Вопрос 1. Информатизация общества как результат процесса внедрения современных информационных технологий

Вопрос 1. Информатизация общества как результат процесса внедрения современных информационных технологий

Информатизация общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации (кроме составляющих государственную и коммерческую тайну).

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества" При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

Вопрос 2. Понятие информации, информационных технологий, корпоративных информационных систем

Информация - это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.

Технология – совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции.

Информационные технологии (ИТ) – это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надёжную и оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных параметров объекта управления.

Корпоративная информационная система (КИС) – это стратегическая ИС представляющая собой совокупность технических и программных средств, реализующих идеи и методы автоматизации всех функций управления предприятием. Такая ИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

Корпоративные ИС предназначены для обеспечения большинства бизнес-процессов (желательно всех) всего предприятия (нескольких предприятий), сбора и анализа информации о предприятии и внешней среде с целью решения задач управления предприятием как по вертикали (от первичной информации до поддержки принятия решений высшим руководством), так и по горизонтали (все направления деятельности и технологические операции).

Вопрос 10. Корпоративные информационные системы (КИС). Структура КИС. Требования к КИС.

Корпоративные информационные системы (КИС) - это интегрированные системы управления территориально распределенной корпорацией, основанные на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве. КИС призваны объединить стратегию управления предприятием и передовые информационные технологии.

Корпоративная информационная система — это совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации.

В настоящее время наряду с названием Корпоративные информационные системы (КИС) употребляются, например, следующие названия:

1. Автоматизированные системы управления (АСУ);

2. Интегрированные системы управления (ИСУ);

3. Интегрированные информационные системы (ИИС);

4. Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Главная задача КИС - эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально- техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

КИС по своему составу - это совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим образом решает в некотором роде уникальную задачу каждого конкретного предприятия. То есть, КИС - человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием должна:

  • Накапливать определенный опыт и формализованные знания;
  • Постоянно совершенствоваться и развиваться;
  • Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия.

Комплексная автоматизация предприятия подразумевает перевод в плоскость компьютерных технологий всех основных деловых процессов организации. И использование специальных программных средств, обеспечивающих информационную поддержку бизнес-процессов, в качестве основы КИС представляется наиболее оправданным и эффективным.

Под корпоративной информационной системой будем понимать информационную систему организации, отвечающую следующему минимальному перечню требований:

1. Функциональная полнота системы

2. Надежная система защиты информации

3. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы

4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях

5. Обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и др. программными продуктами, функционирующими в организации.

6. Возможность консолидации информации

7. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации

В составе КИС можно выделить две относительно независимые составляющие:

1. компьютерную инфраструктуру организации, т.е. совокупность сетевой, телекоммуникационной, программной, информационной и организационной инфраструктур. (Эта составляющая называется корпоративной сетью.)

2. взаимосвязанные функциональные подсистемы, обеспечивающие решение задач организации

Первая составляющая отражает структурную сторону любой ИС. Это основа для интеграции функциональных подсистем, полностью определяющая свойства ИС. Требования к компьютерной инфраструктуре едины и стандартизованы, методы ее построения хорошо известны и проверены на практике.

Вторая составляющая относится к прикладной области и зависит от специфики задач предприятия. Эта составляющая полностью базируется на первой и определяет прикладную функциональность ИС. Требования к функциональным подсистемам сложны и часто противоречивы, т.к. выдвигаются специалистами из различных прикладных областей. Однако в конечном счете именно эта составляющая важнее, т.к. именно для нее и строится компьютерная инфраструктура.

1. Взаимосвязи между двумя составляющими ИС достаточно сложны. С одной стороны, обе составляющие в определенном смысле независимы. Например, организация сети и протоколы для обмена данными между компьютерами абсолютно не зависят от того, какие программы планируется использовать на предприятии для организации бухучета.

MRP

Концепция Material Resource Planning (MRP) (конец 60-х) обеспечивала планирование потребностей предприятий в материалах. Преимущество - минимизация издержек, связанных со складскими запасами сырья, комплектующих, полуфабрикатов и прочего, а также с аналогичными запасами, находящимися на различных участках непосредственно в производстве.

MRP следует двум важнейшим принципам:

· логике зависимого спроса, т.е. если есть потребность в конечном изделии, значит есть потребность во всех его компонентах;

· обеспечивать требуемые компоненты как можно позднее, чтобы уровень запасов был минимальным.

MRPII -Manufacturing Resource Planning (планирование производственных ресурсов) - это специально разработанный набор методов управления бизнесом, которые поддерживаются вычислительными системами. В рамках MRP II можно уже планировать все производственные ресурсы предприятия: сырье, материалы, оборудование, людские ресурсы, все виды потребляемой энергии и пр. Прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю. Обычно MRPII применяется на производственных предприятиях, в чисто коммерческих предприятиях аналогичную функцию выполняют системы DRP (планирование ресурсов для управления коммерческой деятельностью).

MRPII – центральная часть любой КИС на производственных предприятиях.

Объединение процедур обработки заказов на продажу, бухгалтерского учета, закупок и выписки счетов-фактур с производством на основе одной базы данных реального времени позволяет управлять деятельностью предприятия. MRPII включает финансовое планирование и возможность анализа по запросам “что-если”. Но это управление не распространяется на конструкторские разработки, составление сметы, кадры, сбыт и распределение продукции, обслуживание, т.е. подразделения не объединены в одну систему. Именно эти вопросы решались разработчиками ERPсистем в 90-х годах, чтобы обеспечить полностью интегрированные системы для управления производственными предприятиями, в основе которых были заложены принципы MRPII.

ERP (Enterprise Resources Planning) – [Управление корпоративными ресурсами. К свойствам MRPII добавилось управление финансовыми ресурсами, маркетинг. ERP концепция – первая направленная на управление бизнесом, а не только производства, как MRP].Концепция бизнес-планирования. Под ERP подразумевается "интегрированная" система, выполняющая функции, предусмотренные концепциями MPS-MRP/CRP-FRP. Важным отличием от методологии MRPII является возможность "динамического анализа" и "динамического изменения плана" по всей цепочке планирования. Конкретные возможности методологии ERP существенно зависят от программной реализации. Концепция ERP более "размыта", чем MRPII. Если MRPII имеет явно выраженную направленность на производственные компании, то методология ERP оказывается применимой и в торговле, и в сфере услуг, и в финансовой сфере.

ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing) – [Управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия. Новая ревизия концепции ERP. Можно считать что, ERPII=ERP+CRM+SCM. Пока что данный класс применяется нечасто]. Основная идея ERP II заключается в выходе за рамки задач по оптимизации внутренних процессов организации: кроме интеграции таких традиционных для ERP систем областей деятельности предприятия, как управление финансами, бухгалтерский учет, управление продажами и покупками, отношения с дебиторами и кредиторами, управление персоналом, производство, управление запасами, системы класса ERP II позволяют управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет.

CRM (Customer Relationship Management) – [Управление отношениями с заказчиками. Отслеживание историю развития взаимоотношений, координировать многосторонние связи, централизованно управлять продажами и клиент-ориентированным маркетингом].Концепция построения автоматизированных систем обслуживания клиентов компании. CRM подразумевает накопление, обработку и анализ не только финансово-бухгалтерской, но и прочей информации о взаимоотношениях с клиентами. Это способствует повышению производительности менеджеров, улучшает качество обслуживания клиентов и способствует увеличению продаж.

Современное предприятие можно рассматривать как эффективный информационный центр, источниками информации которого являются внешняя и внутренняя деловая среда. Внешняя деловая среда – это совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения между ними и предприятием. Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве. Информационные процессы – процессы сбора, передачи, накопления, хранения, обработки, поиска, выдачи и доведения информации до пользователя. Модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Информационная модель - набор величин, содержащий необходимую информацию об объекте, процессе, явлении. Для построения информационной модели необходимы: процесс формализации и обратный процесс – интерпретации. Когда речь идет об управлении сложными объектами в условиях повышенного риска, то возможные результаты того или иного управляющего воздействия часто оцениваются на основе так называемых имитационных моделей. Имитационное моделирование - это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальными объектами проводят опыты с помощью математических и/или компьютерных моделей.

Классификация информационных моделей: 1)По способу описания: а) с помощью формальных языков (язык математики, таблицы, и т. д.) б) графическое (блок-схемы, диаграммы), 2) По цели создания: а) классификационные б) динамические 3) По природе моделируемого объекта: а) детерминированные (определенные), при которых известны законы, по которым изменяется или развивается объект. б) вероятностные (обработка статистической неопределенности).

Вопрос 17. Программное обеспечение (ПО) корпоративные информационные системы. Требования к ПО КИС.

Программное обеспечение − совокупность программ для реализации целей и задач КИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств

Структура ПО:

l системное программное обеспечение

l прикладные программы для решения задач управления

l другие программные продукты, используемые на предприятии

Основные требования к ПО:

– совместимость

– открытость

– модульность

– мобильность

– масштабируемость

Основные требования к ОС:

– поддержка многопроцессорной обработки (мультипроцессирование)

– масштабируемость – способностью работать при увеличении количественных характеристик сети

– совместимость с другими продуктами – способность работать в гетерогенной среде интерсети в режиме plug-and-play

Вопрос 18. Системные решения в области корпоративные информационные системы. ( с интернета)

Призаки ОС КИС: 1) поддержка приложений, 2) наличие справочной службы, 3) безопасность. Использ ЭВМ тесно связаны с системным ПО. Системные платформы - фундамент, от которого зависит доступность IT-сервисов всем подразделениям компании. Он д.б. мах надежным, грамотно спроектированным, облад большим запасом прочности, соответств не только текущему состоянию бизнеса, но и учитывать его развитие в будущем. Системные платформы сост: из интегрир к-са систем, программ и служб и д. поддерж концепцию управления IT-инфраструктурой предприятия. Концепция управления IT-инфраструктурой предприятия должна позволять: 1) Создать интегрир, стабильную и управляемую IT–среду. 2) Обеспечить динамическое взаимод-е между бизнес и IT – структурами. 3) Оптимизир использ-е информ ресурсов. 4) Повыс эффективность IT-служб. 5) Повыс кач-во IT-сервисов и оперативность устранения сбоев в системе.
В основании системных платформ лежат ОС. Н, ОС Windows, Unix подобные ОС, ОС Novell для файл-серверных систем, ОС корпорации IBM для ЭВМ общего назначения.
В состав пакета MS Back Office входят: а) Windows 2003 Server - сетевая ОС, б) Internet Information Server - сервер для работы с Internet, в) Exchange Server - сервер системы электронной почты, г) SNA Server - сервер для соединения с Host - компами, д)SQL Server - сервер для управл БД, е) System Management Server 1.1 - администрирование комп системы. Каждый из входящих в комплекс MS Back Office программ продукт может существ как отделн серверное приложение. Корпоративный портал на базе MS SharePoint —эффектив. ср-во для управл коллективной работой в соврем. компании, обеспеч прозрачность работы и оптимиз издержек. Основ. задача портала – централизов. хранение и обраб важной для бизнеса инфы и повыш. уровня совместн работы между сотрудниками.
ОС Nowell NetWare-Одна из первых коммерческих сетевых ОС, позволивших строить сети произвольной топологии, состоящих из разнородных компьютеров. Если раньше сетевые ОС сильно зависели от конкретной конфигурации сети, то ОС NowellNetWare стала первой универсал.сетевой ОС. Любая сетевая карта, имеющая драйвер ODI (Open Datalink Interface) может использоваться в сетях Nowell.Благодаря такой универсальности ОС быстро завоевала рынок, и долгое время оставалась основной ОС для локальных сетей. С 1990 года даже фирма IBM стала перепродавать NetWare, и по сегодняшний день эта ОС используется достаточно широко.

Вопрос 23.Техническое обеспечение КИС, его классификация. Требования к техническому обеспечению КИС

Техническое обеспечение (ТО) –комплекс технических средств, предназначенных для работы КИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы

Структура ТО КИС

• компьютерная техника

• технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, передачи, отображения, вывода, размножения информации (организационная техника)

• оборудование для организации локальных сетей и подключения к глобальным сетям

• документация на технические средства и технологические процессы

Документация

• общесистемная, включающая государственные и отраслевые стандарты по ТО

• специализированная, содержащая комплекс методик по всем этапам разработки ТО

• нормативно-справочная, используемая при выполнении расчетов по ТО

Компьютерная техника

• карманные ПК

• блокнотные ПК

• домашние ПК

• базовые настольные ПК

• сетевые ПК

• высокопроизводительные настольные ПК, рабочие станции (с одним процессором) и серверы начального уровня

• многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня

• суперкомпьютеры

Организационная техника

• устройства ввода информации (трекбол, джойстик, сканер, диджитайзер, устройства распознавания речи и т.д.)

• устройства отображения информации (мониторы (дисплеи) разных типов)

• устройства накопления информации (винчестер, накопители на гибких магнитных дисках (НГМД),)

• устройства вывода информации (принтеры, технические средства презентаций)

• устройства передачи информации (телефоны, факсы, устройства коммуникаций)

• устройства размножения информации (ксероксы, ризографы)

• многофункциональные устройства

Требования к ТО КИС

  1. Совместимость
  2. Масштабирование
  3. Оптимизация совокупной стоимости владения
  4. Надежность
  5. Безопасность и качество
  6. Универсальность технических решений

Функции корпоративных сетей

• С точки зрения средства коммуникации корпоративные сети – это программно-аппаратный комплекс, организующий надежную и быструю доставку сообщений между взаимодействующими приложениями.

• Для базы данных корпоративная сеть является универсальной транспортной платформой, которая берет на себя выполнение рутинных коммуникационных задач.

• Для пользователей корпоративная сеть – инструмент для выполнения функциональных задач и осуществления технологий совместной работы.

Accuracy (точность)

Accessibility (доступность)

1. Принцип «privacy»выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни

2. «accuracy» - точное соблюдение инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честное и социально-ответственное отношение к своим обязанностям

3. Принцип «property» означает неприкосновенность частной собственности и является основой имущественного порядка в экономике

4. Принцип «accessibility» к информации определяет право граждан на информацию

Вопрос 35. Основы информационной безопасности (ИБ). Критерии оценки ИБ

Под информационной безопасностью (ИБ) будем понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуре.

Средства и методы поддержки ИБ должны обеспечивать;

•доступность — информация, ресурсы, сервисы, средства взаимодействия и связи должны быть доступны и готовь к работе всегда, когда возникает необходимость;

•целостность — сохранение структуры информации и/или ее содержания в процессе передачи и хранения.

•конфиденциальность — обеспечение доступа к информации только ограниченному кругу субъектов информацией системы

В1999 г. ИСО приняла стандарт (ISO 15408) под названием «Общие критерии оценки безопасности информационных технологий», который способствовал унификации национальных стандартов в области оценки безопасности информационных технологий на основе взаимного признания сертификатов. Этот документ содержит обобщенное и формализованное представление знании и опыта, накопленного в области обеспечения информационной безопасности.

Стандарт ISO 15408 определяет инструменты оценки безопасности ИТ и порядок их использования, ряд ключевых понятий, лежащих в основе концепции оценки защищенности продуктов ИТ: профиля защиты, задания по безопасности и объекта оценки.

Профиль защиты — документ, содержащий обобщенный стандартный набор функциональных требований и требований доверия для определенного класса продуктов или систем, описания угроз безопасности и задач защиты, обоснования соответствия между угрозами безопасности, задачами защиты и требованиями безопасности.

Задание по безопасности — документ, содержащий требования безопасности для конкретного объекта оценки и специфицирующий функции безопасности и меры доверия.

Под объектом оценки понимается произвольный продукт информационных технологий или вся ИС в целом (КИС предприятия, процессы обработки данных, подготовки решений и выработки управляющих воздействий; программные коды, исполняемые вычислительными средствами в процессе функционирования КИС; данные в БД; информация, выдаваемая потребителям и на исполнительные механизмы; коммуникационная аппаратура и каналы связи; периферийные устройства коллективного пользования; помещения и др.).

Вопрос 1. Информатизация общества как результат процесса внедрения современных информационных технологий

Информатизация общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации (кроме составляющих государственную и коммерческую тайну).

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества" При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

Наши рекомендации