Анализ внутренней ситуации
Для выявления сильных и слабых сторон обработки информации на предприятии требуется, не менее чем анализ окружения, детально проработанная констатация существующего внутреннего состояния предприятия. Сначала специфицируются все имеющиеся ИС и все задействованные к данному моменту ресурсы. Далее исследуются организационная структура в области обработки информации и ее функционирование. Анализом бюджета, затрат и производительности в информационных системах заканчивается фаза сбора данных по предприятию.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое информационное окружение?
2. Что означает организационная структура?
3. Что означает корпоративные информационные ресурсы?
4. Что понимают под технологической средой?
5. Что понимают под словом «технология»?
6. В чем отличие предметной технологии от функциональной информационной технологии?
7. Что подразумевается под «функциональной информационной технологией»?
8. В чем проявляется связь функциональной информационной технологии с бизнес-процессом?
9. Каковы приемы распределения функциональной информационной технологии между участниками бизнес-процесса?
10. Что такое АРМ и его назначение?
Семинарское занятие по теме « Функциональная информационная технология (ФИТ)»
Формирование ФИТ посредством синтеза обеспечивающей и предметной технологий на основе правил и ограничений. Пример наполнения инструментария данными по правилам, установленными конкретной предметной областью. Анализ взаимного влияния ПТ и ФИТ: ресурсы и правила Связь ФИТ с бизнес-процессом. Распределение ФИТ между участниками бизнес-процесса.
В рамках условий, которые касаются информационных технологий, планируемых в будущем к применению, должны быть определены принципиальные позиции в отношении каждой подлежащей применению по таким вопросам, как, например:
- политика ориентации на продукцию одного изготовителя или на смешанные (от разных изготовителей) технические и программные средства;
- собственные разработки в качестве основы развития или привлечение сторонних разработок. Далее требуется разработка подходящей технологической архитектуры, т.е. принятие решений по вопросам: выбора необходимых технических, программных, методических и организационных компонентов (вид, число, упорядочение, взаимодействие, затраты);
- распределения по предприятию (централизация/децентрализация) и объединения в сеть используемых на предприятии технических и программных средств. по таким вопросам, как, например:
- политика ориентации на продукцию одного изготовителя или на смешанные (от разных изготовителей) технические и программные средства;
- собственные разработки в качестве основы развития или привлечение сторонних разработок. Далее требуется разработка подходящей технологической архитектуры, т.е. принятие решений по вопросам: выбора необходимых технических, программных, методических и организационных компонентов (вид, число, упорядочение, взаимодействие, затраты);
- распределения по предприятию (централизация/децентрализация) и объединения в сеть используемых на предприятии технических и программных средств.
Первая стадия - это обследование предприятия и определение перечня бизнес-процессов, которые будут автоматизироваться в рамках первого этапа работ. Вместе с этим выявляются проблемы или узкие места, существующие в выделенных бизнес-процессах; анализируем их с точки зрения возможности устранения этих проблем путем внедрения информационной системы. Вторая стадия представляет собой собственно разработку, выделенных бизнес-процессов. Эта стадия - одна из самых сложных и трудоемких. Здесь от команды внедрения Заказчик ждет описания того, какими станут существующие бизнес-процессы при внедрении информационной системы. И, хотя система обладает соответствующим механизмом настройки, глубина этой настройки в известной мере ограничена. Поэтому необходимо четко определить, может ли каждый конкретный бизнес-процесс быть повторен в системе, что называется, "один к одному" (то есть аналогично существующей практике) и нужно ли это вообще. Если существовали проблемы в реализации данного бизнес-процесса на предприятии, то нужно решить - вносить ли в него изменения и если да, то какие и т.д. Таким образом, в ходе этой работы может возникнуть необходимость в изменениях самого бизнес-процесса, которые могут вылиться в проведение соответствующих организационных изменений на предприятия. Считается, что на предприятии должна быть создана собственная команда внедрения. Внешние консультанты приходят на предприятие на определенный период времени и затем неизбежно уходят, и наша задача - подготовить на предприятии команду, обучить ее тому, что мы сами умеем, чтобы следующий этап внедрения они могли провести уже собственными силами.
Семинарское занятие по теме «Подходы к организации работ по автоматизации управления на основе ИС»
Хаотичная, по участкам, по направлениям, полная и комплексная автоматизация. Конструкции ИС: лоскутная схема и схема ядро-оболочка.
Создание и внедрение на предприятии АСУП приводит к тому, что информационным процессам, их организации, проектированию, подготовке и выполнению менеджментом предприятия уделяется такое же внимание, как и экономическим. В структуре предприятия возникает специализированное подразделение — управление вычислительной сети и информационных технологий (название условное). Это подразделение ответственно за упорядочение, регламентацию, непосредственное выполнение и автоматизацию информационных процессов предприятия. Управление этим подразделением и руководство группой его сотрудников составляет предмет деятельности менеджмента информационной системы предприятия.
Современные компьютеры, вычислительные сети и средства коммуникации составляют материальную (техническую) основу новых информационных технологий. Новая информационная технология предполагает интенсивное развитие всех трех видов коммуникаций: между людьми; между компьютерами и между человеком и компьютером. Первые два вида коммуникаций реализуются, в основном, в рамках развития технических средств. Развитие коммуникаций между человеком и компьютером связано с повышением уровня интеллектуальности диалога «человек — ЭВМ».
В середине 80-х годов в фирме Du Pont был формализован подход к разработке информационных систем, основанный на последовательном выпуске прототипов системы, жестких ограничениях по времени и вовлечении в работу конечных пользователей системы. После публикации в 1991 году книги Дж. Мартина "Rapid Application Development" ("быстрая разработка приложений") этот подход получил широкую известность как RAD-технология.
Пользователи активно участвуют в разработке системы от начала обследования предметной области до внедрения. Не нужно полного определения требований к системе (ее спецификаций), детали можно добавлять в ходе разработки. Это сокращает длительность анализа и дает некоторую свободу в определении требований низкого уровня в ходе построения прототипов системы и их обсуждения с конечными пользователями. В условиях жестких временных ограничений менее приоритетные требования могут быть опущены. Система разрабатывается небольшой командой из 4-6 человек, включая 1-2 пользователей. Во время проектирования состав команды практически не меняется, благодаря чему сводится к минимуму объем промежуточной документации. Разработка ведется итерациями. Основную роль играет правило 80/20, которое гласит, что 80% работы может быть выполнено за 20% времени, затрачиваемого на всю работу. Это означает, что нет смысла заниматься тонкой настройкой системы, когда еще не определены до конца основные требования к ней. Каждый шаг должен быть закончен настолько, насколько это необходимо для выполнения следующего этапа. Тестирование проводится постепенно на протяжении всего жизненного цикла системы. Большие приложения разбиваются на более мелкие функциональные компоненты, для которых четко определяется группа пользователей. При наличии нескольких команд возможна параллельная разработка системы. В этом случае проводится более тщательный анализ прикладной области. Сильная сторона подхода RAD состоит в том, что он позволяет непосредственно в ходе разработки быстро выявлять и уточнять, а затем реализовывать необходимый набор функциональных возможностей и в результате получать систему, действительно удовлетворяющую требованиям заказчика на момент ее внедрения.
RAD-методология, суть которой "технология + инструментальные средства", является основной характеристикой системы СПРУТ как новой информационной технологии САПР. Она отличается тем, что знания заказчика о методах проектирования автоматически превращаются в рабочий проект системы. В большинстве случаев к созданию даже больших систем практически не привлекаются программисты. Преимущества новой технологии заключаются в следующем:
- сокращается длительность цикла разработки в 10-15 раз;
- полностью удовлетворяются требования по каждому рабочему месту;
- программные средства характеризуются высоким качеством и достигают высокой степени унификации и интеграции.
Вывод: сегодня перед специалистами и руководителями машиностроительных предприятий стоит проблема не выбора и приобретения программных продуктов и услуг, а проблема выбора концепции или философии автоматизации, т.к. жизнь выставила новые стратегические ориентиры в организации функционирования производственной среды предприятий:
- гибкое управление и планирование всех этапов создания изделий в виде сопараллельного (concurrent) их выполнения на базе единого информационного пространства предприятия;
- формирование, накопление и рациональное использование интеллектуальных ресурсов предприятия;
- поэтапная комплексная автоматизация производственных (интеллектуальных и материальных) и управленческих процессов на базе новых информационных технологий (методов и средств искусственного интеллекта, метаинструментальных средств и др.).
Исходя из этого основные требования, предъявляемые к современным системам автоматизации предприятий, можно сформулировать так:
- высокая информационная и организационная интеграция подсистем проектирования - управления;
- узкая специализация этих подсистем (изделий, деталей, технологии их изготовления, управления технологическими и производственными процессами и т.д.) на каждом рабочем месте;
- параллельное конструкторско-технологическое проектирование, при котором одновременно с созданием конструкторской модели производится подготовка информации и частично формируется модель технологического процесса;
- использование единой информационной модели объекта проектирования, построенной на основе функционально - логических связей между характеристиками и параметрами объектов на всех стадиях, что позволяет сократить затраты времени на коррекцию полученных решений в процессе отработки изделия и создания его модификаций.
В любом случае, на каждом конкретном производстве придется принимать как минимум три возможных решения:
Начать автоматизацию, последовательно приобретая локальные специализированные и универсальные средства. Например: графические редакторы, базы данных, системы проектирования техпроцессов и т.п., с надеждой впоследствии объединить их в единую проектирующую среду.
Здесь ожидает:
- низкий уровень автоматизации непосредственно проектной деятельности: компьютер используется как средство получения результатов проектирования (чертежей, спецификаций, техпроцессов и т.д.), а не как средство проектирования, что оставляет методологию проектирования такой же, какой она была при использовании чертежной доски;
- сложность (а скорее невозможность) информационной интеграции локальных специализированных и универсальных средств. Из одной подсистемы в другую передаются данные, а не связи между ними, что ставит под сомнение возможность реализации итерационного многовариантного проектирования;
- невозможность работы с информационной моделью создаваемого объекта на различных этапах (максимум - обмен файлами между подсистемами);
- необходимость попеременного входа и выхода в каждую из локальных подсистем и отсюда относительно низкая производительность;
Попытаться определить весь комплекс задач, который необходимо решить и приобрести универсальную интегрированную проектирующую среду.
При высоких затратах приобретается достаточно мощное средство, при использовании которого встретятся следующие проблемы:
- алгоритмы и информационное обеспечение не будут соответствовать логике проектирования, к которой привыкли специалисты предприятия;
- большая избыточность функциональных возможностей - это не только излишние затраты, но и сложность освоения специалистами проектирующей среды, а также специальные требования к техническим средствам по объему памяти, быстродействию и т.д.;
- как бы тщательно не велся изначальный анализ, рано или поздно какие-то задачи окажутся не решаемыми, а попытки внести изменения или дополнения в алгоритмическое обеспечение окажутся напрасными, так как, обычно, такие средства закрыты для пользователя;
- неизбежно возникнут сложности с внедрением и сопровождением, особенно с методическим, т.к. отечественные фирмы - дилеры, как правило, не имеют возможности содержать команду экспертов по вопросам автоматизации. Наиболее предпочтителен третий путь - найти стратегического партнера-фирму, специализирующегося на разработках комплексных систем проектирования на основе современной RAD-методологии, совместно разработать детальное техническое задание, сделать технически - рабочий проект системы, и поэтапно его реализовывать, сообразуясь с первоочередными задачами и финансовыми возможностями.
Семинарское занятие по теме « Классификация ИС и тенденция их развития»
Типы предприятий. Виды предприятий: MRP; MRPH; ERP; APS; системы электронной коммерции (e-CS). MIS, DSS, IPSS, СФР.
Автоматизация предприятия – процесс, позволяющий наладить управление предприятием, сократив временные и материальные ресурсы, по оценке специалистов, на 20 – 30 процентов. Автоматизация управления предприятиемначинается, когда существующее положение дел на предприятии требует выработки шагов по повышению эффективности работы предприятия. Системы управления предприятием (АСУ) становятся частью жизни человека на работе; если 15 лет назад все это еще казалось предсказаниями фантастов, то сейчас комплексная автоматизация предприятий развивается полным ходом, впрочем, как и рынок корпоративных информационных систем (КИС).
Для автоматизации больших производственных предприятий применяется обычно системы класса ERP, для предприятий поменьше, автоматизация предприятий торговли, предприятий питанияприменяются системы менее громоздкие, класса CRM.Такими примерами могут служить внедрение систем MS Axapta на Магнитогорском Металлургическом Комбинате или внедрение Oracle E – Business Suite в органах Федерального Казначейства Российской Федерации. Примеры автоматизации мелких предприятий можно подобрать множество. У некоторых предприятий степень автоматизации производственного процесса ограничивается только приобретением 1С: Бухгалтерией.