Сущность и подходы к определению результативности деятельности таможенных органов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика таможенного дела»

на тему «Система показателей результативности деятельности таможенных органов»

Выполнил:

ФИО обучающегося Соловьева Ольга Сергеевна

Форма обучения очная

Факультет экономический

Курс 3 Группа Эб01/1502

Проверил:

ФИО Павлова Алла Викторовна

Оценка

Подпись

«___» _________________ 2017г.

Люберцы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы определения результативности деятельности таможенных органов…..……….………………………………5

1.1. Сущность и подходы к определению результативности деятельности таможенных органов…………………………………….5

1.2. Характеристика системы показателей результативности деятельности таможенных органов ….………………………….……10

Глава 2. Анализ результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни………..………………………….15

2.1.Основные показатели деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни………………..………………….15

2.2. Анализ показателей результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни…………..……18

Глава 3. Рекомендации по повышению результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни…….………….28

3.1. Определение проблем и направлений повышения результативности деятельности Кронштадтского поста Балтийской таможни………………………………………………………………………..28

3.2. Модернизация применяемых информационных технологий в целях повышения результативности деятельности Кронштадсткого таможенного поста Балтийской таможни…………………………………...32

Заключение………………………………………………………………….…38

Список использованных источников………………………………………...41

ВВЕДЕНИЕ

Активное вовлечение России в мирохозяственные связи посредством механизма глобализации обуславливает необходимость перманентной оценки результативности функционирования таможенной системы в качестве неотъемлемого регулятора межстрановых товарных потоков и, как следствие, разработки соответсвующих методик.

Многообразие разработанных подходов к оценке результативности деятельности таможенного органа обусловлено абстрактно-отвлеченным характером понятия «эффективность деятельности таможенных органов», под которым в данной работе подразумевается комплексная характеристика таможенного дела, выраженная в отношении полученных в процессе функционирования результатов к понесенным затратам.

Развитие перспективных информационных таможенных технологий является одним из основных направлений повышения результативности деятельности ФТС России.

Информационные технологии являются неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Их использование повышает качество таможенного контроля, максимально упрощает и ускоряет процесс декларирования товаров, способствует улучшению инвестиционного климата на территории государства, создает благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным.

Цель исследования – анализ системы показателей результативности деятельности таможенных органов.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

– рассмотреть теоретические основы определения результативности деятельности таможенных органов,

– провести анализ результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни,

–разработать рекомендации по повышению результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни.

Объект исследования – Кронштадтский таможенный пост Балтийской таможни.

Предмет исследования – деятельность таможенных органов.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применительно к таможенным органам результативность (эффективность) деятельности -это соотношение достигнутых результатов в основных сферах деятельности (обеспечение уплаты таможенных платежей, выявление правонарушений и т.п.) к максимально возможным результатам деятельности при имеющихся ресурсах.

В основе системы показателей результативности таможенной деятельности лежат следующие международные стандарты:

- унификация и стандартизация таможенных процедур и таможенной документации;

- прозрачность и однозначность таможенных правил;

- наличие современных технических средств таможенного контроля, связи и другого оборудования;

- гигиена и безопасность рабочих мест инспекторского состава;

- удельный вес личных контактов персонала таможенных органов с участниками ВЭД в процессе таможенного оформления и таможенного контроля объектов внешней торговли;

- продолжительность процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

Успешность и результативность деятельности таможенных органов связана с совершенствованием информационных технологий, внедрением новых средств и методов работы с информацией.

Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач поставлены следующие:

-упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;

-использование системы управления рисками;

-ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

-оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами.

Новые решения в области ИТ должны обеспечить следующие преимущества к 2020 г.:

1) возможность взаимодействия таможенных органов и других ведомств, участвующих в приграничном управлении, что позволит им работать в режиме «единого окна»;

2) полностью открытую, беспроводную и мобильную операционную среду; решения для структурированных и неструктурированных данных.

Необходима эволюция трех главных элементов ИТ:

1) сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения;

2) идентификационное управление;

3) управление рисками, которые должны будут определить, как технологические решения будут функционировать в 2020 г.

Информационные технологии, несомненно, повышают возможность взаимодействия таможенных органов с другими фискальными, правоохранительными и контролирующими органами. Их совместная деятельность упростит и ускорит совершение таможенных операций на таможенной границе. Этому также будет способствовать принятие таможней на вооружение общемировых стандартов для получения и контроля данных по сделкам, а также всестороннего использования сервис-ориентированной архитектуры программного обеспечения и применения новых моделей управления информационными технологиями. Сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения создает основу ИТ для интеграции бизнес-процессов, регулируемых многочисленными системами.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика таможенного дела»

на тему «Система показателей результативности деятельности таможенных органов»

Выполнил:

ФИО обучающегося Соловьева Ольга Сергеевна

Форма обучения очная

Факультет экономический

Курс 3 Группа Эб01/1502

Проверил:

ФИО Павлова Алла Викторовна

Оценка

Подпись

«___» _________________ 2017г.

Люберцы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы определения результативности деятельности таможенных органов…..……….………………………………5

1.1. Сущность и подходы к определению результативности деятельности таможенных органов…………………………………….5

1.2. Характеристика системы показателей результативности деятельности таможенных органов ….………………………….……10

Глава 2. Анализ результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни………..………………………….15

2.1.Основные показатели деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни………………..………………….15

2.2. Анализ показателей результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни…………..……18

Глава 3. Рекомендации по повышению результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни…….………….28

3.1. Определение проблем и направлений повышения результативности деятельности Кронштадтского поста Балтийской таможни………………………………………………………………………..28

3.2. Модернизация применяемых информационных технологий в целях повышения результативности деятельности Кронштадсткого таможенного поста Балтийской таможни…………………………………...32

Заключение………………………………………………………………….…38

Список использованных источников………………………………………...41

ВВЕДЕНИЕ

Активное вовлечение России в мирохозяственные связи посредством механизма глобализации обуславливает необходимость перманентной оценки результативности функционирования таможенной системы в качестве неотъемлемого регулятора межстрановых товарных потоков и, как следствие, разработки соответсвующих методик.

Многообразие разработанных подходов к оценке результативности деятельности таможенного органа обусловлено абстрактно-отвлеченным характером понятия «эффективность деятельности таможенных органов», под которым в данной работе подразумевается комплексная характеристика таможенного дела, выраженная в отношении полученных в процессе функционирования результатов к понесенным затратам.

Развитие перспективных информационных таможенных технологий является одним из основных направлений повышения результативности деятельности ФТС России.

Информационные технологии являются неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Их использование повышает качество таможенного контроля, максимально упрощает и ускоряет процесс декларирования товаров, способствует улучшению инвестиционного климата на территории государства, создает благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным.

Цель исследования – анализ системы показателей результативности деятельности таможенных органов.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

– рассмотреть теоретические основы определения результативности деятельности таможенных органов,

– провести анализ результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни,

–разработать рекомендации по повышению результативности деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни.

Объект исследования – Кронштадтский таможенный пост Балтийской таможни.

Предмет исследования – деятельность таможенных органов.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Сущность и подходы к определению результативности деятельности таможенных органов

Современная экономическая наука понимает результативность (эффективность) как отношение того, что организация действительно производит, к тому, что она вполне могла бы произвести при существующих ресурсах, знаниях и способностях. Применительно к таможенным органам это соотношение достигнутых результатов в основных сферах деятельности (обеспечение уплаты таможенных платежей, выявление правонарушений и т.п.) к максимально возможным результатам деятельности при имеющихся ресурсах.

Существует следующие две причины неэффективности организации, то есть положения, при котором действительный «выход» недотягивает до потенциального[12, с. 34]:

- излишний расход ресурсов (техническая неэффективность);

-неэффективность распределения (экономическая неэффективность).

Последний вид неэффективности возникает, когда ресурсы – труд, оборудование, финансы, информация, время руководителей – неправильно распределены между различными типами деятельности. Именно нахождение правильного баланса между потерями и выгодами при решении проблемы альтернатив известно как эффективность распределения. Для того чтобы понять, насколько эффективна организация, необходимо воспользоваться какими-либо измерителями эффективности. К ним обычно относят следующие критерии.

Действенность – это степень достижения системой поставленных перед ней целей. Для оценки действенности необходимо оценить, по меньшей мере, три критерия[16, с. 53]:

- качество: делает ли организация необходимые вещи в соответствии с заранее определенными требованиями?

- количество: делаются ли все необходимые вещи? - своевременность: делаются ли необходимые вещи вовремя?

Чтобы измерить действенность, необходимо сравнить цель деятельности и реальный результат (использованные при этом ресурсы не учитываются, если они не фигурировали в качестве цели). В таможенных органах действенность часто измеряется как отношение фактического результата к запланированному.

Очевидно, что охарактеризовать данный критерий можно лишь тогда, когда цели управленческой структуры сформулированы ясно и однозначно. Если, как в случае с таможенной деятельностью, системе задается несколько целей, то формирование оценок степени достижения каждой из них в единую интегральную оценку в большинстве случаев оказывается невозможным. Поэтому управленческую структуру приходится оценивать набором показателей, каждый из которых отражает результативность (эффективность) исполнения какой-либо одной функции (рис.1).

Основные цели таможенной службы, как известно, устанавливаются Стратегией развития ФТС до 2020 года. Также при формулировке ключевых задач учитывается реализация дорожных карт «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

Цель ФТС России – повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

Сущность и подходы к определению результативности деятельности таможенных органов - student2.ru

Рис.1. Система показателей результативности таможенной деятельности[4, с. 23]

Глобальная цель декомпозируется на направления деятельности:

- совершенствование таможенного регулирования;

- совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;

- совершенствование реализации фискальной функции;

- совершенствование правоохранительной деятельности;

- содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;

- совершенствование системы государственных услуг;

- совершенствование таможенной инфраструктуры;

- совершенствование информационно-технического обеспечения;

- укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;

- развитие социальной сферы;

- совершенствование организационно-управленческой деятельности.

Для оценки действенности по каждому из указанных направлений должен быть разработан соответствующий набор показателей, на основании оценки значений которых руководством должны осуществляться управленческие воздействия, направленные на развитие и модернизацию таможенной службы.

Экономичность – это степень использования системой ресурсов, измеритель, характеризующий результативность организационной системы в отношении затрат. Ее можно выразить как пропорцию, например, в формуле (1).

Экономичность = Сущность и подходы к определению результативности деятельности таможенных органов - student2.ru (1)

Чтобы найти величину, стоящую в числителе, прибегают к сметам, нормативам, оценкам, прогнозам, проектировкам, прикидкам, интуиции и т.п. Величина в знаменателе определяется на основе бухгалтерского учета, отчетности, оценок и т.д. Если числитель больше знаменателя (коэффициент больше 1), то мы вправе в каком-то смысле говорить об экономичности. В противном же случае (при коэффициенте меньше 1) можно в определенном смысле констатировать неэкономичность.

Качество – это степень соответствия системы требованиям, спецификациям и ожиданиям. Основным показателем качества является степень удовлетворенности клиента продуктом/услугой. К клиентам таможенных органов принято относить, с одной стороны, государство, с другой – участников ВЭД. С точки зрения государства качество таможенной деятельности в широком смысле этого слова можно оценить:

- степенью обеспечения защиты государства от незаконно ввози- мой/вывозимой продукции;

- уровнем повышения конкурентоспособности страны;

- степенью улучшения инвестиционного климата и др.

Качество трудовой жизни – это то, каким образом лица, причастные к системе, реагируют на социально-технические аспекты данной системы.

Внедрение новшеств и умение перестраивать стратегию управления характеризуют гибкость таможенной службы, ее соответствие экономическим тенденциям, ее реакцию на вызовы со стороны окружения и изменение социально-экономических установок государства.

Надо сказать, что последние два критерия не находят отражения в показателях эффективности таможенной службы России. С точки зрения менеджмента это является упущением. Показатель качества трудовой жизни оценивает работу с ключевым ресурсом любой современной организации – ее персоналом, в то время как внедрение новшеств – единственный из измерителей, отражающий не прошлые успехи или неудачи организации, а ее вклад в будущее, способность быть эффективной в перспективе. Возможная недооценка данных показателей связана со сложностью их измерения, многофакторностью расчетных моделей.

Резюмируя, заметим, что в конкретных организациях и на уровне отдельного таможенного органа могут встречаться многие комбинации значений перечисленных критериев. Например, организационная система может быть производительной и результативной, но не экономичной.

Наши рекомендации