Нормирование труда при бригадных формах организации
При выполнении судокорпусных и судомонтажных работ в цехе и на судне предусмотрена коллективная форма организации труда — выполнение работ комплексными бригадами, ориентируемыми на конечный результат, работающими по единому наряду и распределяющими общий заработок согласно коэффициенту трудового участия. В таких бригадах создаются условия для быстрого роста квалификации работников, они получают возможность совмещать профессии, осваивать новые (смежные). Рабочие, объединенные в комплексные бригады, в состоянии быстро привести в действие значительные резервы. Как показал опыт работы передовых бригад, рост производительности труда в них составил в среднем в год больший процент, чем рост производительности труда на участках с индивидуальной организацией.
Эффективность бригадной формы организации труда (БФОТ) в большой мере зависит от организации нормирования труда, перехода к более высокому уровню обоснованности и прогрессивности применяемых норм. Действующие в отрасли нормативы времени на судокорпусные и судомонтажные работы наряду с бригадной формой организации труда учитывают также и индивидуальную, поэтому они не в полной мере учитывают влияние, оказываемое БФОТ на сокращение затрат рабочего времени. Влияние бригадной организации труда на величину затрат, составляющих технически обоснованную норму времени, различно. Так, величина оперативного времени, включаемая в состав комплексной нормы времени на бригаду, при высокой напряженности индивидуальных норм, как правило, остается неизменной, и изменяется только в случае совершенствования технологического процесса и организации труда.
Время обслуживания рабочего места в условиях бригадной формы организации труда уменьшается вследствие улучшения обслуживания, взаимозаменяемости, совмещения профессий и перераспределения функций, расширения зон обслуживания и др. Эти особенности БФОТ не учитываются в действующих нормативах времени. Подготовительно-заключительное время в условиях БФОТ уменьшается в результате перераспределения функций между членами бригады, совмещения времени выполнения отдельных элементов подготовки к работе несколькими членами бригады одновременно, выполнения работ сквозной бригадой без передачи смены, сокращения времени потерь по организационно-техническим причинам и др.
Время на отдых и личные надобности также сокращается в условиях БФОТ благодаря взаимной подмене рабочих в период их отдыха. В табл. 89 представлено рекомендуемое снижение нормируемых затрат времени по видам судокорпусных и судомонтажных работ в результате внедрения бригадных форм организации труда на предприятиях.. На основании указанного рекомендуемого снижения трудовых затрат на предприятиях в зависимости от типа бригады, его численного и квалификационного состава; организации труда и обслуживания внутри бригады; совмещения профессий, взаимозаменяемости и составляющих, влияющих на эффект коллективного труда определяют численные значения соответствующих понижающих коэффициентов, на которые необходимо корректировать коллективную норму времени на бригаду
,
где ∆t — процент снижения трудовых затрат.
Коллективная норма на бригаду будет меньше суммы операционных (индивидуальных) норм по видам работ, выполняемых бригадой. Бригадную норму времени определяют как сумму норм времени на операции, выполняемые коллективом на единицу конечного результата деятельности бригады (деталь, комплект деталей, бригадокомплект и др.) с учетом снижения норм времени на процент, указанный в табл. 89 и называют комплексной, так как она характеризует трудовые затраты на комплекс взаимосвязанных работ:
где Тн.б — норма времени на бригадо-комплект или другую планово-учетную единицу, по которой планируется работа бригады, нормо-ч; 2 Тн. оп — сумма норм времени по отдельным операциям (комплексам операций), нормо-ч; Тн. оп1, Тн. оп2, . . ., Тн. оп n— норма времени на отдельную операцию (работу), определяемую по действующим нормативам времени; К1, К2, Кn — понижающие коэффициенты, на которые корректируются нормы времени на отдельные операции (работы), отражающие преимущества БФОТ.
Пример. Рассчитать коллективную норму времени на бригадо-комплект по выполнению работы комплексной бригадой слесарей-монтажников по установке и монтажу турбины высокого давления массой 15 000 кг с установкой клиньев под турбину, количеством 16 шт. Сверление 16 отверстий в фундаменте под турбину диаметром 30 мм, глубина отверстия 60 мм; центрирование турбины с редуктором; монтаж редуктора массой 5000 кг на 30 опорных амортизаторах со сверлением 30 отверстий диаметром 22 мм, глубина сверления 40 мм.
Решение. Норму времени на бригадо-комплект рассчитываем по формуле (49). Определяем нормы времени на отдельные работы по таблицам действующих нормативов.
Норма времени на сверление отверстий в фундаментах под турбину (см. табл. 70) при диаметре 30 мм и глубине 60 мм: время на одно отверстие 0,092 ч, а на 16 отверстий Тшк1=0,092·16= 1,41 ч; под редуктор при диаметре 22 мм и глубине 40 мм время на одно отверстие 0,066 ч, а на 30 отверстий Тшк2 = 0,066·30= 1,98 ч. Всего норма времени на сверление отверстий в фундаментах составит Тн. оп1=1,41+1,98=3,39 ч.
Норма времени на установку и монтаж турбины (см. табл. 71) массой 15 000 кг и при количестве клиньев под турбину 16 шт. равна Тн. оп2= 145,0 ч.
Норма времени на монтаж редуктора (см. табл. 72) массой 5000 кг, при количестве опорных амортизаторов 30 шт.— Тн. оп3= 73,5 ч.
Норма времени на центрирование турбины с редуктором (см. табл. 73) при массе турбины 15 000 кг — Тн. оп4= 32,7 ч.
Понижающий коэффициент, на который необходимо корректировать коллективную норму времени на бригаду, рассчитываем по формуле (48).
Процент снижения трудовых затрат определяем по табл. 89. На работы по монтажу главных механизмов величина снижения трудовых затрат составляет 12—25 %, принимаем ∆t =15%, тогда понижающий коэффициент к коллективной норме времени
К=1—(15/100)=0,85.
Норма времени на бригадо-комплект Тн7б=ΣТн.7оп= (3,39+145,0+73,5+32,7)×0,85=216,4ч.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ленин В. И. О производительности труда: Сб. М.: Госполитиздат, 1956. 152 с.
2. Материалы XXVII съезд КПСС. М.: Политиздат, 1986.
3. Гальцов А. Д. Нормирование и основы научной организации труда в машиностроении. М.: Машиностроение, 1967. 404 с.
4. Голота Г. Ф. Техническое нормирование в судостроении: Учебн. для судостроит. техникумов. Л.: Судостроение, 1975. 181 с.
5. Изучение затрат рабочего времени и разработка нормативных материалов по труду: Методические рекомендации. М.: НИИ труда, 1966. 253 с.
6. Методика разработки нормативов времени на сборочные работы в машиностроении. Изд. 3-е. М.: НИИ труда, 1966. 170 с.
7. Научная организация труда на рабочих местах: Опыт предприятий' Сред. Урала. М.: Профиздат, 1967. 254 с.
8. Нормирование труда в промышленности. М.: Экономика, 1982.
9. Нормирование труда рабочих в строительстве/Под ред. Е. Ф. Валовой. М.: Строй-издат, 1985. 440 с.
10. Опыт работы по улучшению нормирования труда: Материалы совещания и семинара. М.: НИИ труда, 1979. Вып. 3.
11. Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве/Науч.-исслед. ин-т труда. М.: НИИ труда, 1971.
12. Применение ЭВМ для расчета норм труда: Методические рекомендации/Под ред. А. С. Довбы, В. М. Рысса и Р. П. Миус-ковой. М.: НИИ труда, 1978. Вып. 1.
13. Развитие и совершенствование коллективных форм труда на современном этапе//Соц. труд. 1984. № 6. С. 7—72.
14. Силантьева Н. А. Математические методы в техническом нормировании труда. М.: Машиностроение, 1966. 132 с.
15. Справочник нормировщика-машиностроителя: В 4-х т. Т. 1. Основы технического нормирования/Под ред. А. Д. Гальцова. М.: Машгиз, 1959, 676 с.