Глава 3. проблемы и перспективы использования и внедрения в практику информационных таможенных технологий

Выявление проблем использования и внедрения в практику таможенных органов информационных технологий

Задача машинной обработки информации предъявляет определенные требования к ясности и однозначности трактовки законодательных формулировок, а также адаптации законодательства к иному (компьютерному) способу обработки данных и принятия решений. Среди новых положений, ранее не отраженных в таможенном законодательстве в проектах таможенного кодекса ЕАЭС включены положения [2]:

- описывающие порядок передачи предварительной информации до пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами;

- возможность полностью автоматизированной обработки документов, регистрации и выпуска товаров без участия должностных лиц;

- возможность не предоставлять товаросопроводительные документы, если они имеются в распоряжении таможенного органа;

- в обязанность Комиссии ЕАЭС вменена обязанность официального опубликования форматов передачи информации, что может существенно улучшить качество используемого программного обеспечения и как следствие этого, сократить количество технических ошибок в документах. До настоящего времени этот процесс не был урегулирован.

Данные положения требуют дальнейшего развития, как в таможенном, так и в смежном законодательстве. В особенности это касается изменений подходов к ответственности за принятие решений в процессе таможенного контроля и выпуска товаров, а также придания юридической значимости сведениям предварительной информации, что создаст возможность использовать их на следующих этапах контроля.

Работа по согласованию состава информации и подписанию протоколов информационного обмена велась таможенными органами достаточно интенсивно. Однако решение данной проблемы связано в основном со следующими моментами:

- уровень оснащения государственных контрольных органов далеко не одинаков и не всегда соответствует требованиям информационного обмена;

- отсутствует ясность о составе представляемых товаросопроводительных, предоставляемых на разных этапах таможенного контроля. прежде всего, это касается требований по предоставлению документов отражающих соблюдение запретов и ограничений, законодательные основания по представлению которых преимущественно имеют ссылочный характер на огромный массив законодательных актов, состоящий из Договора о Союзе, решений Комиссии ЕАЭС, законодательства стран-членов ЕАЭС. При этом, запреты и ограничения не разделяются на какие-либо подгруппы, позволяющие сформировать некий унифицированный подход к их предоставлению в процессе декларирования товаров. Нечеткость законодательства в данном вопросе существенно снижает эффективность предлагаемых к реализации таможенных технологий.

Недостаточно подготовлены к процессу внедрения новых технологий и многие участники внешнеэкономической деятельности. Использование таких процедур, как предварительное информирование, уведомление и декларирование транзита до пересечения границы, требует от участника внешнеэкономической деятельности довольно точных данных о характеристиках перемещаемой партии товара. Вместе с тем, на сегодняшний день многие держатели контрактов не имеют такой информации на момент отгрузки партии товара в электронном виде. С внедрением новых таможенных технологий у участника ВЭД могут измениться и сами цепочки поставок продукции. Меняется конфигурация информационных потоков, сопровождающих движение товаров от отправителя к потребителю. В связи с этим требуется:

- перестройка внутрикорпоративных информационных систем участников товародвижения, в том числе в целях получения точных характеристик по отгружаемым партиям товаров;

- усовершенствования организация документооборота;

- меняются функциональные обязанности персонала и требуется повышение его квалификация.

В ряде случаев имеют значение и условия работы участников ВЭД. В частности, имеет значение степень покрытия различных регионов средствами связи и коммуникаций. Даже в некоторых регионах центральной России.

Наши рекомендации