Анализ прибыли и рентабельности. Данный раздел включает общий анализ финансовых результатов

Данный раздел включает общий анализ финансовых результатов, анализ прибыли от продаж или прибыли от реализации определенного вида продукции и анализ показателей рентабельности.

Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями оценки работы предприятия и характеризуют эффективности его деятельности. В то же время прибыль является источником расширения производства, модернизации оборудования, пополнения оборотных средств и т.д. Поэтому анализ прибыли и рентабельности является важнейшей задачей.

Анализ прибыли начинается с изучения уровня, динамики и структуры финансовых результатов. Анализ проводится по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Таблица 18. Анализ динамики и структуры финансовых результатов

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение, руб.
руб. % план, руб. факт пред. году плану
руб. %
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС и акциза Затраты на производство и реализацию продукции включая коммерческие расходы Прибыль (убыток) от продаж Сальдо прочих финансовых результатов Прибыль до налогообложения Налог на прибыль Чистая прибыль              

В анализе необходимо исследовать изменение прибыли до налогообложения по отношению к плану и предыдущему году, указать причины изменения по составляющим; рассмотреть изменение структуры, указать наличие относительной экономии или перерасхода по затратам и налогу на прибыль. Если имеется значительный убыток по операционным и внереализационным результатам, необходимо отдельно рассмотреть причины его формирования.

Так как прибыль от реализации продукции имеет, как правило, наибольший удельный вес и является наиболее важной составляющей финансовых результатов, то далее проводится факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом по предприятию, по цеху или основному виду продукции.

На изменение прибыли от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:

- физический объем реализованной продукции;

- структура реализованной продукции;

- себестоимость производства и реализации продукции;

- среднереализационные цены на продукцию.

Для анализа необходимо рассчитать недостающие показатели:

- стоимость реализованной продукции отчетного года в ценах предыдущего года или плана:

В2, ц1 = ∑V2i*Ц1i ,(30)

где В2, ц1- выручка отчетного года в ценах предыдущего года;

V2i – физический объем реализованной продукции i-го вида в отчетном году;

Ц1i – цена за единицу продукции i-го вида в предыдущем году.

- фактически реализованную продукцию по себестоимости предыдущего года или плана:

С2, с1 = ∑V2i*С1i ,(31)

где С2, с1 – себестоимость реализованной продукции отчетного года по удельной себестоимости предыдущего года;

С1i – себестоимость единицы продукции i-го вида в предыдущем году.

Исходные показатели и результаты расчета сводятся в таблицу 19.

Таблица 19. Данные для анализа влияния факторов на изменение

прибыли от реализации, руб.

Показатели Предыдущий год Отчетный год
по ценам и себестоимости предыдущего года по ценам и себестоимости отчетного года
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов) Затраты на производство и реализацию продукции Прибыль от реализации      

Оценка влияния факторов на прибыль от реализации продукции проводится следующим образом:

1. Влияние на прибыль изменения физического объема реализованной продукции (∆ПV ) рассчитывается по формуле:

∆ПV = (Пр1 * Тр V) / 100 – Пр1 , (32)

где Пр1 – прибыль от реализации продукции предыдущего года, руб.;

Тр V – темп роста объема реализованной продукции, рассчитанный как отношение стоимости реализованной продукции отчетного года в ценах предыдущего года к стоимости реализованной продукции предыдущего года, %

2. Влияние на прибыль структурных сдвигов в объеме реализованной продукции (∆Пстр) определяется по формуле:

∆П стр = Пр2, ц1,с1 – Пр1 – Пq , (33)

где Пр2, ц1,с1- прибыль фактически реализованной продукции в отчетном году в ценах и себестоимости предыдущего года, руб.

3. Влияние на прибыль от реализации продукции изменения себестоимости (∆Псеб) :

∆П себ = С2, с1 – С2 , (34)

где С2, с1 – себестоимость реализованной продукции отчетного года по удельной себестоимости предыдущего года, руб.;

С2 – фактическая себестоимость отчетного года, руб.

4. Влияние на прибыль среднереализационных цен на продукцию (∆Пц) рассчитывается по формуле:

∆Пц = В2 – В2, ц1 ,(35)

где В2 – фактическая выручка отчетного года, руб.;

В2, ц1 – выручка фактически реализованной продукции отчетного года в ценах предыдущего года.

В анализе необходимо дать характеристику влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции, уделив особое внимание влиянию факторов, зависящих от предприятия.

Прибыль является абсолютной характеристикой финансовых результатов деятельности предприятия, в то время как показатели рентабельности отражают относительную эффективность деятельности предприятия.

Анализ рентабельности начинается с изучения динамики показателей рентабельности, основными из которых являются:

1. Общая рентабельность капитала (Rк):

Rк = Пб/К, (36)

где Пб – прибыль до налогообложения;

К – средняя величина капитала, рассчитанная как среднеарифметическое от стоимости капитала на начало и конец года.

2.Рентабельность продукции (затрат) (R):

R = Ппр / С * 100, (37)

где Ппр – прибыль от продаж;

С – затраты на производство и реализацию продукции.

3. Рентабельность продаж (Rпр):

Rпр = Ппр / В * 100, (38)

где В – выручка от продаж.

4. Рентабельность производственных фондов (Rпф):

Rпф = Пб / (F + Об.С) * 100 , (39)

где F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ОбС – среднегодовая стоимость оборотных средств.

В анализе изучается динамика показателей рентабельности (таблица 20).

Таблица 20. Динамика показателей рентабельности, %

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение
1.Общая рентабельность капитала 2.Рентабельность продукции (затрат) - ( по видам продукции) 3.Рентабельность продаж, в т.ч. - (по видам продукции) 4. Рентабельность производственных фондов      

В выводах следует дать характеристику изменения показателей, указав причины снижения рентабельности.

Для выявления взаимосвязи эффективности деятельности предприятия с результатами финансово-хозяйственной деятельности проводится факторный анализ общей рентабельности капитала исходя из следующей факторной зависимости:

Rк = Пб/В * В/ОбА * ОбА/КП * КП/К = Rпр*Коб*Кт*УдКП , (40)

где ОбА – средняя стоимость оборотных активов;

КП – средняя стоимость краткосрочных пассивов;

Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

Кт – коэффициент текущей ликвидности;

УдКП – удельный вес краткосрочных пассивов в стоимости капитала.

Таблица 21. Исходные данные для факторного анализа общей рентабельности капитала

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение
Прибыль до налогообложения, руб. Выручка от продаж, руб. Средняя стоимость капитала, руб. Средняя стоимость оборотных активов, руб. Средняя стоимость краткосрочных пассивов, руб. Общая рентабельность продаж, % Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, об. Коэффициент текущей ликвидности, ед. Удельный вес краткосрочных пассивов, %      

Оценку влияния факторов можно провести способом абсолютных разниц.

По результатам факторного анализа следует дать характеристику причин изменения эффективности использования капитала, связанных с управлением прибыльностью продукции и оборачиваемостью оборотных активов, ликвидностью и финансовой устойчивостью предприятия.

Наши рекомендации