Организационная структура управления проектом. Элементы структуры, уровни, звенья функции.

Под организационной структурой управления понимается совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений), участвующих в управленческой деятельности, и связей между ними.

Связи между должностями и структурными подразделениями могут быть либо вертикальными (обеспечивающие административные процесс принятия и реализации решений), либо горизонтальными (обеспечивающими процессы выполнения работ). При этом выделять горизонтальные и вертикальные связи и процессы можно только на низшем уровне декомпозиции , деятельности по проекту, близком к отдельным операциям, а на среднем и высшем уровне вся деятельность по управлению проектом складывается из диагональных процессов и связей.

Задачи проектирования организационной структуры управления тесно связаны с задачами проектирования системы коммуникаций, с технологическим и финансовым решениям по проекту, а также с формированием организационной культуры, определяющей общие контуры неформальных связей между сотрудниками.

Организационная структура управления проектом является управляющей моделью в рамках подсистемы управления персоналом проекта, т.к. определяет состав человеческих ресурсов, необходимых для успешной реализации проекта, а также систему взаимодействия между ними.

Выделяют следующие принципиальные организационные формы:

· функциональная структура, предполагающая использование существующей функциональной иерархической структуры организации. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ;

· дивизиональная форма организации управления (разновидность функциональной структуры, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признакам;

· проектная структура. Данный подход предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации;

· матричная структура. Промежуточная форма, объединяющая преимущества проектной и функциональной структур управления. Могут быть выделены три разновидности матричной структуры организации: cлабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; cбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта.

Участники проекта - основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла.

Главный участник - Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком может быть как одна единственная организация, так и несколько организаций, объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.

Не менее важная роль принадлежит Инвестору - стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это - одно лицо с Заказчиком. Если Инвестор и Заказчик - не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, обобщенно называемые Проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным Проектировщиком (Генпроектировщиком).

Материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки) обеспечивают организации - поставщики, которые можно объединить под названием Поставщик (или Генеральный Поставщик).

Подрядчик (Генеральный Подрядчик, Субподрядчик) - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

Этим исчерпывается круг привычных для отечественного специалиста участников проекта. В последние годы реалии рыночной экономики и методы Управления Проектами заставили дополнить состав участников проекта новыми лицами.

В первую очередь, это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации. Их обобщенно называют Консультантом.

Следует упомянуть еще о Лицензиаре - юридическом или физическом лице - обладателе лицензий и "ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.

Особое место в осуществлении проекта занимает Руководитель Проекта (в принятой на Западе терминологии - Проект-менеджер или Менеджер проекта). Это - юридическое лицо, которому заказчик (инвестор или другой участник проекта) делегируют полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Под руководством Руководителя (менеджера) Проекта работает Команда Проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Роль и обязанности менеджера и команды проекта детально рассмотрены в главе 20.

Завершая рассмотрение функций основных участников проекта, отметим важнейшую роль Банка - одного из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств.

Во главе организационной структуры управления проектами должен находиться единый полномочный орган. Этот орган должен принимать основные решения по проектам компании, таким как:

· выделение бюджета под проекты;

· назначение менеджеров проектов;

· утверждение планов проектов;

· увеличение бюджета и/или сроков реализации проектов.

Таким органом может быть проектный комитет, в состав которого входят вице-президенты, что обеспечивет исполнение его решений всеми сотрудниками компании. Обязательными элементами СУП должны были стать менеджер проекта и команда проекта. Менеджер проекта управляет проектом в рамках установленных проектным комитетом ограничений: бюджет и срок реализации, для чего он наделяется соответствующими полномочиями. Команда проекта выполняет работы по проекту в соответствии с планом и заданиями менеджера проекта. Одним из основных элементов организационной структуры управления проектами является центр управления проектами — подразделение компании, в штате которого состоят менеджеры проектов, в чьи обязанности входит именно управление проектами.

Наши рекомендации