе Министерства обороны Российской Федерации.

При оказании услуг по предоставлению военной техники Военно-технической кинобазой киноконцерна «Мосфильм» затраты определяются, исходя из количества и видов арендуемой техники оснащения и обмундирования, сроков их использования в съемках фильма и установленных киноконцерном «Мосфильм» тарифов.

5. Аренда животных, Аренда производственных помещений. Размеры оплаты аренды устанавливаются договорами аренды с физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с юридическими лицами.

Стоимость аренды определяется количеством и размерами производственных помещений, временем аренды и тарифами арендной платы, установленной собственником помещений или лицом, управомоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду. В число таких производственных помещений входят: костюмерные и реквизиторские комнаты, монтажные комнаты, служебные комнаты для съемочной группы, помещения под складирование техники в киноэкспедициях и др.

6 Обработка пленки, Монтаж негатива, печать копий, изготовление исходных материалов. Затраты на обработку пленки, монтаж негатива, печать копий и изготовление исходных фильмовых материалов рассчитываются, исходя из объема фильма, его вида (цветной, черно-белый, формат), типа используемых пленок, принятого комплекта исходных материалов, количества планов в смонтированном фильме, а также цен на услуги предприятий или технологических подразделений киностудий, выполняющих эти виды работ.

7. Экспедиции. Затраты на служебные командировки (отдельные выезды работников и киноэкспедиции) работников рассчитываются, исходя из норм командировочных расходов, установленных в части суточных и расходов по найму жилых помещений.

Другие расходы, связанные со служебными командировками, определяются, исходя из действующих расценок на соответствующие виды услуг, к которым относятся: расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, расходы на провоз багажа, расходы по получению заграничного паспорта и виз, расходы по обмену чека на наличную иностранную валюту или обмену валюты.

Прочие прямые расходы.

В состав прочих прямых расходов целесообразно включить:

• расходы на исходящий реквизит (предметы, уничтожаемые в процессе съемок в соответствии с режиссерским сценарием);

• услуги связи (телефон, телефакс, мобильная связь и др.);

• приобретение спецодежды для съемок в особых условиях;

• оплата автостоянок;

• пользование актерской и массовочной картотеками;

• оплата организациям машинописных и множительных работ;

• оплата информационно-консультационных услуг;

• затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (кроме процентов по ссудам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов);

• затраты на оплату процентов по бюджетным ссудам (кроме процентов по ссудам, выданным на инвестиции);

• начисления на заработную плату и гонорар творческих работников, перечисляемые творческим союзам в их фонды;

• налоги и сборы: налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, плата за воду, плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов в пределах норм предельно допустимых выбросов и пределах установленных лимитов;

• услуги архивов;

• охрана имущества специализированными организациями;

• оплата специальных разрешений на съемки.

10. Страховые взносы. Планирование в себестоимости затрат на уплату страховых взносов по операциям добровольного страхования стало возможным в связи с дополнением общеотраслевого Положения о составе затрат нормой, согласно которой в себестоимость стали включаться платежи, связанные с добровольным страхованийм от семи видов рисков (в зависимости от объекта):

- страхование средств водного,

- воздушного,

- наземного транспорта;

- страхование имущества;

- страхование гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности;

- страхование гражданской ответственности перевозчиков;

- страхование профессиональной ответственности;

- страхование от несчастных случаев и болезней;

- добровольное медицинское страхование.

Кроме того, платежи по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, также включаются в себестоимость по данной статье затрат.

11. Непредвиденные расходы. Процесс составления сметной калькуляции создания фильма многие специалисты оценивают как уравнение со многими неизвестными.

Как бы точно не был скалькулирован режиссерский сценарий, нельзя предусмотреть все возможные затраты, вытекающие из принятого съемочной группой постановочного проекта и режиссерского сценария.

В связи с этим в плановой себестоимости фильма предлагается предусматривать на эти цели затраты в размере 2—3% суммы прямых расходов.

12. Общехозяйственные расходы.

Общехозяйственные (общестудийные, общепроизводственные, общефирменные) расходы определяются на основе смет этих расходов на планируемый период (год, квартал) в размерах, определяемых по принятой в организации (киностудии, фирме) методике их распределения по отдельным видам продукции (фильмы, услуги, виды работ). Наиболее распространен метод распределения общехозяйственных расходов в фильмопроизводящих организациях в отношении к сумме прямых расходов.

Коммерческие расходы.

Затраты, связанные с реализацией фильма, включают в себя:

• стоимость изготовления аудиовизуальных и печатных информационно-рекламных материалов в процессе работы над фильмом;

• оплату за размещение этих материалов в средствах массовой информации;

• основную и дополнительную заработную плату работников, осуществляющих информационно-рекламную кампанию по фильму, отчисления на специальные нужды этих работников;

• затраты по хранению исходных фильмовых материалов, кинокопий и видеокопий фильма; затраты на изготовление информационно-рекламных материалов, в том числе полиграфическую рекламу, аудиовизуальную рекламу, фильмокопии, видеокассеты с записью фильма;

• расходы по участию в кинофестивалях, кино-, теле-, видеорынках, кинонеделях и других аналогичных мероприятиях;

• стоимость производства иновариантов фильма (субтитрирование, запись дикторского текста) и изготовление информационных фильмокопий и видеокассет с записью фильма на иностранных языках;

• расходы по транспортировке фильмокопий и видеокассет на фестивали, кино-, теле-, видеорынки и другие аналогичные мероприятия;

• стоимость фильмокопий и видеокассет, переданных посредническим, дистрибьюторским организациям и оргкомитетам фестивалей (в соответствии с регламентом их проведения) бесплатно и не подлежащих возврату;

• другие аналогичные затраты, в частности, комиссионные сборы (отчисления), выплачиваемые посредническим и дистрибьюторским организациям.

При планировании коммерческих расходов следует руководствоваться принципом: в этот раздел себестоимости могут относиться только те расходы, которые непосредственно связаны реализацией фильма, с продвижением законченного производством фильма к зрителю.

Расходы по маркетинговым услугам связанным с изучением и прогнозированием будущего спроса предложением создаваемой в дальнейшем, в соответствии с творческой программой кинопродукции, оценкой новых рынков, осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пред приятии, так как данные затраты являются не текущими, а долговременными.

Коммерческие расходы по своему составу являются комплексными; их расчет производится на основе плана продвижения (реализации) фильма, разрабатываемого организацией — изготовителем фильма еще на начальных стадиях работы над картиной.

И как итоговый результат — сумма производственной себестоимости фильма и коммерческих расходов составляет полную плановую себестоимость фильма.

ПРИМЕР ЗАТРАТ:

· Оплата актерам за съемку

· Оплата актерам за репетиции

· Оплата актерам за чистовое озвучивание в студии

· Затраты на оплату труда режиссерской группы

· Затраты на оплату труда операторской группы

· Затраты на оплату труда группы монтажа

· Затраты на оплату труда художников и ассистентов

· Затраты на оплату труда звуковиков

· Затраты на оплату редакторов

· Затраты на оплату труда продюсерской группы

· Затраты на оплату труда административной группы

· Затраты на оплату труда группы кастинга

· Затраты на оплату труда производственных рабочих

· Затраты на оплату труда временных работников

· Затраты на дополнительную заработную плату съемочной группы

· Затраты на дополнительную заработную плату исполнителям ролей и актерам массовых сцен за участие в съемках

· Затраты на дополнительную заработную плату исполнителям ролей за участие в репетициях

· Затраты на дополнительную заработную плату исполнителям ролей за участие в озвучивании

· Компенсация за работу в ночные смены, работу в выходные и праздничные дни и за сверхурочный труд

· Стоимость аренды съемочных объектов

· Стоимость строительства декорации

· Стоимость аренды реквизита

· Съемочная техника

· Звукотехника

· Осветительная техника

· Аренда производственных помещений

· Монтаж изображения и звука

· Запись музыки

· Визуальные спецэффекты, компьютерная графика

· Изготовление титров

· Речевое и шумовое озвучивание

· Оплата гостиниц

· Оплата командировочных

· Прочие прямые расходы

· Страхование

· Непредвиденные расходы

· Коммерческие расходы

Структура статей и разделов плановой себестоимости полнометражного художественного кинофильма

Авторские и смежные права

(1.1. Приобретение прав. 1.2. Литературный сценарий. 1.3. Музыка. 1.4. Тексты песен. 1.5. Другие произведения).

Затраты на оплату труда

(2.1. Основная заработная плата производственно-технического персонала. 2.1.1. Режиссерская группа. 2.1.2. Операторская группа. 2.1.3. Художники и ассистенты. 2.1.4. Звукооператоры, звукорежиссеры и ассистенты.2.1.5. Актеры. 2.1.6. Участники групповых и массовых сцен. 2.1.7. Группа монтажа. 2.1.8. Группа комбинированных, специальных съемок и спецэффектов.2.1,9. Постановщики и исполнители трюковых съемок. 2.1.10. Административная группа. 2.1.11. Продюсерская группа. 2.1.12. Производственные рабочие, занятые: 2.1.12.1) декорационно-техническим оформлением, 2.1.12.2) сценическо-постановочными средствами, 2.1.12,3) светотехникой, 2.1.12.4) киномонтажом,2.1.12.5) операторской техникой, 2.1.12.6) автотранспортом, 2.1.12.7) погрузочно-разгрузочными работами и обслуживанием экспедиций, 2.1.12.8) звукотехникой, 2.1.12.9) оружейно-пиротехническими работами, 2.1.12.10) другими видами работ. 2.1.13. Временные работники: 2.1.13.1) консультанты, 2.1.13.2) переводчики, 2.1.13.3) дрессировщики, тренеры, воспитатели, 2.1.13.4) балетмейстеры, хормейстеры, 2.1.13.5) оркестранты, певцы, хористы, танцовщики, 2.1.13.6) другие временные работники и совместители. 2.1.14. Редакторы. 2.1.15. Бухгалтеры. 2.2. Поощрения. 2.3. Компенсации. 2.4. Питание на съемочной площадке. 2.5. Дополнительная заработная плата. 2.6. Оплата по граждански правовым договорам).

Наши рекомендации