Порядок и особенности использования информационных технологий в деятельности таможенных органов

Правовое регулирование отношений, возникающих при создании, внедрении и применении информационных систем и технологий в таможенном деле, приобретает всё большую значимость. Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить эффективность контроля над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс совершения таможенных операций с товарами, процедур таможенного контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту [6].

Кроме того, информационные технологии сегодня помогают решать и одну из важнейших задач, стоящих перед таможенной службой, – пополнение доходной части государственного бюджета.

На сегодняшний день действующими являются две платежные системы: ООО «Таможенная карта» - Таможенная карта и ООО «Мульти-сервисная платежная система» - карта Раунд [7].

Для получения доступа к данным системам необходимо наличие таможенной карты, которая выпущена кредитными организациями. Чтобы получить ее, плательщик должен открыть специальный счет в банке и пополнить его. При использовании таможенной карты фактическим поступлением денежных средств на счет таможенного органа будет считаться наличие чека, подписанного плательщиком и должностным лицом таможенного органа.

В качестве электронного терминала при уплате таможенных платежей применяются как аппаратные средства, так и программные средства, устанавливаемые оператором таможенных платежей на рабочем месте плательщика, в том числе на основе сервисов личного кабинета.

Для удобства плательщиков компанией «Альта-Софт» была разработана программа «Альта-ГТД», которая позволяет производить удаленную уплату таможенных платежей с рабочего места декларанта с использованием таможенных карт операторов платежных систем. Для этого декларанту необходимо подключить услугу «Таможенные платежи», в которой все операции автоматизированы, что позволяет практически исключить ошибки [8].

Преимущества современных технологий уплаты таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, позволяют:

1) сократить время совершения таможенных операций, так как наличие чека, сформированного электронным терминалом, является достаточным условием для выпуска товаров;

2) совместить возможности электронного декларирования и технологии удаленной уплаты таможенных платежей, исключающие необходимость присутствия участника внешнеэкономической деятельности в местах совершения таможенных операций;

3) осуществлять уплату таможенных платежей строго в соответствии с суммами, начисленными в декларации на товары, что исключает необходимость авансирования денежных средств;

4) минимизировать ошибки при вводе банковских реквизитов и другой информации, необходимой для однозначной идентификации плательщика и платежей;

5) создать практические предпосылки для использования технологии автоматического выпуска товаров без участия должностного лица таможенного органа [9].

Внедрение и практическое применение различных информационных технологий в таможенном деле обладает рядом преимуществ:

сокращение сроков осуществление таможенных операций;

снижение издержек не только участников внешнеэкономической деятельности, но и таможенных органов;

минимизация человеческого фактора, позволяющая снизить коррупционную составляющую таможенной деятельности.

Следует отметить также ряд недостатков, возникающих в результате применения информационных технологий в таможенном деле, к которым можно отнести технические сбои в системе и обеспечение информационной безопасности.

В настоящее время в качестве перспектив взаимовлияния информационных технологий и механизмов таможенного контроля в условиях евразийской экономической интеграции специалистами выделяются следующие направления:

дальнейшее сокращение сроков и сужение сферы таможенного контроля;

автоматизация таможенных операций и увеличение доли таможенных услуг, предоставляемых в электронном виде;

оптимизация внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия таможенных органов в рамках реализации функций по контролю и надзору;

снижение коррупционных рисков в таможенном администрировании;

внедрение механизма «единого окна» в административную деятельность таможенных органов [10].

Проект таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступление в силу которого планируется в 2017 году, также предусматривает оптимизацию таможенных операций с учетом развития информационных технологий в системе таможенного регулирования [11, 12].

Таким образом, использование современных информационных технологий при электронном декларировании, автоматической регистрации таможенных деклараций, автоматическом выпуске и удаленной уплате таможенных платежей позволяет значительно облегчить совершение таможенных операций. При этом не следует забывать и о возможных рисках, которые возникают в связи с применением единых баз данных. Особое внимание необходимо уделять повышению уровня защищенности информации. В целом внедрение информационных технологий положительно отражается на скорости и качестве таможенных операций, закономерно упрощает взаимодействие между таможенными органами и бизнесом, способствует совершенствованию таможенного администрирования.

Наши рекомендации