Сущность и подходы к определению эффективности деятельности таможенных органов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине ____________«Экономика таможенного дела»_____________

Тема _________«Эффективность деятельности отдельных подразделенийтаможенных органов (на примере конкретного подразделения)»____________

Выполнил:

ФИО обучающегося _Н.С. Филиппова _________________________________

Форма обучения _______________________очная________________________

Факультет____________________экономический________________________

Курс ______3______ Группа_________Эб01/1502_______

Проверил:

ФИО_______________ Алла Викторовна Павлова________________________

Количество баллов__________________________________________________

Подпись___________

«__»_______________2017г.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты определения эффективности деятельности таможенных органов. 5

1.1. Сущность и подходы к определению эффективности деятельности таможенных органов. 5

1.2. Состав и структура контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. 8

Глава 2. Анализ эффективности деятельности отдельного подразделения таможенного органа. 11

2.1. Анализ показателей эффективности деятельности подразделения таможенного органа, входящего в систему контрольных показателей. 11

2.2. Анализ иных показателей эффективности деятельности подразделения таможенного органа. 15

Глава 3. Проблемы оценки эффективности деятельности отдельного подразделения таможенного органа органов и пути их решения. 18

3.1. Выявление проблем оценки эффективности деятельности конкретного подразделения таможенного органа. 18

3.2 Формирование направлений совершенствования оценки эффективности деятельности отдельного подразделения таможенных органов. 21

Заключение. 24

Список используемой литературы.. 26

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях таможенное регулирование выступает эффективным инструментом развития внешнеторговых связей, защиты отечественных производителей и является составляющей частью финансового регулирования внешнеэкономической деятельности. В условиях интенсивного развития внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов, благоприятной международной рыночной конъюнктуры возрастает роль таможенного регулирования, которое, как правило, осуществляет фискальную, протекционистскую и балансировочную функции.

Проблема оценки эффективности является одной из наиболее актуальных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Первостепенной задачей является освоение новых, более действенных подходов к управлению развития системы таможенных органов, разработка более совершенного методического обеспечения механизма таможенного регулирования.

Оценка эффективности деятельности таможенных органов требует особое внимания уделять показателям, определяющим задачи, поставленные перед таможенной службой. В данной работе эти группы показателей характеризуются посредством соотнесения с тремя стратегическими целями службы. При комплексной оценке, учитывающей все направления деятельности таможенной системы, результативность зависит от анализа ее конечных обобщающих и специфических показателей, а также их динамики.

Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности является создание непредвзятой и комплексной системы показателей, которые позволят сконцентрировать внимание служащих на основных приоритетах их службы.

Цель данной работы - проанализировать и выделить пути повышения оценкиэффективности деятельности таможенных органов на примере таможенных органов Приволжского региона.

- Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

- Раскрыть понятие эффективности деятельности таможенных органов;

- Рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных органов;

- Исследовать структуру и основные показатели деятельности таможенных органов на примере таможенных органов Приволжского региона;

- Рассмотреть оценку деятельности таможенных органов Приволжского региона.

Объектом данного исследования являются отдельные подразделения таможенных органов в целом и конкретно таможенные органы Приволжского региона.

Предметом данного исследования – эффективность деятельность отдельных подразделений таможенных органов.

Для написания работы были использованы федеральные законы постановления Правительства, приказы ФТС, учебные пособия различных авторов, статьи и так же официальный сайт ФТС.




Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действующие показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов и их структурных подразделений представляют собой систему, имеющую большую значимость в практической деятельности Федеральной таможенной службы. Они в определенной мере отражают стратегические цели, стоящие перед таможенными органами, большинство соответствующих задач и функций, установленных государством, и являются индикаторами достижения оперативных целей и задач. Такая система позволяет выявлять проблемы в деятельности таможенных органов, принимать новые рациональные и эффективные управленческие решения. При этом, действующая система показателей, как и любая другая система, требует постоянного анализа и оценки, имеет свои слабые места в практическом применении и должна постоянно модернизироваться и развиваться.

Современная система показателей имеет свою нормативную правовую основу. Ее составляют: Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Постановление Правительства России от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга», а также приказы ФТС России, устанавливающие перечень контрольных и аналитических показателей деятельности таможенных органов. Непосредственно для таможни значения показателей устанавливаются приказами Регионального таможенного управления. В их числе и приказы об аналитических и контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов. Такие показатели должны соответствовать целям и задачам, поставленным ФТС России. Однако на практике не все аналитические и контрольные показатели соотносятся с целями и задачами таможни.

Проведя анализ системы оценки эффективности деятельности таможенных органов, можно сделать вывод о том, что ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности становится создание непредвзятой и комплексной системы показателей, которые будут отражать не только выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, но и позволят сконцентрировать внимание государственных служащих на основных приоритетах таможенной службы.

Повышение эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности предполагает необходимость смещения приоритетов системы в сторону оценки эффективности создания таможенными органами институциональных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности. Основным требованием к оценке деятельности таможенных органов должна стать направленность показателей на оценку эффективности содействия таможенных органов развитию внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, и качественный анализ эффективности контрольной работы таможенных органов, с другой.

Реализация данной задачи должна осуществляться как путем выделения новых показателей эффективности деятельности, объективно отражающих тенденции и результаты внедрения современных информационных технологий, сокращения сроков проведения таможенного контроля, так и повышение их удельного веса в общей системе показателей. Качественная трансформация оценочных инструментов позволит переориентировать механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на реализацию задач содействия развитию внешней торговле, минимизацию издержек участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении внешнеторговых операций, ускорение процедур таможенного контроля и внедрение перспективных таможенных технологий.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине ____________«Экономика таможенного дела»_____________

Тема _________«Эффективность деятельности отдельных подразделенийтаможенных органов (на примере конкретного подразделения)»____________

Выполнил:

ФИО обучающегося _Н.С. Филиппова _________________________________

Форма обучения _______________________очная________________________

Факультет____________________экономический________________________

Курс ______3______ Группа_________Эб01/1502_______

Проверил:

ФИО_______________ Алла Викторовна Павлова________________________

Количество баллов__________________________________________________

Подпись___________

«__»_______________2017г.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты определения эффективности деятельности таможенных органов. 5

1.1. Сущность и подходы к определению эффективности деятельности таможенных органов. 5

1.2. Состав и структура контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. 8

Глава 2. Анализ эффективности деятельности отдельного подразделения таможенного органа. 11

2.1. Анализ показателей эффективности деятельности подразделения таможенного органа, входящего в систему контрольных показателей. 11

2.2. Анализ иных показателей эффективности деятельности подразделения таможенного органа. 15

Глава 3. Проблемы оценки эффективности деятельности отдельного подразделения таможенного органа органов и пути их решения. 18

3.1. Выявление проблем оценки эффективности деятельности конкретного подразделения таможенного органа. 18

3.2 Формирование направлений совершенствования оценки эффективности деятельности отдельного подразделения таможенных органов. 21

Заключение. 24

Список используемой литературы.. 26

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях таможенное регулирование выступает эффективным инструментом развития внешнеторговых связей, защиты отечественных производителей и является составляющей частью финансового регулирования внешнеэкономической деятельности. В условиях интенсивного развития внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов, благоприятной международной рыночной конъюнктуры возрастает роль таможенного регулирования, которое, как правило, осуществляет фискальную, протекционистскую и балансировочную функции.

Проблема оценки эффективности является одной из наиболее актуальных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Первостепенной задачей является освоение новых, более действенных подходов к управлению развития системы таможенных органов, разработка более совершенного методического обеспечения механизма таможенного регулирования.

Оценка эффективности деятельности таможенных органов требует особое внимания уделять показателям, определяющим задачи, поставленные перед таможенной службой. В данной работе эти группы показателей характеризуются посредством соотнесения с тремя стратегическими целями службы. При комплексной оценке, учитывающей все направления деятельности таможенной системы, результативность зависит от анализа ее конечных обобщающих и специфических показателей, а также их динамики.

Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности является создание непредвзятой и комплексной системы показателей, которые позволят сконцентрировать внимание служащих на основных приоритетах их службы.

Цель данной работы - проанализировать и выделить пути повышения оценкиэффективности деятельности таможенных органов на примере таможенных органов Приволжского региона.

- Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

- Раскрыть понятие эффективности деятельности таможенных органов;

- Рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных органов;

- Исследовать структуру и основные показатели деятельности таможенных органов на примере таможенных органов Приволжского региона;

- Рассмотреть оценку деятельности таможенных органов Приволжского региона.

Объектом данного исследования являются отдельные подразделения таможенных органов в целом и конкретно таможенные органы Приволжского региона.

Предметом данного исследования – эффективность деятельность отдельных подразделений таможенных органов.

Для написания работы были использованы федеральные законы постановления Правительства, приказы ФТС, учебные пособия различных авторов, статьи и так же официальный сайт ФТС.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Сущность и подходы к определению эффективности деятельности таможенных органов

В Российской Федерации показатели эффективности таможенной деятельности ставятся в соответствие со стратегическими целями и тактическими задачами работы Федеральной таможенной службы (далее – ФТС). Степень достижения первой стратегической цели (повышение уровня соблюдения таможенного законодательства, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов) характеризуется ФТС следующими показателями:

– доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами;

– выполнение федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемых таможенных платежей;

– доля таможенных платежей, которые зачислены участниками внешнеэкономической деятельности с нарушением установленных сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.

Степень достижения второй стратегической цели (улучшение качества оказания услуг таможенными органами, уменьшения расходов участников внешнеэкономической деятельности и государства, сопряженных с таможенным оформлением и таможенным контролем) оценивается ФТС показателями:

– срок проведения таможенных процедур, который необходим для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования;

– интервал времени на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

– доля государственных услуг и функций, которые предоставляются и исполнятся ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России;

– доля участников внешнеэкономической деятельности, дающих одобрительную оценку работе таможенных органов, в общем числе опрошенных.

Степень достижения третьей стратегической цели (обнаружение и пресечение контрабанды наркотиков, оружия, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также то- варов, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Феде- рации запрещен) определяется ФТС показателями:

– доля ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, по которым таможенные органы приняли меры по ликвидации нарушений законодательства Российской Федерации, в общем количестве ввезенных товаров;

– доля уголовных дел, заведенных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, которые отнесены к компетенции таможенных органов.

Таким образом, оценка деятельности таможенных органов проводится в аспекте общей результативности. В федеральном законе о государственной гражданской службе выделены обобщенные показатели результативности профессиональной служебной деятельности, утверждаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Такими типовыми показателями, общими для многих гражданских служащих, могут выступать показатели, характеризующие сроки подготовки нормативных правовых актов, приема и выдачи документов и так далее.

Специфические показатели результативности профессиональной служебной деятельности (определяемые на основании особенностей задач и функций государственного органа его правовым актом) – это индивидуально установленные для отдельных гражданских служащих показатели непосредственного результата, связанные со спецификой деятельности органа государственной власти и/или спецификой деятельности гражданского служащего. Такими могут выступать показатели, характеризующие определенный функционал гражданских служащих, связанный с предоставлением государственных услуг или принятием значимых административных решений.

Отдельное Положение раскрывает все показатели эффективности таможенной деятельности и одними из ведущих называет:

- продолжительность осуществления таможенными органами Российской Федерации операций, которые связаны с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска;

- уровень реализации планируемого задания по перечисленным таможенными органами прибылям в государственный бюджет;

- доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых произведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары и другие.

На данный момент в России действует два подхода: контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа и аналитические показатель эффективности деятельности таможенного органа.

Мониторинг показателей работы таможенных органов представляет собой сбор, обобщение и анализ информации о результатах работы таможенных органов, а также оценку выполнения показателей. Таким образом, при определении эффективности деятельности таможенных органов с позиций государства имеются свои особенности. Здесь необходимо рассматривать эффективность каждого направления деятельности таможенного органа в отдельности. В таможенном деле система управления характеризуется финансовыми, материальными, трудовыми, временными и другими затратами. Эффективность управления характеризует степень успешности функционирования системы в достижении целей. Поскольку цели могут быть разными – экономическими, организационными, правовыми, финансовыми или психологическими, существует несколько подходов к определению эффективности деятельности таможенных органов. Одним из таких является подход, основанный на том, что оценка результатов работы должна определяться с помощью дифференциации расчетных показателей и применения жесткого математического инструментария, каким на сегодняшний день и являются контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа.

Наши рекомендации