Раздел 3. Система управления архитектурой предприятия

Широкое внедрение ИТ-технологий в работу предприятия вышло на очередной, качественно новый этап развития. Появление больших ИТ-инфраструктур все чаще требует взаимоувязывания аппаратно-программных средств с основным бизнесом компании, а эффективность ИТ-инфраструктуры определяется ее воздействием на бизнес.

На первом этапе совмещения бизнеса и ИТ реализация представлялась возможной на основе автоматизации существующих бизнес-процессов предприятия, но практика показала, что широкое использование информационных технологий требует значительной перестройки бизнес-процессов в соответствии со спецификой ИТ.

Второй этап по согласованию бизнеса и ИТ - реинжиниринг бизнес-процессов. Архитекторы информационных систем предлагали новую структуру организации бизнеса, максимально совместимую с информационными технологиями. В этот период основной упор делался на внедрение ERP-систем и использование средств моделирования бизнес-процессов.

Однако современное предприятие - очень мобильная структура. Чтобы сохранять свои позиции на рынке, необходимо постоянно меняться. Информационная инфраструктура оказалась самым инертным звеном в процессе непрерывной трансформации предприятий, отчего реинжиниринг бизнес-процессов стал сдерживаться неповоротливостью ИТ. Наступил третий этап - осознание необходимости реинжиниринга бизнес-процессов и трансформации ИТ-инфраструктуры как единого процесса.

Трансформация существующей ИТ-инфраструктуры для формирования адаптивной модели - задача невероятно сложная. Ее решают инструменты согласования бизнеса компаний с развитием ИТ (в том числе миграции в сторону сервис-ориентированной архитектуры) без остановки поддержки ИТ-инфраструктурой основных бизнес-процессов.

Архитектура предприятия - совокупность различных компонентов, определяющих все стороны основной деятельности организации. Элементами архитектуры предприятия являются, например, элементы бизнес-структуры, компоненты ИТ-инфраструктуры, а также их взаимосвязи.

Управление архитектурой предприятия - Enterprise Architecture Management (EAM) - это интенсивный процесс поддержки стратегической трансформации бизнеса, накопления и анализа информации, регулирования взаимодействия отдельных элементов архитектуры между собой. Управление архитектурой предприятия обеспечивает эффективную внутрикорпоративную коммуникацию и кооперацию, поддерживает достижение стратегических целей на разных уровнях управления.

На сегодняшний день необходимость в использовании инструментов и методологий по управлению архитектурой предприятия наблюдается, прежде всего, в крупных компаниях и учреждениях.

Цели, стоящие перед системами класса "Управление архитектурой предприятия":

· Повышение конкурентоспособности предприятия

· Организация взаимодействия бизнеса компании и ИТ-инфраструктуры

· Обеспечение прозрачности ИТ-инфраструктуры

· Разработка и внедрение единых корпоративных стандартов и стандартов управления ИТ

· Повышение эффективности ИТ-подразделений и их бюджетов

Основные задачи, стоящие перед системами класса "Управление архитектурой предприятия" (или EAM - Enterprise Architecture Management):

· Планирование крупных проектов по внедрению ИТ.

· Реорганизация предприятия (слияние, поглощение, разделение, изменение организационной структуры).

· Реорганизация ИТ-инфраструктуры для перехода на адаптивную сервис-ориентированную архитектуру.

· Поддержка процесса постоянного реинжиниринга бизнес-процессов.

· Оптимизация и определение приоритетов проектов ИТ.

· Управление качеством продуктов и сервисов.

Мы уже отмечали, что многие организации испытывают постоянные трудности и находятся в постоянном поиске синхронизации целей и задач бизнеса и процессов развития своих информационных систем.

Процесс транслирования этих целей в конкретные ИТ-системы часто носит очень неразвитый характер и ограничивается ежегодным бюджетным процессом, участие в котором представителей бизнеса и ИТ является основным способом общения и взаимодействия.

Наши рекомендации