Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают как от реализации продукции основного производства, так и от осуществления других видов деятельности.

Количественно прибыль представляет собой разницу между всеми доходами предприятия и общей суммой издержек производства и реализации продукции. Следовательно, в первую очередь получение прибыли зависит от того, сколько предприятие реализует рентабельной продукции собственного производства.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, т. е. эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

· систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

· определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

· оценка работы предприятия по использованию возможностей выявленных резервов;

· разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов служат данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», соответствующие разделы и таблицы бизнес-планов предприятий, а также СБУ № 5.

В процессе анализа производственно-финансовой деятельности используются несколько показателей прибыли:

1) балансовая прибыль включает в себя все доходы предприятия, полученные от реализации продукции, основных средств, нематериальных активов и другого имущества, а также от ведения внереализационной деятельности;

2) прибыль от реализации продукции представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции;

3) льготная прибыль – это часть доходов предприятия, освобождаемых от налогообложения в случаях, предусмотренных действующими законами, регулирующими взаимоотношения с налоговыми органами;

4) прибыль в распоряжении предприятия – это разница между балансовой прибылью и обязательными налогами и обязательствами, которые выплачивает предприятие из своей прибыли;

5) чистая прибыль; она остается у предприятия после уплаты текущих обязательств, а именно процентов по кредитам, штрафов, пеней, неустоек и других платежей;

6) нераспределенная прибыль; этот показатель, как правило, предприятия не рассчитывают, так как в предпринимательской сфере существует принцип полного распределения прибыли по фондам предприятия.

Анализ балансовой прибыли начинают с расчета показателей ее динамики и структуры, которые определяются в сопоставимых ценах с целью исключения инфляционного фактора.

Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:

· изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам и по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;

· изменение метода начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;

· использование метода ускоренной амортизации по активной части основных фондов также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли;

· применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;

· выбор метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO);

· изменение порядка списания затрат по текущему ремонту основных средств на себестоимость продукции;

· изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода;

· изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или по моменту ее оплаты).

Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствие учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму всех видов прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам. Для этого, по мнению Н. А. Русак [32], следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции или оказания услуг. В процессе анализа изучается динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции (ПРП) в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (РП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Расчет ее осуществляется по следующей формуле:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

Объем реализованной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается объем продаж высокорентабельной, качественной продукции, то это приводит к пропорциональному увеличению прибыли. И наоборот, если продукция считается убыточной, то с увеличением объема ее продаж предприятие теряет часть прибыли.

Структура продукции также оказывает большое влияние на сумму прибыли. С увеличением доли наиболее рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает. Если же положительная динамика наблюдается у низкорентабельной или убыточной продукции, то общая сумма прибыли уменьшается.

Себестоимость продукции и прибыль находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости: с ростом издержек производства и реализации продукции прибыль падает, и наоборот.

Увеличение уровня среднереализационных цен приводит к росту объема прибыли. Однако, если данный процесс сопровождается высокими темпами инфляции, такое повышение в конечном счете оказывает неблагоприятное воздействие на финансовые результате, так как при этом возможна потеря в объеме продаж.

Следующим этапом анализа является анализ выполнения плана и динамики прибыли от реализации отдельных видов продукции (ПРПi), факторная модель которой имеет вид:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

Факторный анализ прибыли от реализации продукции лучше всего осуществлять с помощью метода цепных подстановок в виду сложности факторных моделей (3) и (4).

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц при использовании следующей факторной модели:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru

где РПф – фактический общий объем реализованной продукции в натуральных единицах;

УДф,плi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации соответственно по факту и по плану;

Пплi – доходность по плану i-го вида продукции.

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этом случае для расчета влияния структурного фактора на изменение суммы прибыли используют следующую модель:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru ,

где Rплi – плановая рентабельность i-го вида продукции;

Сплi – плановая себестоимость i-го вида продукции.

При этом следует иметь в виду, что результаты расчетов в случае использования формулы (6) будут не совсем точными, так как себестоимость реализованной продукции также подвержена влиянию структурного фактора.

Кроме плановых показателей в факторных моделях (5) и (6) могут быть использованы данные за предшествующие периоды или за определенный базовый период.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (Rи) (окупаемость издержек) – это отношение прибыли от реализации продукции (ПРП) к сумме затрат по реализации продукции (И):

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

Она показывает, сколько предприятие получает прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Рассчитывается в целом по всему предприятию, по отдельным подразделениям и по видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относиться к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (Rрп) – это отношение прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки (ВРП):

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

Она характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли предприятие имеет с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается по всему предприятию и по отдельным изделиям.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) – отношение балансовой прибыли (БП) к среднегодовой стоимости инвестированного капитала (К), а также отдельных его частей: собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного и т. д.

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

В процессе анализа изучается динамика вышеперечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню или сохранение их на уровне предыдущих периодов. Проводится межхозяйственное сравнение показателей с предприятиями-конкурентами.

Окупаемость издержек (Rи), рассчитанная по всему предприятию в целом, зависит от трех основных факторов первого порядка: структуры реализованной продукции (УД), ее себестоимости (С) и средних цен реализации (Ц). Факторная модель этого показателя имеет вид:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции, используя формулу:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

Для более детального анализа факторы первого уровня, составляющие факторные модели (11) и (12), разлагаются на факторы второго, третьего и т. д. уровней.

Аналогичным образом проводится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

Балансовая прибыль зависит (БП) от объема реализации (РП), ее структуры (УД), себестоимости (С), среднего уровня цен (Ц) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции (ВФР).

Среднегодовая сумма совокупного капитала зависит в свою очередь от объема продаж, средней цены реализации и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительных средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально изменяется сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала (Rк) можно представить в следующем виде:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М. И. Бакановым и А. Д. Шереметом:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru .

где P – балансовая прибыль;

F – средняя стоимость основных фондов;

E – средние остатки материальных оборотных средств;

N – выручка от реализации продукции;

P / N – рентабельность продаж;

F / N – фондоемкость;

E / N – коэффициент закрепления оборотных средств;

U / N – зарплатоемкость;

M / N – материалоемкость.

Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактическое значение, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет факторов интенсификации производства.

Одна часть балансовой прибыли в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а другая часть остается в распоряжении предприятия, из которой производятся различные отчисления. Оставшаяся часть прибыли используется внутри предприятия на пополнение фондов специального назначения, выплату дивидендов акционерам предприятия, материальное поощрение и другие нужды.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции, и, как результат, поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня самих работников и сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и к падению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда покупная способность заработной платы падает.

Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. И большая роль в осуществлении этого процесса принадлежит экономическому анализу.

Анализ использования прибыли целесообразно начинать с изучения состава и структуры налогов, выплачиваемых из прибыли. Изменение суммы налога на имущество может произойти за счет увеличения или уменьшения среднегодовой стоимости имущества, облагаемой налогом, и ставки налогообложения. Аналогичный анализ проводится для каждого вида налогов и отчислений.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Ее величина зависит от факторов изменения балансовой прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций, отчислений и других расходов. Сокращение объемов продаж, рост себестоимости продукции, выплаченные пени и штрафы, убытки от списания долгов, экономические санкции, увеличение доли отчислений из прибыли вызывают уменьшение суммы чистой прибыли. Поэтому предприятию, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование ее величины.

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. В процессе анализа изучается выполнение плана по распределению чистой прибыли и формированию фондов предприятия. Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и должны расходоваться согласно утвержденным сметам. В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов утвержденным сметам, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье расходов, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов.

Последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли и рентабельности, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такая методика широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она позволяет изучить зависимость этих показателей от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования их величин.

Методика факторного анализа прибыли.

Еще совсем недавно в постсоветских государствах, в т. ч. и в ПМР, при анализе прибыли использовалась следующая модель:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru ,

где П – сумма прибыли;

К – количество реализованной продукции;

Ц – средняя цена реализации;

С – себестоимость единицы реализованной продукции.

При этом исходили из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако, в этом случае, не учитывалась взаимосвязь объема производства и реализации продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства или реализации себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных расходов остается, как правило, без изменений. И наоборот, при спаде производства и продаж себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Переменные затраты зависят от объема производства и реализации. В основном это прямые затраты ресурсов: зарплата производственных рабочих и начисления на нее, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала, общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на НИОКР, рекламу, повышение квалификации работников, оплата посреднических услуг).

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используется маржинальный анализ, в основе которого лежит приведенное деление общих издержек и понятие маржинального дохода.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (ПС):

МД = П + ПС.

Отсюда

П = МД – ПС.

Сумму маржинального дохода в свою очередь можно представить в виде произведения количества произведенной (реализованной) продукции (К) и ставки маржинального дохода (ДС), которая определяется как разница между средней ценой реализации и удельными переменными издержками на единицу продукции (УПР):

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru

ДС = Ц – УПР

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru

Последняя формула используется для анализа прибыли от реализации отдельных видов изделий. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, ее цены, уровня удельных переменных издержек и суммы постоянных затрат.

Методика анализа усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда, кроме рассмотренных факторов, необходимо учитывать еще и влияние структуры реализованной продукции. В этом случае используют модель:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru

Средняя ставка маржинального дохода в выручке (Ду) является суммой произведений отношений ставок маржинального дохода к цене по каждому виду продукции и удельного веса этого вида продукции в общей сумме выручки. С помощью этой модели можно установить, как изменилась прибыль вследствие изменений объема реализации продукции, ее структуры, цены, удельных переменных издержек и постоянных расходов.

Методика факторного анализа рентабельности.

Методика анализа рентабельности, применявшаяся до сих пор на отечественных предприятиях, также не учитывала взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли. В действительности, как уже отмечалось, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной. Поэтому расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции следует производить по следующей модели:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию целесообразно использовать модель:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru

Последовательно заменяя плановый или базисный уровень каждого факторного показателя на фактический уровень, и сравнивая результат до и после замены каждого фактора, можно определить, как изменился уровень рентабельности за счет объема реализации (К), структуры продукции, выраженной через величину доли маржинального дохода в выручке (Ду), отпускных цен на продукцию, удельных переменных издержек (УПР) и суммы постоянных затрат (ПС).

Аналогичным образом проводится анализ рентабельности продаж:

Методика анализа финансовых результатов фирмы: факторный анализ, анализ рентабельности - student2.ru

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли и рентабельности состоит в том, что она позволяет взаимоувязать объем продаж, издержки и прибыль. Это обеспечивает более точное определение влияния факторов и как следствие более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Наши рекомендации