Совершенствование системы показателей результативности деятельности таможенных органов

В целях совершенствования действующей системы показателей необходимо организовать проведения комплексной оценки деятельности таможенных органов. Анализируя перечень установленных Правительством России критериев оценки работы таможенного ведомства и состав возложенных на структурные подразделения ФТС России компетенций по выполнению показателей РТУ (КПЭД и АПЭД) можно констатировать неполноту охвата (выборочность) сложившейся системой оценки фактически осуществляемых таможенными органами направлений деятельности. В статье 18 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определены основные критерии оценки работы таможенных органов, которые в свою очередь получили конкретизацию в установленных Постановлением Правительства от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» показателях.

Так, нормативное закрепление получили группы показателей работы таможенных органов, характеризующих:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

На уровне РТУ оценивается более широкий перечень направлений оценки их работы, который, тем не менее, не является полным, так как в рамках этого вопроса остаются не задействованными ряд управлений Центрального аппарата ФТС России. При этом необходимо понимать, что незадействованность отдельных направлений деятельности таможенных органов в процессе внутриведомственной оценки указывает не на абсолютное неприменение отдельных ее элементов, а скорее об их использовании ответственными исполнителями на виртуальном уровне. Если же должностные лица не определяют объективно показатели и критерии оценки, то они их выбирают подсознательно, т.е. субъективно.

Следующий вопрос, которые требуется решить – добиться сбалансированности применяемого к оценке деятельности таможенных органов подхода. Практика показывает, что благоприятные организационные перемены и развитие СПОД возможны лишь в том случае, если при оценке ее компонентов достигнуто состояние устойчивого равновесия. Однако в сложившейся в ведомстве практике одни из оцениваемых направлений деятельности характеризуются несколькими показателями, другие же только одним[16].

Далее предлагается решить вопрос о выявлении взаимосвязей между показателями, направленными на оценку работы различных функциональных подразделений таможенных органов. В рамках действующей СПОД деятельность таможенных органов характеризуется как набор множества разрозненных направлений без учета их взаимообусловленного влияния друг на друга и воздействующих на них внешних факторов, не имеющих прямой зависимости от приложенных таможенными органами усилий по достижению результатов. Выявление подобных зависимостей также становится возможным лишь в рамках разрабатываемой модели деятельности таможенных органов, содержащей в себе полный перечень осуществляемых ими полномочий и функций.

Следующей рекомендацией является установление степени взаимного участия таможенных органов в выполняемых ими функциях (например, таможни и подчиненных ей таможенных постов). Согласно существующей статистической и аналитической практике на всех уровнях иерархии таможенной системы происходит оперирование данными, фактически полученными на уровне таможенного поста. Первоначально полученная таким образом информация путем последующей группировки по вертикали ведомственного управления в свою очередь характеризует деятельность вышестоящих учреждений.

Однако отдельные операции, реализуемые на уровне таможенного поста (таможни), не могут считаться завершенными без руководящего участия функциональных подразделений таможни (на уровне таможен – без РТУ). Примером этого могут служить ситуации, часто возникающие при таможенном декларировании товара – необходимость осуществления контроля соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности. На практике должностное лицо таможенного поста с целью принятия им решения о проверке наличия у декларируемого товара признаков контрафактности имеет право обратиться за консультацией в функциональное подразделение таможни (ОТНиТО/ОТОиЭК таможни). Из этого следует, что деятельность таможни, хоть и в меньшей степени, но зависит от степени своего участия в операциях таможенного поста. При общем выполнении (в большинстве случаев) таможенными органами минимально установленных к их деятельности требований при выставлении оценок требуется организовать учет степени перевыполнения или недовыполнения запланированных значений показателей.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе работы рассмотрена общая характеристика деятельности таможенных органов. Таможенная деятельность, как охватывающая всю систему структурных подразделений ФТС России, содержит в себе деятельность Центрального аппарата ФТС России и деятельность таможенных органов. То есть, лишь при исключении из таможенной деятельности работы ЦА ФТС России можно говорить о деятельности таможенных органов. В свою очередь Центральным аппаратом ФТС России определяются компетенции подчиненных ему таможенных органов по осуществлению конкретных функций и полномочий.В 2017 г. оценка эффективности и результативности деятельности таможенных органов проводится на основании 26 ПРД, 5 ПЭД и 27 индикативных показателей, установленных Приказом ФТС России от 02.12.2016 № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях Региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 г.».

Во второй главе проанализированыиндикативные показатели результативности деятельности таможенных органов.В таможенных органах активно развивается технология электронного транзита. Эксперимент по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме проводится в рамках реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», целью которой является сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании.

В 2016 году отмечен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и снижение нагрузки на участников ВЭД.

Результативность таможенных проверок по ИАС в целом по ФТС России также достаточно высока и составляет порядка 82–83 % при установленном значении результативности таможенных проверок 76–78 %.

В третьей главе работы предложены пути совершенствования разработки системы показателей результативности деятельности таможенных органов. Для реализации методического подхода к организации и осуществлению оценки экономической деятельности таможенных органов предложено: вносить изменения в СПОД только через их предварительную апробацию в отдельных таможенных подразделениях; организовать проведения комплексной оценки всех направлений деятельности таможенных органов; добиться сбалансированности применяемого к оценке деятельности таможенных органов подхода; осуществить учет взаимосвязей между показателями; установить в рамках проводимой оценки степень взаимного участия таможенных органов в выполняемых ими функциях; организовать учет степени перевыполнения или недовыполнения запланированных значений показателей; отказаться от формирования рейтинга таможенных органов по формально выставленным им итоговым оценкам без учета значений данных используемых при расчете показателей; лишить руководителей отчитывающихся таможенных органов полномочия по возможному внесению корректирующих изменений в полученные их подчиненными результаты; исключить дублирование сбора требуемой для расчета отдельных показателей статистической информации.

Исходя из того, что комплексное повышение эффективности деятельности таможенных органов невозможно обеспечить, основываясь лишь на совершенствовании отдельных методик расчета показателей оценки работы таможенных органов по администрированию доходов федерального бюджета от уплаты таможенных и иных платежей, в дальнейшем следует разрабатывать научно-методические подходы применительно и к другим направлениям деятельности таможенных органов.

Наши рекомендации