Анализ внедрения информационных технологий
Одним из ключевых условий развития внешней торговли является создание условий, позволяющих участникам ВЭД совершать таможенные операции быстро и удобно. В целях улучшения таможенного администрирования в последние годы ФТС России проводит серьезные реформы в этой области, внедряет передовые информационные технологии, оптимизирует таможенные процедуры.
Технология предварительного информирования в морских пунктах пропуска не стоит на месте. Так, уже сейчас реализована возможность «обратной связи», благодаря которой перевозчик узнает о принятых таможенным органом предварительных решениях. В 1 квартале 2014 года с использованием данной технологии было оформлено 157 судов, в аналогичном периоде прошлого года – 83 судна. В частности, с 1 января 2014 года таможенные органы и участники ВЭД перешли на обязательное электронное декларирование товаров.
В 2016 году в таможенные органы подано более 4,3 миллиона деклараций на товары в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Это – 99,9% общего количества деклараций на товары. Электронную форму декларирования применили более 80 тыс. участников ВЭД, а это – 99,5% общего числа участников ВЭД, подавших декларации на товары. В 2015 году высокий уровень применения электронной формы декларирования сохранился: к началу июня подано почти полтора миллиона электронных деклараций – около 99,8% от общего декларационного массива.
Развитие электронного декларирования позволило начать внедрение и иных перспективных технологий, в том числе – удаленного выпуска товаров, то есть возможности подавать таможенную декларацию в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от места нахождения декларируемых товаров. Сейчас с применением технологии удаленного выпуска оформляется десятая часть всех деклараций. Удаленный выпуск осуществляется через центры электронного декларирования, которые созданы по всей стране.
С применением технологии удаленного выпуска в 2016 году было оформлено более 448 тыс. деклараций на товары, поданных в таможенные органы в электронном виде, что составило 10,4% от общего количества оформленных деклараций на товары.
Эта технология является очень перспективной, однако в ходе ее практической реализации выявились серьезные риски ухода от уплаты таможенных платежей. Дело в том, что при удаленном выпуске получатель товара находится в одном месте, товар - в другом, а декларация – в третьем. С одной стороны, это удобно для участников ВЭД, а с другой – это усложняет контроль. У ФТС России нет стремления всех проверять и перепроверять, но объективная картина такова, что сейчас ФТС вырабатывает контрмеры, которые позволят при внедрении упрощений противодействовать нарушениям законодательства.
Введение обязательного электронного декларирования дало также возможность перейти к следующему качественному изменению порядка при декларировании товаров – постепенной автоматизации принимаемых таможенными органами решений. Эта работа предусматривает три этапа. Первый этап – внедрение технологии автоматической регистрации деклараций. Второй – внедрение технологии автоматического выпуска деклараций в пилотных зонах. Третий – полномасштабное внедрение технологии автоматического выпуска в отношении товаров, по которым в автоматическом режиме не выявлены риски.
С мая 2016 года на 97 таможенных постах в рамках пилотного проекта реализуется технология автоматической регистрации деклараций на вывозимые товары. Уже зарегистрировано около 50 тысяч деклараций на товары в автоматическом режиме.
В целях совершенствования системы уплаты таможенных платежей в настоящее время разработаны и внедрены следующие технологии:
1) удаленная уплата таможенных платежей с применением электронной подписи при подаче декларации на товары в электронной форме, содержащей признак удаленной уплаты (распоряжение ФТС России от 19.12.2013 № 406-р);
2) уплата таможенных платежей физическими лицами через электронные терминалы, платежные терминалы и банкоматы банковскими картами или наличными денежными средствами, обслуживание которых обеспечивают операторы таможенных платежей (распоряжение ФТС России от 29.12.2012 № 378-р);
3) уплата таможенных платежей физическими лицами в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными - экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц-получателей товаров с применением механизма холдирования (резервирования) денежных средств на банковском счете плательщика в размере подлежащих уплате таможенных платежей (распоряжение ФТС России от 23.06.2014 № 178-р);
4) информирование плательщика таможенных платежей о состоянии его лицевого счета посредством сервисов личного кабинета плательщика на сайтах операторов таможенных платежей (распоряжение ФТС России от 07.10.2014 № 281-р).
Доля таможенных платежей, уплаченных с применением современных технологий по уплате таможенных платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов составляет более 10% от общей суммы всех таможенных платежей уплаченных в федеральный бюджет.
Рост объемов таможенных платежей, уплачиваемых с применением современных технологий подтверждается статистикой.
В целях технической реализации ТКМВ функционируют 55 электронных сервисов, обеспечивающих получение и передачу информации между федеральными органами исполнительной власти в электронном виде.
Дальнейшим шагом в развитии информационных технологий уплаты таможенных платежей считается проведение централизации учета таможенных платежей на уровне ФТС России. Разработка централизованной системы ведения единых лицевых счетов плательщиков таможенных платежей изначально была нашей инициативой, но впоследствии ею заинтересовались участники ВЭД и она была включена в дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования» (пункты 55-57).
В чем преимущества новой системы учета таможенных платежей? В настоящее время каждый участник ВЭД может иметь несколько лицевых счетов в различных таможенных органах в зависимости от места декларирования товаров. С переходом на новую систему у плательщика таможенных платежей будет единый централизованный счет на уровне ФТС России, а таможенные органы получат доступ к данному счету в части платежей, используемых при декларировании товаров на конкретном таможенном посту. При централизованном учете участники ВЭД, используя денежные средства, внесенные на один лицевой счет, смогут осуществлять таможенное декларирование товаров в любом таможенном органе. Кроме того, плательщики смогут централизованно получать информацию и отчетность о движении денежных средств по результатам совершения таможенных операций, обсуждать с таможенными органами вопросы движения денежных средств в электронном виде, что приведет к ускорению расчетов по таможенным платежам, сокращению финансовых издержек и количества документов, представляемых в таможенные органы на бумажном носителе. После введения единого лицевого счета учет таможенных платежей будет осуществляться не по отдельным платежным документам, как сейчас, а по единому остатку денежных средств на лицевом счете. Соответственно, в таможенной декларации будет указываться не номер платежного документа, а ИНН участника ВЭД и номер его лицевого счета.
Воспользоваться новой системой учета таможенных платежей смогут юридические лица и индивидуальные предприниматели. Кстати, новый порядок учета денежных средств предусматривает ведение лицевого счета по месту налоговой регистрации плательщика.
Кроме того, ФТС России начала разрабатывать сервис предоставления отчета о состоянии лицевого счета участника ВЭД посредством личного кабинета плательщика на интернет-сайте ФТС, где будет отображаться история движения денежных средств, информация о совершенных таможенных операциях и т.п. Такое информирование будет реализовано после создания централизованной системы единых лицевых счетов. В настоящее время создана и проходит тестовое испытание технология для держателей таможенных карт, позволяющая информировать участников ВЭД о движении денежных средств на лицевых счетах. Предполагается возможность открытия лицевых счетов и для физических лиц, например, при уплате таможенных платежей при получении посылок из интернет-магазинов. Данные лицевые счета предполагается вести в упрощенном режиме, регистрировать счет можно будет по паспорту и ИНН.