Проектирование гальванического участка
Гальванический участок предназначен для восстановления деталей электролитическим осаждением металла на изношенные поверхности. На участке обычно выполняют следующие гальванические процессы: хромирование износостойкое и декоративное, железнение, меднение, цинкование, никелирование и фосфатирование. На участок детали поступают партиями со склада деталей, ожидающих ремонта, или с других производственных участков. Детали, требующие восстановления размеров, поступают после предварительного шлифования со слесарно-механического участка. Туда же они возвращаются после гальванического наращивания на окончательную механическую обработку. Детали, отдельные поверхности которых подлежат меднению для защиты от цементации, поступают также со слесарно-механического участка, а после меднения направляются на термический участок. Детали, проходящие восстановление декоративных покрытий, доставляются с участка дефектования или ремонта и после обработки транспортируются на участки комплектования и сборки.
На АРП в зависимости от объема работ применяют различное оборудование гальванических участков. При малых объемах работ выполнение как подготовительных операций (обезжиривание, промывка и пр.), так и нанесение гальванических покрытий на детали производится в ваннах. При этом ванны для подготовительных работ используются для различных видов покрытий. Планировка оборудования таких участков должна выполняться с учетом этих особенностей использования подготовительного оборудования. Выпрямители в этом случае, как правило, устанавливают непосредственно у ванн на расстоянии 200... 300 мм. Поскольку процессы гальванических покрытий протекают при низком напряжении (6... 12 В), то удаление источников тока от ванн влечет за собой неоправданное увеличение расхода металла на шинопроводы (применение шинопроводов большего поперечного сечения), что необходимо для сохранения в допустимых пределах величины падения напряжения.
Периодическую смену электролита в ваннах и его фильтрацию следует производить при оснащении гальванических участков передвижными установками, на которых монтируются и насосные агрегаты.
На рис. 35.12 показаны схемы расстановки ванн с указанием расстояний, принимаемых согласно нормам технологического проектирования. При значительных объемах работ, связанных с нанесением гальванических покрытий, следует применять полуавтоматические или автоматические установки для нанесения каждого из видов гальванических покрытий.
Рис. 35.12. Схемы расположения гальванических ванн, мм:
а = 300...400; 5= 600...800; в = 2000...2500; г = 800... 1000; д = 1500...2000;
е = 1200... 1500; ж = 800... 1000; з = 500...600; и = 1500...2000
Рис. 35.13. Схемы расположения автомата для гальванопокрытий, мм: а = 500...3500; б = 1500...2000; в = 2000...2500 |
В зависимости от конструктивных особенностей эти установки имеют большей частью или прямоугольную, или овальную конфигурацию. Автоматическая (полуавтоматическая) установка включает весь комплекс ванн для подготовительных операций и нанесения покрытий. Выпрямители, обслуживающие соответствующие ванны автоматических установок, следует размещать вблизи установок на расстоянии от них 200... 300 мм до фронта выпрямителя или его боковой стороны и 800...900 мм до его тыльной стороны.
Гальванические участки, оснащенные автоматическими установками, целесообразно размещать таким образом, чтобы вспомогательное комплектующее оборудование этих установок (теплообменники, фильтры, резервуары для слива и приготовления растворов и пр.) располагалось в подвальном помещении.
На рис. 35.13 показана примерная схема размещения автомата для металлопокрытий кареточного типа. Габаритные размеры автоматов показаны с учетом площадок для их обслуживания, оборудованных специальным настилом.
Таблица 35.10
Ориентировочные площади поверхности покрытия для грузового автомобиля средней грузоподъемности, дм2
Наименование изделия | Вид покрытия | ||||
Износостойкое хромирование | Железнение | Меднение | Никелирование | Цинкование | |
Полнокомплектный автомобиль | 3,0 | 6,0 | 2,7 | 6,0 | 15,0 |
Двигатель с сцеплением | 0,8 | 1,0 | 0,6 | — | — |
Коробка передач | 0,5 | 1,2 | 0,5 | — | — |
Задний мост | 0,7 | 1,8 | 0,7 | — | |
Передний мост | 0,8 | 1,6 | 0,5 | — | |
Рулевое управление | 0,1 | 0,2 | 0,2 | — | |
Карданный вал | 0,1 | 0,2 | 0,2 | — | — |
Межцеховой проезд
Рис. 35.14. Планировка гальванического участка авторемонтного завода с программой 8500 приведенных капитальных ремонтов автомобилей ГАЗ-53А в год:
1, 9, 12 — выпрямительные устройства; 2 — ванна для отслаивания; 3 — ванна с холодной водой для промывки деталей после всех процессов, кроме хромирования; 4 — ванна с теплой водой для промывки деталей после всех процессов, кроме хромирования; 5 — ванна для нейтрализации; 6 — стол для навешивания деталей; 7— ванна для анодного травления; 8 — стол для вневанного железнения деталей; 10 — ванна для электролитического обезжиривания; 11 — стеллаж для деталей; 13 — ванна для никелирования; 14 — ванна для кислого меднения; 15 — ванна с холодной водой для промывки деталей в процессе хромирования; 16 — ванна с теплой водой для промывки деталей в процессе хромирования; 17 — бак для отстоя электролита; 18 — кислотостойкий насос; 19 — конторский стол; 20 — раковина; 21 — ванна для снятия старого хромового покрытия; 22 — ванна для хромирования; 23 — ванна для улавливания электролита; полировочная: 24 — полировочный станок; 25 — стеллаж для деталей; 26 — стол для накатки полировальных кругов; 27 — сушильный шкаф
Таблица 35.11