Технология программно-целевого проектирования

Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное поло­жение дел, выявить варианты решения задач и оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости и ресурсной доступ­ности.

Алгоритмы решения социальных проблем разрабатываются на основе следующих принципов:

§ принцип социальной целесообразности и целеобусловленнос­ти, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нор­мативным (ценностным) целям общественного развития;

§ принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психиче­ской и социальной природе человека;

§ принцип комплексности;

§ принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на дейст­вительные, подлежащие учету ресурсы.

В проектном цикле можно выделить два этапа.

Этап программирования состоит из нескольких стадий:

§ анализ информации на региональном (муниципальном или более конкретном) уровне с целью определения проблем, препятствий и возможностей развития;

§ анализ приоритетов региональной (муниципальной, более конкретной) политики и стратегий донорских организаций;

§ первоначальное формулирование идей проекта;

§ «просеивание» идей проекта с целью дальнейшего изучения и проверки по критерию «уместность»;

§ разработка «просеянных» идей до стадии программы и плана действий;

§ обсуждение плана и проверка на «выполнимость» и «устойчивость»;

§ подготовка стандартного финансового предложения.

Этап финансирования предполагает:

§ обсуждение и принятие решения о финансировании (доноры, бюджет);

§ подписание контракта (договора).

Третий этап – этап осуществления проекта наступает после принятия решения о том, что проект утвержден донором к исполнению и финансовые документы оформлены. На третьем этапе важно выполнить, минимум, три действия

§ претворить проект в жизнь;

§ провести анализ эффекта и отдачи проекта;

§ внести предложения по корректировочным действиям для будущих проектов.

Для реализации социального проекта требуются определенные ресурсы. К ним относятся:

§ взносы;

§ внебюджетные средства (средства грантовых отечественных и зарубежных фондов);

§ пожертвования частных лиц;

§ волонтерский труд (переводят в стоимость из расчета оплаты труда за 1 час);

§ материально-технические вложения (помещение, техника, мебель, связь);

§ услуги.

Опишем технологию программно-целевого проектирования. Процесс проектирования начинается с постановки целей. Цель деятельности – это, во-первых, идеальное представление о результате, новом, измененном состоянии проектируемого объекта, являющимся итогом всей деятельности. Во-вторых, возникновение в сознании человека сверхзадачи, которая и заставляет его продвигаться впе­ред, не отклоняясь в сторону.

При постановке целей следует придерживаться некоторых пра­вил:

§ цели и задачи должны быть сложными, но достижимыми;

§ цели должны иметь конкретное выражение, их достижение определено во времени;

§ характер целей должен соответствовать характеру и предна­значению деятельности организации;

§ цели должны быть реальными, иначе они не являются мотиваторами.

Проект развития должен предусматривать возможность и объ­ем привлечения инвестиций, которые с точки зрения всей соци­альной системы должны рассматриваться как капиталовложения на мезоуровне, связующем микроуровень повседневной жизни населения соответствующей территории и макроуровень социаль­ной политики государства. Эту системную связь можно представить в виде вертикали. На одном конце – органы госу­дарственного управления с их широкими социальными целями (проблемы стабилизации, а затем и ускорения социально-эконо­мического развития, регулирования распределения и потребления, справедливого распределения социальных благ и услуг, во­просы занятости, сохранения окружающей среды, проблемы дос­тупа к образованию и культуре и др.). На противоположном конце – индивиды, которые надеются на достижение собствен­ного благополучия (не только материального, но и морального, и духовного).

Механизмом связи между ними и являются разнообразные социальные проекты, которые могут различаться по масштабам, заявленным целям и методам их разрешения. Неразрывность такой вертикальной связи требует тщательного анализа целей и задач проекта, исследования возможностей ресурсного обеспечения его осуществления. Ибо к числу основных задач проекта относится, кроме всего прочего, формирование «вертикальной про­ницаемости» социума. Это означает налаживание эффективных связей между

ü активной инициативой «снизу вверх» (участие населения в разра­ботке и реализации локальной социальной политики, в контроле над ее осуществлением)

ü и четкой направленностью волевых управленческих импульсов «сверху вниз» (политические, правовые акты, организационные меры, инвестиции, осуществляемые государст­вом).

Избираемые инициаторами проекта цели должны базироваться на постулатах новой парадигмы приоритетов обще­ственного развития, являющихся атрибутами правового граждан­ского общества и социального государства. К ним относятся:

ü при­оритетность личностного начала перед групповым;

ü ориентация про­цессов управления и самоуправления на высокое качество жизни;

ü ак­тивное использование местного самоуправления в выработке и реализации социальной политики на локальном уровне и др.

Рассмотрим классификацию целей [7, с. 24 – 26]

Таблица 2

Классификация целей

Признаки классификации Виды целей
Содержание Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные
Приоритетность Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (побочные, вспомогательные)
Длительность (период реализации) Стратегические, тактические, оперативные, текущие
Форма фиксации Официально предъявленные, подразумевающиеся
Потребность Желательные, нежелательные, надуманные
Степень обоснованности Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные
Реалистичность Реальные осуществимые; нереальные, неосуществимые
Уровни управления Общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения (организации), их структурных единиц
Политический смысл Фактически выполняемые; декларируемые, провозглашаемые
Объем Общие, частные, локальные
Характер Конечные, промежуточные
Степень выполнения Выполненные полностью, частично, невыполненные

После выбора целей переходят к следующему этапу проектирования – оценке текущего состояния объекта. На этом этапе необходимо решение ряда задач:

§ провести анализ с помощью избранных оценочных критериев сильных и слабых сторон объекта;

§ ранжировать недостатки объекта;

§ определить, какие недостатки и с чьей помощью могут быть устранены;

§ определить место проектируемого объекта в пространстве;

§ определить связи с другими объектами.

Следующая стадия проектирования – определение потенциала развития объекта. Он определяется на основе оценки текущего состояния этого объекта и намеченных целей. Далее определяется, каким путем можно быстро достичь цели. Для этого необходимо определить:

§ как расширить функции проектируемого объекта;

§ как повысить качество функционирования;

§ что сделать, чтобы выполняемые функции соответствовали ожиданиям;

§ чьи и какие потребности могут быть удовлетворены в ходе функционирования проектируемого объекта;

§ как улучшить финансово-экономические показатели объекта;

§ как обеспечить взаимодействие субъектов, причастных к функционированию объекта и др.

Следующая стадия проектирования – непосредственная разработка программы решения социальных проблем. Проект программы обычно подготавливается группой разработчиков, после чего дорабатывается с использо­ванием двух методик: всеобщее обсуждение и «мозговой штурм».

Процесс всеобщего обсуждения требует много времени, учет всех его результатов довольно затруднен. Однако достоинствами этого метода являются возможность появления новых идей и новое качество приня­тия программы. Все участвующие в обсуждении данного документа ощуща­ют свою сопричастность к программе и свою ответственность за ее выполнение.

«Мозговой штурм» – интенсивная методика, даю­щая более весомые результаты. Формируется груп­па составом не более 7 – 10 человек (считается, что в противном случае группа не сможет эффективно работать в одном помещении и над одной проблемой). Если количество участников мозгового штурма намного превышает эту цифру, лучше разделить их на несколько групп. Ведущий должен быть знаком с целями социального проекта и с этой методикой.

Можно ознакомить участников «мозгового штурма» с предварительными материалами заблаговременно. Если текст документа не слиш­ком велик, лучше это сделать непосредственно перед нача­лом обсуждения – иначе результаты обдумывания подверг­нутся излишней самоцензуре и многие ценные мысли могут быть отброшены. Разумеется, разного рода отвлечения от этой работы (телефонные переговоры, перемещения из комнаты в комнату и т.д.), а также всякие внешние временные ограничения недопустимы.

Все участники «мозгового штурма», не соблюдая субординации (по очереди, по алфавиту или используя иной метод, исключающий давление одних индивидов на других), излагают свои предложения и свое суждение о программе. На этом этапе не предусматривается никаких оценок, применения критериев практичности, экономи­ческой целесообразности и даже исполнимости. Все предложения фиксируются в письменном виде.

На втором этапе все предложения рассматриваются с точки зрения их желатель­ности и реалистичности (пока без аргументации). Такое об­суждение позволяет отбросить абсолютно бесперспективные идеи и ранжировать внесенные предложения в порядке воз­растания (убывания) их желательности.

Наконец, на третьем этапе работы происходит обсуждение каждого предложения с развернутой аргументацией «за» и «против», исходящей как от авторов предложения, так и от любого участника об­суждения.

Поскольку участники «мозгового штурма» устают, испытываемые ими чувства раздражения, агрессивности, нетерпи­мости и т.п. могут проявиться в ходе активной дискуссии. Ве­дущий должен знать, что именно на этом этапе чаще всего в «мозговом штурме» случается кризис, который бесполезно пы­таться нивелировать. По окончании всеобщего обсуждения, когда все аргументы исчерпаны, логично устроить перерыв, во вре­мя которого все участники, так или иначе, отрегулируют свои отрицательные эмоции. После перерыва, как правило, наблю­дается всплеск результативности деятельности: предложения достаточно быстро одобряются или отвергаются, иногда они могут быть развиты, иногда фрагменты отвергнутых идей в сочетании с каким-нибудь приемлемым предложением получают признание. Результаты обсуждения в письменном виде передаются разработчикам программы. Функция «мозгового штурма» этим ограничивается. Разумеется, некоторые предложения его участников будут впоследствии переформулированы после ана­лиза их юридической базы, ресурсных потребностей и т.д. Воз­можно также отвержение даже весьма привлекательных предложений, их откладывание до лучших времен.

Проект программы дорабатывается с использованием необходимых критериев требований к его качеству, например, отсутствие декларативно­сти, профессионализм исполнителей, отсутствие подробной детализации (она уместна не в программе, а в квартальных и месячных планах ее реализации) и т.п.

Разработка программы – сложный поисковый этап социального проектирования, требующий разработки «де­рева проблем» и «дерева целей», построения шкалы приоритетности достижения целей. Создать «дерево проблем» можно на основе сопоставления множества «сеток» (матриц) взаимного влияния проблем. Методики их построения разнообразны и зави­сят как от характера исходной информации, так и от приоритетов разработчиков, однако функции и принципы построения сходны. Существуют следующие методики матрицирования [20]:

§ социальное картографирование – особый способ организации и представления данных в виде проблемно- ориентированной «сет­ки», характеризующей «поисково-прогнозно-проектное поле» применительно к исследуемому объекту. В ходе со­циального картографирования используются имеющиеся статистические показатели, результаты исследований. К этой ме­тодике примыкают зондажно-информационные обследования объекта; способы «паспортизации» населения микрорайона, го­рода и т.д., включая фиксацию сети элементов социальной ин­фраструктуры; информационно-аналитическая информация об оказании населению услуг и др.;

§ выборочные опросы местных жителей с использованием ан­кет, интервью и других достоверных способов, позволяющих диагностировать жизненные проблемные ситуации и пути их разрешения. В этой методике используются процедуры, позво­ляющие получить данные о степени информированности населения о существующих услугах, действующих организациях и т.п.;

§ экспертные опросы должностных лиц и специалистов-практи­ков, исследователей, изучающих существующие социальные проблемы и способы их разрешения. Эта методика дополняет­ся анализом нормативных документов и специальной литера­туры по данной проблеме;

§ организация мониторинга, способствующего отслеживанию по­стоянства показателей в области исследуемых проблем, с тем, чтобы на основе существующих тенденций иметь возможность делать прогнозы о перспективах состояния социального объекта. Это довольно дорогостоящая и объемная методика; достовер­ный прогноз требует большого объема данных и длительного периода времени.

Результаты всех процедур используются в совокупности, что позволяет не только увидеть острые про­блемы и картину социальной ситуации, но и применить определенный комплекс действий, чтобы разрешить эти проблемы, либо хотя бы предотвратить негативную динамику их развития.

Непосредственным руководством к действию являются планы деятельности, составляемые на месяц, квартал, год. Мероприятия включаются в планы исходя из двух оснований:

§ алгоритмизация про­граммы, т.е. ее поэтапное деление – с указанием: что за чем должно следовать, что чем обусловлено,

§ на­личие ресурсов, т.е. наличие (или отсутствие) тех или иных экономи­ческих, материальных, организационных и кадровых возможностей.

Планы являются для исполнителей локаль­ным нормативным распорядительным документом.

Последняя стадия проектирования – контрольнад реализацией программы и ее коррекция. Контроль и коррекция бывают непрерывными и плановыми. Непрерывные контроль и коррекция подразумевают доработку базо­вых данных программы ее авторами и исполнителями. Потребность в этом возникает при изменении социально-экономической ситуа­ции, демографической обстановки, внедрении новых технологий деятельности, утверждении иных приоритетов, принятии новых нормативно-законодательных актов и т.д. Кроме того, отклонения в реализации программы или ошибки в ней могут постепенно выявляться в процессе деятельности. Плановые контроль и коррекция осуществляются по этапам, каждый из которых имеет промежуточный результат. В конце каждого полугодия или года анализируется выполнение программы и оценивается, насколько итог деятельности способствует продвижению к намеченным целям. Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть. Используют три аксиомы:

1) необходимо постоянно устранять неопределенность: даже тщательно разработанные программы и планы не могут учесть всех деталей развития социального объекта, тем более в изменяющейся ситуации. Поэтому непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим обстоятельствам – обязательное условие эффективного гибкого планирования;

2) ожидание кризиса заставляет предусмотреть систему экстрен­ных мер, которые при необходимости могут быть быстро при­менены. Любой процесс сопряжен с трудностями, внутренними проблемами. Контроль позволяет заме­тить первые признаки надвигающейся опасности и предотвра­тить их нарастание;

3) необходимо отметить первые проявления успеха и воздать долж­ное тем, кто способствовал успеху.

Разумеется, процесс программно-целевого проектирования не исключает промежуточных стадий, а какие-то его стадии могут иметь второстепенное значение, но в целом его основное содержание можно представить следующим образом [10] (см. таблицу 3):

Таблица 3

Основное содержание процесса программно-целевого проектирования

Актуальные вопросы Компоненты программы
Что должно быть достигнуто? Цель программы
Что требуется сделать для достижения цели? Основные задачи, перечень мероприятий
Во что обойдется реализация программы? Ресурсы (кадровые, материальные, финансовые, информационные)
К какому времени должна быть выполнена программа? Сроки реализации
Каков механизм организации работы по реализации программы? Организационная структура
Как оценивается выполнение программы? Учет, контроль
Какие изменения необходимо внести в содержание и реализацию программы? Текущие коррективы
В каком объеме выполнена программа? Результаты реализации программы

Наши рекомендации