Хранение товаров в магазине
После приемки товары направляются в места хранения.
Хранение товаров— составная часть торгово-технологического процесса, целью которого является:
доведение товаров до покупателей с сохранением их качества и с минимальными потерями;
повышение эффективности торгово-технологического процесса;
эффективное использование площадей для хранения и экспозиционных площадей магазина;
создание наиболее благоприятных условий для торгового персонала.
В магазинах хранение товаров должно быть организовано с учетом товарного соседства, санитарных правил, норм складирования и противопожарной безопасности.
Для сохранения количества и качества товаров должны быть проведены организационно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия.
Организационные мероприятиявключают определение частоты и размера партии завоза товаров, составление технологических карт размещения товаров, обеспечение охраны товарно-материальных ценностей и т.п.
Технические мероприятиязаключаются в выборе соответствующих видов и типов оборудования для хранения, обеспечении режимов хранения и контроля за ними.
Санитарно-гигиеническиемероприятияпредполагают организацию санитарного надзора и контроля за хранением.
Процесс хранения включает следующие операции:
размещение товаров на хранение;
укладку в местах хранения;
создание соответствующих режимов хранения;
наблюдение и поддержание условий хранения.
Размещение товаров на хранение предполагает их группировку по режимам хранения с учетом их потребительских свойств. Товары одинаковые или близкие между собой по режиму хранения размещаются по ассортиментному признаку рядом (мука — крупа, ткани — белье и т.п.), но с соблюдением товарного соседства. Несовместимо хранение товаров с резкими запахами (рыба, парфюмерия и т.д.), с различной степенью гигроскопичности (соль, сахар, мука и т.д.).
Размещая товары на хранение, необходимо учитывать его длительность, сроки поступления и подачи товаров в торговый зал. В глубине помещений хранят товары с замедленной оборачиваемостью, вблизи — товары громоздкие или быстрой реализации.
Товары хранят в затаренном или распакованном виде штабельным или стеллажным способами укладки, навалом или в подвешенном состоянии.
Штабельная укладка применяется чаще в продовольственных магазинах при поступлении товаров в мешках, ящиках, бочках. Различают укладку:
прямую, когда верхний ящик укладывается на нижний;
обратную, когда штабель имеет вид клеток;
перекрестную — верхний ряд грузов укладывается поперек нижнего.
При стеллажной укладке распакованные товары или в мягкой упаковке укладываются на стеллажи рядами или стопками.
Навалом хранят отдельные виды продукции (цемент и т.п.).
В подвешенном состоянии хранят одежду, туши мяса и др.
Создание соответствующих режимов хранения заключается в поддержании необходимой температуры, влажности, освещенности и санитарно-гигиенических условий, соблюдении сроков хранения.
Потери, возникающие в процессе хранения товаров, делятся на естественную убыль и актируемые.
Естественная убыльзависит от физико-механических, химических свойств товаров (усушки, раструски, утечки, разлива и т.п.).
Нормы естественной убыли устанавливаются Министерством торговли республики и дифференцируются по отдельным товарам в зависимости от времени года. Они устанавливаются в процентах к розничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров в магазине (предельный их уровень — 0,4 %).
Списание естественной убыли проводится только по фактическим потерям, но не выше норм, после инвентаризации товарно-материальных ценностей.
К нормируемым потерям относятся также отходы, возникающие в процессе подготовки товаров к продаже (шпагат, кожа, кости, зачистка масла и т.п.). Они бывают ликвидные и неликвидные.
Ликвидные отходы. — это головы, наросты рыбных изделий, кости окороков и т.п.
Неликвидные — снимаемый шпагат колбасных изделий, плавники и др.
На эти отходы устанавливаются специальные нормы.
Актируемые потеривозникают в случаях нарушений режимов хранения, небрежного хранения. Они бывают нормируемые (бой при транспортировке товаров в стеклопосуде, фарфор, фаянс, хрусталь и т.д.). Эти потери актируются и списываются по специальным нормам и включаются в издержки обращения; ненормируемые — актируются и списываются за счет виновных материально ответственных лиц.