Хранение товаров в магазине

После приемки товары направляются в места хранения.

Хранение товаров— составная часть торгово-технологического процесса, целью которого является:

доведение товаров до покупателей с сохранением их качества и с минимальными потерями;

повышение эффективности торгово-технологического про­цесса;

эффективное использование площадей для хранения и экспо­зиционных площадей магазина;

создание наиболее благоприятных условий для торгового персонала.

В магазинах хранение товаров должно быть организовано с учетом товарного соседства, санитарных правил, норм склади­рования и противопожарной безопасности.

Для сохранения количества и качества товаров должны быть проведены организационно-технические и санитарно-ги­гиенические мероприятия.

Организационные мероприятиявключают определение частоты и размера партии завоза товаров, составление техноло­гических карт размещения товаров, обеспечение охраны товар­но-материальных ценностей и т.п.

Технические мероприятиязаключаются в выборе соответ­ствующих видов и типов оборудования для хранения, обеспече­нии режимов хранения и контроля за ними.

Санитарно-гигиеническиемероприятияпредполагают ор­ганизацию санитарного надзора и контроля за хранением.

Процесс хранения включает следующие операции:

размещение товаров на хранение;

укладку в местах хранения;

создание соответствующих режимов хранения;

наблюдение и поддержание условий хранения.

Размещение товаров на хранение предполагает их группиров­ку по режимам хранения с учетом их потребительских свойств. Товары одинаковые или близкие между собой по режиму хране­ния размещаются по ассортиментному признаку рядом (мука — крупа, ткани — белье и т.п.), но с соблюдением товарного сосед­ства. Несовместимо хранение товаров с резкими запахами (ры­ба, парфюмерия и т.д.), с различной степенью гигроскопичнос­ти (соль, сахар, мука и т.д.).

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать его длительность, сроки пос­тупления и подачи товаров в торговый зал. В глубине помеще­ний хранят товары с замедленной оборачиваемостью, вблизи — товары громоздкие или быстрой реализации.

Товары хранят в затаренном или распакованном виде шта­бельным или стеллажным способами укладки, навалом или в подвешенном состоянии.

Штабельная укладка применяется чаще в продовольствен­ных магазинах при поступлении товаров в мешках, ящиках, бочках. Различают укладку:

прямую, когда верхний ящик укладывается на нижний;

обратную, когда штабель имеет вид клеток;

перекрестную — верхний ряд грузов укладывается поперек нижнего.

При стеллажной укладке распакованные товары или в мяг­кой упаковке укладываются на стеллажи рядами или стопками.

Навалом хранят отдельные виды продукции (цемент и т.п.).

В подвешенном состоянии хранят одежду, туши мяса и др.

Создание соответствующих режимов хранения заключается в поддержании необходимой температуры, влажности, осве­щенности и санитарно-гигиенических условий, соблюдении сро­ков хранения.

Потери, возникающие в процессе хранения товаров, делятся на естественную убыль и актируемые.

Естественная убыльзависит от физико-механических, хи­мических свойств товаров (усушки, раструски, утечки, разлива и т.п.).

Нормы естественной убыли устанавливаются Министер­ством торговли республики и дифференцируются по отдельным товарам в зависимости от времени года. Они устанавливаются в процентах к розничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров в магазине (предельный их уровень — 0,4 %).

Списание естественной убыли проводится только по факти­ческим потерям, но не выше норм, после инвентаризации товар­но-материальных ценностей.

К нормируемым потерям относятся также отходы, возника­ющие в процессе подготовки товаров к продаже (шпагат, кожа, кости, зачистка масла и т.п.). Они бывают ликвидные и нелик­видные.

Ликвидные отходы. — это головы, наросты рыбных изделий, кости окороков и т.п.

Неликвидные — снимаемый шпагат колбасных изделий, плавники и др.

На эти отходы устанавливаются специальные нормы.

Актируемые потеривозникают в случаях нарушений режи­мов хранения, небрежного хранения. Они бывают нормируемые (бой при транспортировке товаров в стеклопосуде, фарфор, фа­янс, хрусталь и т.д.). Эти потери актируются и списываются по специальным нормам и включаются в издержки обращения; ненормируемые — актируются и списываются за счет виновных материально ответственных лиц.

Наши рекомендации