Тема 13. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ
13.1. Понятие транспорта и его виды
13.2. Планирование и организация перевозок товаров
13.3. Показатели эффективности использования транспортных средств
13.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание.
Понятие транспорта и его виды
Транспорт играет чрезвычайно важную роль в экономике каждой страны, являясь связующим звеном в сложнейшей цепи хозяйственных связей. Взаимодействуя с оптовой и розничной торговлей, он оказывает существенное влияние на их развитие и эффективность деятельности.
Доставляя товары из мест производства в места потребления, транспорт содействует развитию межрайонных товарных связей, что обеспечивает более правильное формирование ассортимента и лучшее удовлетворение спроса населения.
От работы транспорта зависит своевременное и ритмичное товароснабжение предприятий торговли, что в свою очередь способствует бесперебойной торговле и равномерному выполнению планов товарооборота.
Четкая организация работы транспорта оказывает влияние на улучшение работы торговых предприятий, совершенствование торгово-технологических процессов, скорость оборачиваемости товаров, объем и структуру товарных запасов и в конечном итоге на уровень и структуру издержек обращения.
Перевозка товаров народного потребления может осуществляться железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом.
Основными видами транспорта, используемыми в торговле, является железнодорожный и автомобильный.
Каждый из видов транспорта имеет свои особенности, которые определяют сферу его применения. При выборе транспортных средств для перевозки необходимо учитывать себестоимость перевозки, скорость доставки, регулярность, сохранность грузов и т.п.
Особенности железнодорожного транспорта:
низкая себестоимость перевозок, особенно на расстоянии свыше 200 км;
независимость от климатических условий;
широкие возможности механизации погрузочно-разгрузочных работ;
перевозка любых товаров, независимо от их упаковки.
Особенности автомобильного транспорта:
возможность доставки грузов в любой населенный пункт;
обеспечивает хорошую сохранность товаров;
низкая себестоимость перевозки на короткие расстояния.
Морской транспорт характеризуется:
самой низкой себестоимостью перевозки грузов;
обеспечивает хорошую мобильность, т.е. может быстро менять маршруты;
неограниченной пропускной способностью морских путей.
Речной транспорт отличается:
высокой провозной способностью по рекам;
низкой себестоимостью перевозок;
сезонностью перевозок.
Воздушный транспорт характеризуется:
высокой скоростью перевозки;
сокращением путей транспортировки;
хорошей сохранностью, особенно скоропортящихся грузом;
зависимостью от климатических условий;
самой высокой стоимостью перевозок.
Гужевой транспорт используется в потребкооперации при перевозках небольших партий товаров и тары на небольшие рас стояния.
Планирование и организация перевозок товаров
Общее руководство системой транспорта в нашей стране осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по авиации и Белорусская железная дорога.
В основе планирования перевозок грузов лежит расчет общего объема перевозимых грузов, который определяется грузоотправителями с учетом вида груза, его количества, расстояния перевозки и других факторов.
Основной показатель плана перевозок — общий объем перевозимых грузов. Расчет его производится по видам грузов в такой последовательности:
определяется объем грузооборота путем деления общего объема товарооборота на среднюю стоимость 1 т груза;
рассчитывается физический объем перевозок, который равен грузообороту, умноженному на коэффициент массы тары;
определяется транспортный объем перевозок, для чего физический объем перевозок умножается на коэффициент повторности перевозок;
рассчитывается грузооборот в тонно-километрах путем умножения транспортного объема перевозок на среднее расстояние перевозки 1 т груза;
общий объем перевозок грузов распределяется по видам транспорта с учетом эффективности использования транспортных средств;
определяется потребность в транспортных средствах, для чего общий объем перевозок по видам транспорта делится на грузоподъемность транспортного средства и коэффициент ее использования.
После выполнения соответствующих расчетов грузоотправители составляют заявки на потребность в транспортных средствах, которые служат основой для заключения договоров на перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание.
Организация перевозок железнодорожным транспортом. Основными документами, регламентирующими порядок перевозки грузов железнодорожным транспортом является Устав железных дорог.
Грузы могут перевозиться в следующих сообщениях:
местном (между станциями одной дороги);
прямом (между станциями двух и более дорог);
прямом смешанном (железнодорожно-водном, железнодорожно-автомобильном);
прямом международном железнодорожном (перевозки только по железной дороге разных стран);
прямом международном смешанном (выполняются разными видами транспорта нескольких стран).
Под отправкой понимается определенное количество грузов, предъявляемых к перевозке по одной накладной.
Виды отправок:
повагонная (для перевозки предоставляется отдельный вагон);
мелкая (партия груза до 10 т и вместимость до 1/3 вагона);
малотоннажная (масса 10— 20 т и вместимость до 1/2 вагона);
сборная (состоит из грузов разных наименований, перевозимых по одной накладной);
маршрутная (перевозка грузов целыми составительскими поездами).
Перевозки могут осуществляться:
грузовой скоростью (для основной массы непродовольственных и некоторых продовольственных товаров);
большой скоростью (главным образом для скоропортящихся продовольственных товаров в изотермических вагонах);
пассажирской скоростью (для особо ценных грузов).
В зависимости от состояния упаковки, способа погрузки и транспортировки грузы подразделяются на:
штучные (принимаются к перевозке по количеству единиц — машины, оборудование и т.п.);
тарно-упаковочные (грузы в ящиках, мешках, бочках и т.п.);
навалочные (грузы без тары — уголь, брикет и т.п.);
насыпные (грузы без тары в крытых вагонах — зерно, мука, химические товары и т.п.);
наливные (грузы в цистернах — масло, кислоты, нефтепродукты).
Основной документ при перевозке — накладная, которая заполняется отправителем и следует вместе с грузом до вручения его покупателю. Кроме накладной, заполняются дорожная ведомость, квитанция и корешок.
Дорожная ведомость, в которой, кроме данных накладной, указаны срок доставки и особенности перевозки груза, остается на станции назначения.
Грузовая квитанция дорожной ведомости выдается грузоотправителю, который вместе со счетом на оплату отправляет ее получателю груза.
Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления для учета отправки.
Тарно-упаковочные и штучные грузы должны иметь отправительскую маркировку, в которой содержатся знаки отправителя, станции отправления и назначения и наименование грузополучателя.
Организация перевозок автомобильным транспортом. Для перевозки грузов торговые предприятия используют собственный автомобильный транспорт, транспорт общего пользования либо принадлежащий предприятиям с коллективной или частной собственностью.
Порядок перевозки товаров определяется Уставом автомобильного транспорта, на основании которого в республике разработаны и введены в действие Правила планирования перевозки грузов, Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, Правила перевозок отдельных грузов и др.
В соответствии с этими документами перевозки товаров авто мобильным транспортом осуществляются на основе заявки,которая разрабатывается грузоотправителем и представляется автотранспортному предприятию или частному перевозчику за 48 часов до начала перевозки. В заявке указывается объем перевозки, вид груза, наименование грузополучателя, расстояние перевозки и др.
Грузовые автомобильные перевозки классифицируются по следующим признакам:
по принадлежности транспортных средств: перевозки транспортом общего пользования, ведомственным транспортом и транспортом предпринимательских структур;
по территориальному признаку перевозки могут быть технологические (внутрихозяйственные), городские, пригородные (до 50 км), междугородние (более_50_км на территории Республики Беларусь и стран СНГ), международные (страны Прибалтики и дальнего зарубежья);
по виду сообщения различают перевозки в прямом автомобильном и прямом смешанном (автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном и т.п.) транспорте;
по организационному признаку перевозки делятся на централизованные и децентрализованные (самовывоз);
по времени перевозки - постоянные, сезонные и разовые; по виду перевозимых грузов — тарные, бестарные, в таре-оборудовании, навалочные, наливные, скоропортящиеся и т.п.;
по размеру партии товара - массовые грузы, партионные (до 20 т) мелкопартионные (до 2 т);
по оплате перевозки могут осуществляться по сдельным, повременным, покилометровым тарифам или по договорным ценам.
Основными перевозочными документами на автомобильном транспорте являются товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1) и путевой лист шофера.
Перевозка грузов в контейнерах и пакетах. Грузовой контейнер представляет собой разновидность многооборотной тары стандартного размера, объем которой не менее 1 м3.
По конструкции различают контейнеры цельные (закрытые и открытые), решетчатые, разборные и складные.
По назначению — универсальные, принадлежащие транспортным предприятиям, и специализированные, принадлежащие грузоотправителям или грузополучателям. Они применяются для перевозки определенных грузов.
По грузоподъемности универсальные контейнеры бывают:
малотоннажные (0,625 и 1,25 т);
среднетоннажные (2,5; 3; 5 т);
крупнотоннажные (10, 20,30, 40, 60 т).
Универсальные контейнеры подразделяются на два типа: унифицированные и неунифицированные. Унифицированные на основе модуля 800 х 1200 мм контейнеры могут применяться на всех видах транспорта в любом сообщении: прямом, смешанном, международном.
Специализированные контейнеры бывают групповые и индивидуальные. Групповые применяются для перевозки товаров,
близких по потребительским свойствам, индивидуальные — для товаров со специфическими свойствами.
Специализированные контейнеры применяются для перевозки сыпучих, наливных, опасных и других грузов.
Контрейлеры — большегрузные контейнеры для перевозки грузов на морских судах и в международном сообщении.
Эффективность контейнерных перевозок определяется:
значительным повышением производительности труда на погрузочно-разгрузочных и складских операциях;
ускорением доставки грузов;
снижением затрат на тару и упаковку;
уменьшением потребности в складах и вагонах;
улучшением использования транспортных средств;
обеспечением сохранности товаров и т.п.
Контейнерные перевозки планируются на основе заявок грузоотправителей и являются составной частью плана железнодорожных перевозок. Перевозки грузов в контейнерах осуществляются на основе договора между грузоотправителем и транспортным предприятием.
Пакетные перевозки. Пакетирование, как и контейнеризация, представляет собой укрупнение грузовых мест с помощью различных технических средств. Эти средства могут быть многоразового и одноразового пользования и принадлежать транспортным предприятиям, отправителям и получателям товаров. Средства разового использования обеспечивает всегда отправитель.
В Правилах перевозок предусмотрено, что укрупненное грузовое место или пакет должно обеспечивать:
возможность механизации погрузки (разгрузки);
целостность пакета;
сохранность грузов;
максимальное использование транспортных средств;
безопасность грузовых работ.
Пакеты принимают к перевозке на складах отправителя или железной дороги. Массу пакета указывает грузоотправитель. В сопроводительных документах отмечается количество пакетов, их масса брутто, тип пакетов. Пакеты выдаются получателям только по наружному осмотру, если нет повреждений пакета.
Пакеты могут перевозиться мелкими, повагонными и малотоннажными отправками между станциями железной дороги, открытыми для пакетных перевозок.
Перевозка грузов в пакетах, как и в контейнерах, характеризуется высокой экономической эффективностью, которая достигается за счет более эффективного использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств, складских площадей, снижения расходов на крепежные приспособления, резкого снижения расходов на погрузочно-разгрузочные работы и т.п.